Эффективность реализации регионального компонента средствами трудового воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 22.06.2022

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Майорова, О. Е. Эффективность реализации регионального компонента средствами трудового воспитания / О. Е. Майорова, Л. Е. Клипаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93390/ (дата обращения: 25.04.2024).



Региональный компонент, впервые обозначенный ФГОС ДОО [1] как обязательный компонент образовательной программы дошкольного образования, приобретает все большую значимость в настоящее время.

Региональный компонент в дошкольном образовании — это составляющая и направляющая патриотического воспитания детей, включающая региональные и национальные особенности малой Родины дошкольников [2].

В современных геополитических условиях особенно остро ощущается необходимость воспитания чувства патриотизма у детей, а именно путем создания условий для зарождения основ патриотического сознания дошкольников для возникновения возможностей их позитивной социализации, формирования их личности таким образом, чтобы они были способны созидать, а не только потреблять. Поэтому патриотическое воспитание следует начинать именно в дошкольном возрасте, и региональный компонент будет неотъемлемой и ведущей частью данного процесса.

По нашему мнению, трудовая деятельность станет оптимальным средством реализации регионального компонента в ходе патриотического воспитания дошкольников, во-первых, по причине того, что она объединяет внутри себя разные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд), связанные друг с другом по ряду общих признаков; во-вторых, в силу своей универсальности; в-третьих, из-за того, что в дошкольном возрасте она позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт детей с новыми приобретаемыми знаниями, выработать у них активную жизненную позицию, максимально реализовать их творческие способности и применить на практике полученные знания и опыт.

Действительно, трудовая деятельность считается одним из эффективных средств воспитания детей, о чем утверждал мыслитель и педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский, который стоял у истоков возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Так вот В. А. Сухомлинский более полувека назад говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [4].

Между тем, возможности трудового воспитания не в полной мере раскрыты в дошкольном образовании; в частности, они недооцениваются педагогами и родителями в ходе реализации регионального компонента.

По нашему мнению, эффективность реализации регионального компонента в г. Владимире средствам трудового воспитания возможно достичь, реализуя с дошкольниками следующие виды труда:

1) Труд в природе.

Общеизвестно, что г. Владимир — это древний город, население которого на протяжении истории активно занималось растениеводством. Именно поэтому в г. Владимире в настоящее время выращивается множество культурных растений, посадка и уход за которыми посильны даже дошкольникам. Так, с дошкольниками возможно устроить огород на окне (выращивание лука) или мини-огород на территории участка детского сада (выращивание свеклы, моркови злаковых культур и др.), а также разбить цветник.

Отразить результаты такой деятельности возможно в форме лэпбука. Лэпбук — это тематическая папка с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, с которыми дошкольник может разнообразно манипулировать (доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению и др.) [3].

Важно, что материал в лэпбук дети могут собирать сами. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные трудовые задания, провести наблюдения за посадками, изучить, проанализировать и систематизировать полученные ими результаты выращивания растений.

Например, на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира по результатам труда в природе был создан лэпбук, содержащий следующие разделы:

– конверт с семенами;

– дневник садовода «Что мы посадили?», предполагающий изображение посаженных культур и плана их расположения на грядке;

– кармашек с карточками-памятками «Условия посадки культурных растений и цветов в г. Владимире»;

– памятка «Как ухаживать за растениями»;

– алгоритмы «Жизненный цикл культурных растений» и «Жизненный цикл цветов»;

– конструктор на липах «Части растения», направленный на правильное расположение органов растений и называние их;

Считаем, что работа с содержимым данного лэпбука в последующем поможет детям быстро освежить в памяти представления о выращивании растений в природных условиях г. Владимира.

2) Хозяйственно-бытовой труд.

Как уже указывалось выше, г. Владимир — древний город. Он является одним из городов туристического маршрута «Золотое кольцо», а значит, привлекает множество туристов. А что в первую очередь отличает добросовестных хозяев? Конечно же, чистота и порядок.

Именно поэтому на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира важное внимание уделялось следующим трудовым действиям детей:

– поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне (моют и убирают игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок и принести их обратно, протирают листья растений, протирают пыль со стульев, помогают младшему воспитателю повесить чистые полотенца);

– выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки).

В старшей группе детям давались поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети помогали педагогу в подклеивании книг, коробок для игр. Они принимали участие в расчистке дорожек от снега, уборке мусора.

3) Ручной труд.

Владимирщина издревле славилась своими ремеслами и искусством узора: это и белокаменная резьба, и Владимирские узоры, и художественная ковка, и Мстерская лаковая миниатюра, и Владимирская гладь, и Ковровская глиняная игрушка, и Гусевской хрусталь, и Покровский пряник, и др.

Именно поэтому силами дошкольников и их родителей на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира регулярно обновлялась выставка «Владимирские ремесла», включающая как предметы народных промыслов, так и результаты продуктивной деятельности детей:

– декоративное рисование и лепка по мотивам народно-прикладного искусства (например, Ковровская глиняная игрушка, Владимирские узоры, Мастерская лаковая миниатюра и др.);

– конструирование макетов исторических объектов русского зодчества (например, Золотые ворота, церковь Покрова-на-Нерли и др.);

– рисование по рассматриваемым краеведческим темам;

– создание объектов искусства (аппликации) для оформления тематических стендов.

4) Самообслуживание.

Город Владимир издревле не раз держал оборону от внешних врагов, спасался от пожаров, и в современных условиях на его территории расположено несколько воинских и пожарных частей. А, как известно, дисциплина первостепенна у представителей данных профессий.

Поэтому с детьми старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира мы закрепляли умения умывания, раздевания и одевания на прогулку, ко сну, пользования туалетом, пользования носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратного приёма пищи. Воспитанники ежедневно выполняли элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формировало привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).

Приобрести навыки культуры быта детям помогли и примеры родственников наших воспитанников — папа одной из девочек рассказал, как аккуратно солдаты заправляют в армии кровать.

Таким образом, очевидно, что обращение к разным видам трудовой деятельности, а также привлечение родителей позволяет на базе дошкольной образовательной организации эффективно реализовать региональный компонент средствами трудового воспитания.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 года № 1155 // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г.
  2. Галич, Т. Н. Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации / Т. Н. Галич, Е. А. Плустенко // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 414–415.
  3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 2011. — 287с.
Основные термины (генерируются автоматически): владимир, региональный компонент, Детский сад, старшая группа, дошкольное образование, ребенок, трудовое воспитание, древний город, Ковровская глиняная игрушка, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся...

О региональном компоненте содержания дошкольного...

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным

В российской системе дошкольного образования обновляется содержание образования и воспитания детей: в действии ведущие комплексные...

Региональный компонент в развитии изобразительной...

Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение...

Особенности формирования опыта трудовой деятельности...

Отсюда в структуре опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного

Таблица 1. Опыт трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 2 представлена программа педагогической диагностики детей старшей группы на начало...

Региональный компонент в системе дошкольного образования

Реализация регионального компонента в системе экологического воспитания ДОУ. Наш детский сад «Рябинка» расположен рядом с

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе. Региональный компонент в системе...

Организация трудовой деятельности в природе посредством...

В старшей группе детского сада данная модель реализуется педагогами при проведении «Трудовых

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой...

Современные подходы к модели трудового воспитания детей...

Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий

Решая проблему трудового воспитания детей, большинство воспитателей опираются на

Педагогические подходы кмодели трудового воспитания детей компенсирующей группы...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию...

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом вокруг воспитателя.

Воспитание трудолюбия в старшей группе | Статья в журнале...

Воспитание трудолюбия в старшей группе. Автор: Козакова Людмила Ильинична.

‒ Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

«Ктотрудится в детском саду». Образовательные: Учить различать профессии взрослых по существенным признакам.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Реализация регионального компонента в нравственном...

Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Региональный компонент на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся...

О региональном компоненте содержания дошкольного...

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным

В российской системе дошкольного образования обновляется содержание образования и воспитания детей: в действии ведущие комплексные...

Региональный компонент в развитии изобразительной...

Региональный компонент в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение...

Особенности формирования опыта трудовой деятельности...

Отсюда в структуре опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного

Таблица 1. Опыт трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 2 представлена программа педагогической диагностики детей старшей группы на начало...

Региональный компонент в системе дошкольного образования

Реализация регионального компонента в системе экологического воспитания ДОУ. Наш детский сад «Рябинка» расположен рядом с

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе. Региональный компонент в системе...

Организация трудовой деятельности в природе посредством...

В старшей группе детского сада данная модель реализуется педагогами при проведении «Трудовых

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой...

Современные подходы к модели трудового воспитания детей...

Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий

Решая проблему трудового воспитания детей, большинство воспитателей опираются на

Педагогические подходы кмодели трудового воспитания детей компенсирующей группы...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию...

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом вокруг воспитателя.

Воспитание трудолюбия в старшей группе | Статья в журнале...

Воспитание трудолюбия в старшей группе. Автор: Козакова Людмила Ильинична.

‒ Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

«Ктотрудится в детском саду». Образовательные: Учить различать профессии взрослых по существенным признакам.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Реализация регионального компонента в нравственном...

Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Региональный компонент на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос