Региональный компонент, впервые обозначенный ФГОС ДОО [1] как обязательный компонент образовательной программы дошкольного образования, приобретает все большую значимость в настоящее время.
Региональный компонент в дошкольном образовании — это составляющая и направляющая патриотического воспитания детей, включающая региональные и национальные особенности малой Родины дошкольников [2].
В современных геополитических условиях особенно остро ощущается необходимость воспитания чувства патриотизма у детей, а именно путем создания условий для зарождения основ патриотического сознания дошкольников для возникновения возможностей их позитивной социализации, формирования их личности таким образом, чтобы они были способны созидать, а не только потреблять. Поэтому патриотическое воспитание следует начинать именно в дошкольном возрасте, и региональный компонент будет неотъемлемой и ведущей частью данного процесса.
По нашему мнению, трудовая деятельность станет оптимальным средством реализации регионального компонента в ходе патриотического воспитания дошкольников, во-первых, по причине того, что она объединяет внутри себя разные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд), связанные друг с другом по ряду общих признаков; во-вторых, в силу своей универсальности; в-третьих, из-за того, что в дошкольном возрасте она позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт детей с новыми приобретаемыми знаниями, выработать у них активную жизненную позицию, максимально реализовать их творческие способности и применить на практике полученные знания и опыт.
Действительно, трудовая деятельность считается одним из эффективных средств воспитания детей, о чем утверждал мыслитель и педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский, который стоял у истоков возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Так вот В. А. Сухомлинский более полувека назад говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [4].
Между тем, возможности трудового воспитания не в полной мере раскрыты в дошкольном образовании; в частности, они недооцениваются педагогами и родителями в ходе реализации регионального компонента.
По нашему мнению, эффективность реализации регионального компонента в г. Владимире средствам трудового воспитания возможно достичь, реализуя с дошкольниками следующие виды труда:
1) Труд в природе.
Общеизвестно, что г. Владимир — это древний город, население которого на протяжении истории активно занималось растениеводством. Именно поэтому в г. Владимире в настоящее время выращивается множество культурных растений, посадка и уход за которыми посильны даже дошкольникам. Так, с дошкольниками возможно устроить огород на окне (выращивание лука) или мини-огород на территории участка детского сада (выращивание свеклы, моркови злаковых культур и др.), а также разбить цветник.
Отразить результаты такой деятельности возможно в форме лэпбука. Лэпбук — это тематическая папка с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, с которыми дошкольник может разнообразно манипулировать (доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению и др.) [3].
Важно, что материал в лэпбук дети могут собирать сами. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные трудовые задания, провести наблюдения за посадками, изучить, проанализировать и систематизировать полученные ими результаты выращивания растений.
Например, на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира по результатам труда в природе был создан лэпбук, содержащий следующие разделы:
– конверт с семенами;
– дневник садовода «Что мы посадили?», предполагающий изображение посаженных культур и плана их расположения на грядке;
– кармашек с карточками-памятками «Условия посадки культурных растений и цветов в г. Владимире»;
– памятка «Как ухаживать за растениями»;
– алгоритмы «Жизненный цикл культурных растений» и «Жизненный цикл цветов»;
– конструктор на липах «Части растения», направленный на правильное расположение органов растений и называние их;
Считаем, что работа с содержимым данного лэпбука в последующем поможет детям быстро освежить в памяти представления о выращивании растений в природных условиях г. Владимира.
2) Хозяйственно-бытовой труд.
Как уже указывалось выше, г. Владимир — древний город. Он является одним из городов туристического маршрута «Золотое кольцо», а значит, привлекает множество туристов. А что в первую очередь отличает добросовестных хозяев? Конечно же, чистота и порядок.
Именно поэтому на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира важное внимание уделялось следующим трудовым действиям детей:
– поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне (моют и убирают игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок и принести их обратно, протирают листья растений, протирают пыль со стульев, помогают младшему воспитателю повесить чистые полотенца);
– выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки).
В старшей группе детям давались поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети помогали педагогу в подклеивании книг, коробок для игр. Они принимали участие в расчистке дорожек от снега, уборке мусора.
3) Ручной труд.
Владимирщина издревле славилась своими ремеслами и искусством узора: это и белокаменная резьба, и Владимирские узоры, и художественная ковка, и Мстерская лаковая миниатюра, и Владимирская гладь, и Ковровская глиняная игрушка, и Гусевской хрусталь, и Покровский пряник, и др.
Именно поэтому силами дошкольников и их родителей на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира регулярно обновлялась выставка «Владимирские ремесла», включающая как предметы народных промыслов, так и результаты продуктивной деятельности детей:
– декоративное рисование и лепка по мотивам народно-прикладного искусства (например, Ковровская глиняная игрушка, Владимирские узоры, Мастерская лаковая миниатюра и др.);
– конструирование макетов исторических объектов русского зодчества (например, Золотые ворота, церковь Покрова-на-Нерли и др.);
– рисование по рассматриваемым краеведческим темам;
– создание объектов искусства (аппликации) для оформления тематических стендов.
4) Самообслуживание.
Город Владимир издревле не раз держал оборону от внешних врагов, спасался от пожаров, и в современных условиях на его территории расположено несколько воинских и пожарных частей. А, как известно, дисциплина первостепенна у представителей данных профессий.
Поэтому с детьми старшей группы МБДОУ «Детский сад № 87» г. Владимира мы закрепляли умения умывания, раздевания и одевания на прогулку, ко сну, пользования туалетом, пользования носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратного приёма пищи. Воспитанники ежедневно выполняли элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формировало привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).
Приобрести навыки культуры быта детям помогли и примеры родственников наших воспитанников — папа одной из девочек рассказал, как аккуратно солдаты заправляют в армии кровать.
Таким образом, очевидно, что обращение к разным видам трудовой деятельности, а также привлечение родителей позволяет на базе дошкольной образовательной организации эффективно реализовать региональный компонент средствами трудового воспитания.
Литература:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 года № 1155 // Российская газета — Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г.
- Галич, Т. Н. Региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации / Т. Н. Галич, Е. А. Плустенко // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 414–415.
- Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 2011. — 287с.