Право российских граждан и их объединений на достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха, воды, животного мира и других природных объектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Сусликова, К. С. Право российских граждан и их объединений на достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха, воды, животного мира и других природных объектов / К. С. Сусликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 144-148. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93384/ (дата обращения: 24.04.2024).



В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно природоохранного законодательства, граждане и общественные организации могут отслеживать информацию о состоянии воздуха, воды и животного мира на соответствующих официальных сайтах органов публичной власти. На конкретных примерах автор показывает, что зачастую предоставляемая экологическая информация устаревшая и противоречивая. В статье обращается внимание на то, что официальные данные часто не совпадают с информацией общественных организаций и выводами ученых-экологов. В связи с этим проблема достоверности информации о состоянии окружающей среды, гарантируемой статьей 42 Конституции Российской Федерации, приобретает все большую актуальность.

Объясняется эта ситуация несовершенством технологий как сбора и анализа экологической информации, так и самой цифровизации этой информации, а также несовершенством соответствующей правовой базы. В связи с этим должна осуществляться повсеместная цифровизация экологической информации одновременно с соответствующими изменениями законодательства, с корректированием и совершенствованием существующих механизмов предоставления экологической информации для открытого доступа.

Ключевые слова: достоверная информация о состоянии окружающей среды, экологическая информация, право на достоверную информацию, конституционное право, цифровизация экологической информации.

Атмосферный воздух, вода, леса, животный и растительный мир являются теми компонентами, которые формируют окружающую человека среду. От состояния отдельных компонентов окружающей природной среды зависит ее состояние в целом. Это прямо сказывается на здоровье человека, на уровне его жизни в настоящем и влияет на будущее.

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также, об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него и т. д [2].

Росгидромет в своем обзоре состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2019 год приводит следующие данные. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что качество атмосферного воздуха городов по ряду показателей сохраняется по-прежнему неудовлетворительным. В 40 городах (18 % городов) наблюдался высокий или очень высокий уровень загрязнения, из них более половины расположены в Сибирском федеральном округе, на территории которого сосредоточены крупные предприятия черной и цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, топливной, нефтехимической, нефтегазодобывающей и химической промышленности. В 35 городах с населением 10,7 млн. человек были отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК (предельно допустимая концентрация), за год было зафиксировано 139 случая превышения 10 ПДК загрязняющих веществ. В России наблюдается увеличение выбросов транспортными средствами и одновременное снижение выбросов от стационарных источников, результатом чего стали незначительные колебания совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 133 городах с населением 50,6 млн. человек средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК [12]. Но Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор), в свою очередь, сообщает, что за последние 20 лет по результатам социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора отмечается снижение в 12,57 раз доли неудовлетворительных проб атмосферного воздуха с 8,8 % в 1996 году до 0,7 % в 2017 году [14].

Выбросы ртути в окружающую среду, чрезвычайно вредные для человека и природы, составляют в России, согласно материалам Совета безопасности Российской Федерации, десятки тысяч тонн в год. Для того чтобы обезопасить здоровье человека и окружающую среду от выбросов ртути и ее соединений, в 2013 году была разработана Минаматская конвенция. Согласно конвенции к 2020 году должно быть запрещено производство, экспорт и импорт целого ряда продуктов, содержащих ртуть [17]. Российская Федерация подписала, но не ратифицировала данную конвенцию, хотя правовая база для охраны здоровья человека от воздействия ртути существует еще с 1983 года благодаря требованиям ГОСТ, относящимся к безопасности труда при производстве, связанным с использованием ртути.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2010 года определены также правила обращения с некоторыми отходами производства и потребления, такими как ртутьсодержащие лампы, термометры, которые могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде [8]. С момента подписания Минаматской конвенции в 2014 году конкретных мер для подготовки к ее ратификации принято не было, в то время как большинство развитых стран это уже сделали. В стране нет полноценной системы приема ртутьсодержащих отходов, как нет и эффективного информирования физических лиц о правилах и местах их утилизации, обязанность такого информирования возложена на органы местного самоуправления. На данный момент информированием граждан по данному вопросу занимаются экологические организации, например, в Воронеже — Воронежская региональная общественная организация «Центр экологической политики».

Если обратиться к Докладу Уполномоченного по правам человека, то наиболее остро граждан волнует проблема утилизации отходов производства и потребления, их обезвреживания и переработки. Образующиеся на полигонах источники загрязнения (фильтрат и т. н. свалочный газ), отравляя почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, влекут за собой тяжелейшие экологические последствия и создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей [10].

Показательным примером является жалоба жителя г. Балашихи Московской области на нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства эксплуатацией полигона ТБО «Кучино», расположенного в непосредственной близости от зоны жилой застройки. После освещения затронутой проблемы в Докладе о деятельности Уполномоченного за 2016 год полигон ТБО «Кучино» стал предметом широкого общественного обсуждения, в том числе по вопросу его незаконной эксплуатации, который был поднят в ходе прямой линии с Президентом Российской Федерации, состоявшейся в июне 2017 года. В результате совместных усилий функционирование опасного предприятия удалось прекратить, в настоящее время полигон закрыт. Но проблему утилизации отходов закрытие полигона все же не решает.

По мнению Уполномоченного, решить данную проблему и сопутствующую ей недостоверность официальной экологической информации возможно только при «наличии открытого конструктивного диалога между бизнес-сообществом, органами власти, учеными, экспертами, общественными объединениями и гражданами» [10].

В свете данной проблемы стоит обратить на американскую систему измерения загрязняющих веществ, которые проводятся независимыми экспертными организациями. Этот бизнес лицензированный, государство выдает лицензии и следит за достоверностью информации. Если организация будет уличена в недостоверности данных, то ее лишат лицензии и повторно она не сможет ее получить. В 90 % случаях эта система работает эффективно (есть, конечно же, исключения в виде фирм-однодневок), но качество окружающей среды обеспечивается на должном уровне, притом, что в США большое количество загрязнителей, но в большинстве случаев их загрязняющая деятельность прекращается.

Наглядным примером грубого искажения экологической информации является противоречие по данным о нефтяных авариях и их последствиях. Недропользователи (нефтяные компании) сообщают о разливах порядка 5 000 тонн нефти в течение года. Росприроднадзор ежегодно фиксирует с учетом проверок объем нефтеразливов порядка 17 000 тонн. Согласно Докладу министра природных ресурсов и экологии С. Е. Донского в России ежегодно разливается полтора миллиона тонн нефти [9]. По оценке Гринпис, опирающегося на данные независимых экспертов, в России каждый год разливается 4 500 000 тонн нефти. Так сколько же тонн нефти разливается в России? Точная цифра никому не известна. Нефтяные компании сообщают далеко не обо всех разливах, а надзорные органы не успевают следить за ситуацией. При этом нефтяные компании, Росприроднадзор и Минприроды дают совершенно разные цифры, которые к тому же в разы меньше экспертных данных. Разливы нефти, если их не устранять, имеют губительные последствия для экосистем [16].

К сожалению, с водой дело обстоит намного хуже. Почти половина населения России не обеспечена безопасной питьевой водой, а каждая третья проба воды из источников питьевого водоснабжения не соответствует не то что европейским, но даже отечественным стандартам [13]. Тысячи предприятий сбрасывают в реки и озера опасные химические вещества, которые затем неминуемо попадают в организм человека — через воду и продукты питания. Какие же правомочия граждан предусмотрены законодательством для получения информации о качестве воды?

Согласно пунктам 10, 11 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов [3].

В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» [3].

Что касается информированности граждан о состоянии лесов, то можно снова констатировать очевидное противоречие между данными государственных органов и данными независимых экспертов. Так, по данным Института космических исследований Российской академии наук, Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук, в 2004 году была составлена карта российских лесов, которая значительно отличается от официальной, и на основании которой сделаны выводы, что треть лесного фонда России образуют лиственные и вторичные деградированные леса, занявшие места прежних высокопродуктивных коренных лесов, использованных в ходе интенсивных рубок. Эти леса малопригодны для лесной промышленности. Огромные участки земель, ранее покрытых лесами, теперь заняты обезлесенными территориями [11].

Лесной кодекс Российской Федерации за время своего существования менялся уже 62 раза — 59 наборов поправок были внесены федеральными законами и две — постановлениями Конституционного суда. Федеральным законом «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в России была введена система контроля за оборотом древесины и некоторых важнейших видов лесной продукции [4]. Одним из нововведений данного закона стала Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней. Изначально введение ЕГАИС позиционировалось как действенный способ охраны лесов от незаконных рубок. Первые годы применения этой системы показали, что на масштабы незаконных рубок повлиять она практически не может. Несмотря на существенные недостатки, система ЕГАИС позволяет заинтересованным сторонам получить информацию о том, какие именно организации вовлечены в те или иные лесные сделки, затрагивающие те или иные лесные участки. И в некоторых случаях это оказывается полезным для выявления виновников некоторых нарушений [15].

В борьбе с незаконными рубками государственные органы могут взаимодействовать с общественными экологическими организациями, менять законодательство в соответствии с их предложениями. Такое сотрудничество имело место в случае вырубки ценного леса под видом борьбы с короедом. Санитарные рубки проводят, когда лес поражён болезнью или короедом. Убирают больные деревья, вырубают участки погибающего леса. Однако в последние годы под видом санитарных рубок широко распространилась банальная заготовка ценной древесины. Эту ситуацию возможно было предотвратить, если бы начали исполняться поправки к Лесному кодексу, которые внесли требование об обязательном размещении в интернете актов лесопатологического обследования (какую болезнь или вредителя леса нашли) до начала санрубок. В пояснительной записке авторы поправки указали, что кодекс дополняется в связи с необходимостью «обеспечить возможность общественного контроля» [5].

Однако в сентябре 2016 года Минприроды утвердило документ, который позволяет размещать в интернете акт лесопатологического обследования без приложений, содержащих информацию о месторасположении участка под вырубку [8]. Это решение подвергалось критике экспертов, и в феврале 2017 года удалось устроить встречу представителей Гринпис России и WWF России с руководством Минприроды и Рослесхоза. В результате обсуждений все участники пришли к выводу, что необходимо размещать в интернете акты обследования вместе с точными схемами размещения лесосек. Через восемь месяцев был опубликован соответствующий приказ Минприроды с новыми правилами лесопатологических обследований, на основании которых проводят санрубки [7].

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О животном мире» в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира [1]. Кадастр содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Несмотря на то, что в целом государственные органы размещают экологическую информацию на своих официальных ресурсах в сети «Интернет», данная информация носит общий шаблонный характер, часто неактуальна и уже устарела. Насколько эта информация соответствует действительному положению, остается неизвестным. Часто большинство разделов находится в тестовом режиме, в разработке и являются недоступными. На рассмотренных примерах видно, что зачастую официальные данные и данные общественных организаций очень сильно разнятся. Проблема доступа к достоверной, оперативной, соответствующей действительности экологической информации для российских граждан все еще очень актуальна.

Литература:

  1. О животном мире: федер. закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об охране атмосферного воздуха: федер. закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О водоснабжении и водоотведении: федер. закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов: федер. закон от 30.12.2015 N 455-ФЗ // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде: постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О внесении изменений в порядок проведения лесопатологических обследований, утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.09.2016 г. N 480: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 августа 2017 года № 459 // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 сентября 2016 года N 470 // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на Коллегии Минприроды России от 25 февраля 2014 года. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. // Дата обновления 08.06.2022. Доступ из http://www.mnr.gov.ru/press/publication/doklad_ministra_prirodnykh_resursov_i_ekologii_rossiyskoy_federatsii_s_e_donskogo_na_kollegii_minpri/?sphrase_id=40474.
  10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год: доклад Уполномоченного по правам человека в Рос. Федерации от 17.04.2018 г. // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Карта российских лесов // Дата обновления 08.06.2022. Доступ из http://www.vydel.ru/index_vydel_karta_lesov.htm.
  12. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2019 год. Официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из http://meteorf.gov.ru/upload/iblock/9d7/Обзор %20состояния %20и %20загрязнения %20окружюащей %20среды %20в %20Российской %20Федерации %20за %202019 %20год.pdf.
  13. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году: государственный доклад Роспотребнадзора // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Дата обновления 08.06.2022. Доступ из https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=10800.
  15. Печаткин В. В. Эволюция лесопользования и лесовосстановления в России: мифы и реальность // Дата обновления 08.06.2022. Доступ из https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-lesopolzovaniya-i-lesovosstanovleniya-v-rossii-mify-i-realnost.
  16. Проект «Нефтяные разливы». Официальный сайт Гринпис // Дата обновления 08.06.2022. Доступ из http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/oil-spills.
  17. Minamata Convention on Mercury // [Электронный ресурс]. Дата обновления 08.06.2022. Доступ из http://www.mercuryconvention.org.
Основные термины (генерируются автоматически): животный мир, Российская Федерация, окружающая среда, Россия, экологическая информация, атмосферный воздух, данные, питьевая вода, тонна нефти, Лесной кодекс.


Ключевые слова

конституционное право, экологическая информация, достоверная информация о состоянии окружающей среды, право на достоверную информацию, цифровизация экологической информации

Похожие статьи

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ

Экологический кодекс РФ, окружающая среда, Экологический кодекс, экологическое законодательство, российское законодательство, Экологический кодекс Франции, зарубежный опыт, область охраны, РФ...

Необходимость принятия Экологического кодекса РФ

Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда. В российском же законодательстве и практике

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ. Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое...

Содержание конституционного права на благоприятную...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность, здоровье. Экологическая политика в стране осуществляется через определенные органы государственной власти, в...

Конституционное право граждан на экологическую информацию

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность, здоровье граждан, обязательное финансирование, внеплановая проверка... Основные направления государственной политики в...

Экологические проблемы регионов России и их влияние на...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность, здоровье граждан, обязательное финансирование, внеплановая проверка... Анализ воздействия загрязненной окружающей...

Законность в сфере окружающей среды | Статья в сборнике...

Качество окружающей среды является одним из главнейших факторов для всего

Добыча нефти сопровождается загрязнением грунтовых вод засоленными водами.

По признанию организаторов рейтинга, ни один из регионов России не может быть отнесен к категории...

окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный...

атмосферный воздух, Башкортостан, окружающая среда, III, окружающая природная среда, альтернативное средство передвижения, радиационный

охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация, радиоактивное загрязнение, оптимальная окружающая...

Роль экологического права в решении задач по защите...

охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация, радиоактивное загрязнение, оптимальная окружающая среда

Загрязнение окружающей среды оказывает множественные воздействия на качество пресной воды, что имеет длительные последствия.

Экологические проблемы нефтяной промышленности России

В статье исследованы экологические проблемы влияния нефтяной промышленности в России

Современные масштабы развития российской экономики и связанный с этим рост

Нефтяная промышленность несёт в себе колоссальные опасности для окружающей среды и...

Похожие статьи

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ

Экологический кодекс РФ, окружающая среда, Экологический кодекс, экологическое законодательство, российское законодательство, Экологический кодекс Франции, зарубежный опыт, область охраны, РФ...

Необходимость принятия Экологического кодекса РФ

Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда. В российском же законодательстве и практике

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ. Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое...

Содержание конституционного права на благоприятную...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность, здоровье. Экологическая политика в стране осуществляется через определенные органы государственной власти, в...

Конституционное право граждан на экологическую информацию

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность, здоровье граждан, обязательное финансирование, внеплановая проверка... Основные направления государственной политики в...

Экологические проблемы регионов России и их влияние на...

окружающая среда, Российская Федерация, благоприятная окружающая среда, атмосферный воздух, охрана, экологическая эффективность, здоровье граждан, обязательное финансирование, внеплановая проверка... Анализ воздействия загрязненной окружающей...

Законность в сфере окружающей среды | Статья в сборнике...

Качество окружающей среды является одним из главнейших факторов для всего

Добыча нефти сопровождается загрязнением грунтовых вод засоленными водами.

По признанию организаторов рейтинга, ни один из регионов России не может быть отнесен к категории...

окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный...

атмосферный воздух, Башкортостан, окружающая среда, III, окружающая природная среда, альтернативное средство передвижения, радиационный

охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация, радиоактивное загрязнение, оптимальная окружающая...

Роль экологического права в решении задач по защите...

охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация, радиоактивное загрязнение, оптимальная окружающая среда

Загрязнение окружающей среды оказывает множественные воздействия на качество пресной воды, что имеет длительные последствия.

Экологические проблемы нефтяной промышленности России

В статье исследованы экологические проблемы влияния нефтяной промышленности в России

Современные масштабы развития российской экономики и связанный с этим рост

Нефтяная промышленность несёт в себе колоссальные опасности для окружающей среды и...

Задать вопрос