Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Мурачева, Е. В. Формирование положительного эмоционального отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе с использованием пескотерапии и игр Воскобовича / Е. В. Мурачева, И. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93363/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье раскрываются виды эмоционального отношения детей к школьному обучению и методы формирования положительного отношения к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональное отношение, готовность к школьному обучению, положительное отношение к школе, пескотерапия, игры Воскобовича.

Проблема положительного эмоционального отношения к школе нашла отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей в структуре готовности к школьному обучению. В тоже время ее изучению уделяется недостаточное внимание.

У ребенка с недоразвитием речи, имеющего своеобразие развития эмоциональной сферы, может появиться негативное отношение к началу обучения в школе, которое оказывает большое влияние на успешность его школьного обучения в целом. Недостаток сведений и методов развития положительного эмоционального отношения дошкольников с речевым недоразвитием к обучению в школе послужил основанием для реализации моего проекта.

Проект реализовывался на базе МБДОУ г. Иркутска № 77. Где мною были обследованы старшие дошкольники с общим недоразвитием речи в количестве 22 человек (ЦГ) и 19 нормально развивающихся сверстников (КГ).

Объект: эмоциональное отношение к школе в структуре готовности к началу школьного обучения.

Предмет: эмоциональное отношение к началу школьного обучения детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Цель исследования:

— диагностика эмоционального отношения дошкольников с речевым недоразвитием к началу обучения в школе;

— формирование положительного и коррекция негативного эмоционального отношения направлений их педагогической поддержки;

— проведение контрольной диагностики и выявление результатов реализации проекта.

На первом этапе, с помощью беседы, модифицированного варианта МЦВ теста Люшера и методики «Незаконченные предложения» нами изучалось эмоциональное отношение детей к началу школьного обучения. Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1

Было выявлено, что положительное отношение к учебе в школе у детей с нормальным развитием является доминирующим (57,89 %). В тоже время у дошкольников с нарушением речи преобладающим является неопределенное и отрицательное отношения к школе (50,00 % и 31,81 %).

В связи с полученными результатами обследования, было решено разработать и реализовать методы формирования положительного отношения детей с речевыми нарушениями к обучению в школе.

А именно:

— информационная педагогическая поддержка родителей и детей (беседы, консультации и др.);

— можно предложить родителям побеседовать с ребенком на школьные темы, рассказывать о своем опыте школьного обучения, своей учебе и любимых учителях.

  • Информационная поддержка родителей также может быть организована по-разному:

1. Журнал для родителей. Темы: «Ваш ребенок — будущий первоклассник»; «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику»; «8 советов родителям будущих первоклассников».

2. Выставка на тему: «Это нужно для школы».

3. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении.

4. Консультации на тему: «Как выбрать школу»; «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»; «Немного об игре» и т. д.

5. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»

6. Семинар — практикум «Игры для подготовки к школе».

7. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Беседа с детьми «Школа — мой новый дом», также может быть организован просмотр видеофрагментов о положительных эмоциях детей в школе.

  • Педагогическая поддержка:

— педагогическая поддержка через игровую деятельность (сюжетно-ролевые, соревновательные подвижные игры на школьную тематику);

— использовать сюжетно-ролевые и соревновательные игры на школьную тематику. Основной целью которых является закрепление положительного отношения к школе и имеющихся у детей представлений о ней, а также уточнение правил школьного поведения и т. д. [59]. Например, такие сюжетно-ролевые игры, как «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок математики» и т. д.

Для развития наблюдательности, закрепления знаний детей о назначении школьных предметов можно использовать соревновательные подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка», «Найди!» и т. д. Также можно предлагать детям с данным типом отношения к школе рассматривать школьные принадлежности и загадывать загадки о них и т. д.

Также особое место в педагогической поддержке занимает включение в игры и занятия элементов пескотерапии (для снижения эмоционального напряжения, формирования положительных представлений о будущем обучении в школе и т. д.). Например, изобрази на песке школу и расскажи, для чего она нужна. Как ты думаешь, у тебя будет много друзей? Какие предметы изучают в школе и др.

Игры Воскобовича можно включать в различные игры с целью развития познавательных навыков. Например: квадрат Воскобовича, Игровизор, Чудо-крестики.

  • Чтение художественной литературы:

— педагогическая поддержка через чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о школе и т. д.).

Следует обратить внимание на чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни и заучивание стихов. Большое значение при работе с данной группой детей имеет ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. Необходимо подбирать рассказы и стихи о школе так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое — либо простенькое задание.

Далее можно подключить чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни. Например: «Этикет первоклассника в стихах: как вести себя в школе» / Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва; «Знакомство со школой: азбука первоклассника в стихах» / И. Агеева; «Поздравления, пожелания, приветствия, наказы, советы первоклашкам в стихах»; Сказка «Лесная школа» / М. А. Панфилова.

  • Стимуляция активности ребенка

— педагогическая поддержка через стимуляцию активности ребенка (экскурсии в школу, занятия с различными специалистами на школьную тематику и др.).

Экскурсия направлена, на формирование у детей правильного представления о школе, стремления как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе. А также для того, чтобы познакомить детей с организацией учебы, с оформлением школы, учебными классами, с правилами внутреннего распорядка школьной жизни.

  • Продуктивные виды деятельности

— педагогическая поддержка через продуктивные виды деятельности (аппликации и рисунки на школьную тему и др.).

Для закрепления полученных знаний и положительных эмоций после экскурсии в школу, можно выполнить различные рисунки и поделки на данную тематику. Например, аппликация на тему: «Портфель для Буратино»; рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс» и др.

По завершению проекта была проведена итоговая диагностика, результаты которой представлены в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2

Результаты которой показали, что по отношению к детскому саду существенных различий между дошкольниками с речевым недоразвитием и их нормально развивающимися сверстниками не обнаружено, и большинство детей относятся к обучению в школьном учреждении позитивно.

Таким образом, в процессе систематического, целенаправленного педагогического и семейного воздействия дополняются знания детей, полученные в детском саду, расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника и его положительное отношение к началу обучения в школе.

Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению является оптимальным вариантом по формированию устойчивого положительного отношения к предстоящему обучению у ребенка, имеющего нарушения речевого развития.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер; под ред. О. Г. Свердловой. — М.: Знание, 1994.
  2. Дружинин, А. Первый раз в первый класс / А. Дружинин, О. Дружинина. — М.: Центрполиграф, 2003. — 215 с.
  3. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / пособие для воспитателей дет.сада / А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. В. Неверович / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.
  4. Нежнова, Т. А. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шести- и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе / Т. А. Нежнова, Е. А. Филипова.– М.: Просвещение, 1991.
  5. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  6. Пищаева М. В. Физиологические основы здоровья: Готовность к обучению. Учебное пособие / М. В. Пищаева, С. В. Денисова, В. Ю. Маслова. — Арзамас: АГПИ, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, школьное обучение, педагогическая поддержка, положительное отношение, школьная жизнь, детский сад, начало обучения, речевое недоразвитие, школьная тематика, эмоциональное отношение.


Ключевые слова

пескотерапия, готовность к школьному обучению, эмоциональное отношение, положительное отношение к школе, игры Воскобовича

Похожие статьи

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.

Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Рассматривая психолого-педагогический аспект проблемы подготовки ребенка к школьному обучению, в работе детского

Перестройка обучения в начальной школе предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию. Дети должны не только усвоить определенный объем...

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное...

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» [2]. Именно в этих словах великого русского психолога Л. С. Выготского обозначена важная роль того интеллектуального и...

Формирование готовности к школе у детей муниципального...

ребенок, школа, семья, обучение, положительное отношение, родитель, будущий школьник, детский сад

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе. Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада.

Особенности адаптации первоклассников к обучению в начальной...

 Младший школьный возраст – это вершина детства. У ребенка еще сохраняются многие детские качества — наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, легкомыслие.

Процесс адаптации первоклассника к обучению в школе приходится на возрастной кризис семи лет.

Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма

Под «педагогической поддержкой» О. С. Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и

Сама поддержка может рассматриваться нами как особая деятельность, которая отлична от процессов обучения и воспитания.

Влияние психологической готовности к школе на процесс...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. /

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка...

Система работы ДОУ по формированию школьной зрелости...

Готовность к школьному обучению — это сложное образование, которое предполагает высокий уровень развития мотивационной

В детском саду разработан механизм, позволяющий успешно решать задачи по подготовке детей к школе. В начале конце учебного...

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное...

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка. Особенности подготовки детей дошкольного возраста... Самооценка как один из факторов готовности детей...

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

Школьная адаптация – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению и недооценивать ее значение невозможно.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе.

Похожие статьи

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей.

Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Рассматривая психолого-педагогический аспект проблемы подготовки ребенка к школьному обучению, в работе детского

Перестройка обучения в начальной школе предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию. Дети должны не только усвоить определенный объем...

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное...

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» [2]. Именно в этих словах великого русского психолога Л. С. Выготского обозначена важная роль того интеллектуального и...

Формирование готовности к школе у детей муниципального...

ребенок, школа, семья, обучение, положительное отношение, родитель, будущий школьник, детский сад

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе. Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада.

Особенности адаптации первоклассников к обучению в начальной...

 Младший школьный возраст – это вершина детства. У ребенка еще сохраняются многие детские качества — наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, легкомыслие.

Процесс адаптации первоклассника к обучению в школе приходится на возрастной кризис семи лет.

Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма

Под «педагогической поддержкой» О. С. Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и

Сама поддержка может рассматриваться нами как особая деятельность, которая отлична от процессов обучения и воспитания.

Влияние психологической готовности к школе на процесс...

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. /

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка...

Система работы ДОУ по формированию школьной зрелости...

Готовность к школьному обучению — это сложное образование, которое предполагает высокий уровень развития мотивационной

В детском саду разработан механизм, позволяющий успешно решать задачи по подготовке детей к школе. В начале конце учебного...

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное...

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка. Особенности подготовки детей дошкольного возраста... Самооценка как один из факторов готовности детей...

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

Школьная адаптация – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению и недооценивать ее значение невозможно.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе.

Задать вопрос