Изменение места проектного офиса в структуре управления современными компаниями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 26.06.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Волков, А. В. Изменение места проектного офиса в структуре управления современными компаниями / А. В. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 369-372. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93361/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор пытается проследить тенденцию изменения роли и значимости проектного офиса в организационной структуре и системе управления современных компаний, а также подхода к его созданию и решаемым задачам.

Ключевые слова: проектный офис, реальность, управление, стратегия, эффективность.

События последних трех лет, имеющие огромное влияние на геополитическую обстановку в очередной раз подтверждают, что SPOD[1]-мир начал стремительно превращаться в VUCA[2]-мир. Изменения появляются постоянно и их объем нарастает. Порой достаточно одного изменения или импульса, чтобы понять в необходимости пересмотра целого ряда подходов. Раньше человеку было достаточно закончить учебное заведение и этих знаний хватало на всю жизнь, в том числе и передачи следующим поколениям, то сейчас знания могут обесцениваться по нескольку раз за жизнь, появляется потребность в освоении новых. В качестве примера можно привести слова одного из героев рассказа И. Ильфа и Е. Петрова «Последняя встреча», что примечательно, написанного еще в 1935 году:

«Сколько учиться пришлось!... Я все эти пятнадцать лет учился. … И сейчас учусь» [1].

В ответ нарастающему кому изменений в окружающей обстановке происходят изменения и в менеджменте, как в науке управления социальными системами. В этом можно убедиться на примере дискуссий о необходимости долгосрочных стратегий, неэффективности жестких иерархий и категоричности, эффективности гибкости в технологиях управления.

На фоне разговоров эффективности гибких технологий управления и принятия решения мы можем наблюдать усиление бизнес-роли Проектных офисов. И это реальная потребность самих компаний, а не навязанная мода. Мы убедиться в этих изменениях по участившимся рестартам традиционных Проектных офисов (средний срок работы Проектного офиса 1,5–2 года) и наблюдая за постепенным слиянием Проектных офисов со стратегическими блоками компаний.

Здесь необходимо оговорить, что подразумевается под, так называемым, «традиционным» Проектным офисом.

Основной задачей любой управленческой структуры является выстраивание правил для управляемой деятельности и обеспечение их исполнения. Нюанс заключается в уровне управленческой иерархии, в который встроена эта структура управления. И чтобы уловить особенность «традиционных» Проектных офисов рассмотрим в Таблице 1 жизненный цикл компании в привязке к формализации проектной деятельности.

Таблица 1

Этапы жизненного цикла компании

Этап жизненного цикла

Формализация проектной деятельности компании

Создание

Формализация проектной деятельности не осуществляется. Проекты реализуются интуитивно.

Становление

Идет формализация отдельных процессов компании, инструменты проектной деятельности используются разрозненно. Нет целостной модели.

Стабильность

Проектная деятельность воспринимается как новомодный инструмент, своего рода эксперимент.

Выявление и формализация процессов развития и стратегического управления

Изменения становятся важной частью жизни компании. Формализация проектной деятельности как основы изменений становиться важной потребностью.

Живая компания

Управление проектами становиться частью общего менеджмента, частью корпоративной культуры. Проектный офис становится культурой стратегического управления компании

Большинство «традиционных» Проектных офисов возникает на этапе стабильности, когда в компании уже сформированы основные подразделения, реализующие основной пул типовых проектов. Чтобы обосновать и доказать нужность своего создания, Проектный офис должен привнести «добавочную стоимость», которой ранее не было. В роли этого обычно выступает консолидация контрольных функций за уже реализуемыми проектами. И время на привнесение этой деятельности и ограничено 1,5–2 годами, после которых Проектных офис целесообразно расформировывать. До этого возможны два условных варианта развития событий:

  1. Проектному офису удается взять контроль над реализуемыми проектами и создать действенную систему управления и предоставления отчетности, и он становиться ненужным.
  2. Проектному офису не удается взять контроль и решить поставленную задачу в силу разных причин. В этом варианте Проектный офис становиться тем более ненужным.

Из сказанного можно сделать вывод, что «традиционные» Проектные офисы находятся на среднем, тактическом уровне управления и решают задачи, которые перехватываются или дублируются существующими организационными структурами и поэтому на этом уровне роль Проектного офиса объективно ограничена во времени и неэффективна.

Наиболее эффективный способ деятельности Проектного офиса в современных реалиях, это его интеграция в стратегический уровень управления. Это не означает, что надо просто приписать «традиционному» Проектному офису функции фильтрации стратегических и нестратегических проектов. Это значит, что Проектный офис новой формации становится тем подразделением, которое совместно с топ-менеджментом разрабатывает стратегию компании, далее превращает эту стратегию в набор проектов, тем самым делая все проекты компании стратегическими. Таким образом Проектный офис новой формации является важнейшей частью бизнес-процессов, так как отвечает за жизнеспособность и конкурентоспособность компании на стратегическом горизонте.

Если отбросить политические материи, то модель Стратегического контура управления может иметь структуру, проиллюстрированную на рисунке 1.

Структура Стратегического контура управления

Рис. 1. Структура Стратегического контура управления

Подразделения, реализующие типовые проекты, связаны со Стратегическим проектным офисом не административно, а методологически, совместно разрабатывая планы работ и правила реализации проектов. Отдельные (разовые) проекты выполняются сводными проектными командами при организационной поддержке Стратегического проектного офиса.

Кратко обозначим роль группы стратегического мониторинга и анализа — поддержание стратегии в актуальном состоянии.

В заключение более подробно обозначим роли группы стратегических изменений:

– превращение утвержденной стратегии в набор мероприятий и обеспечение доведения их до нужных результатов — основная и самая важная роль.

Другими ролями являются:

– предоставление экспертного заключения для топ-менеджмента;

– формирование методологии для реализации типовых проектов;

– организация корпоративной культуры;

– администрирование операционной и функциональной деятельности.

Качественно выполнять эти роли можно выполнять только тогда, когда Проектный офис встроен в стратегический контур управления и имеет достаточное административное влияние.

Литература:

  1. Заренков В. А. Управление проектами: учеб. пособие; 3-е изд. — М.: АСВ, 2014.

2. Управление проектами, информационно-аналитический журнал,

3. № 50–51, 2019.

4. Ильф И., Петров Е. Последняя встреча. — М.: Альфа-книга, 2010.


[1] Steady (устойчивость), Predictable (предсказуемость), Ordinary (простота), Definite (определённость).

[2] Volatility (нестабильность), Uncertainty (неопределённость), Complexity (сложность), Ambiguity (неоднозначность)

Основные термины (генерируются автоматически): Проектный офис, проектная деятельность, проект, стратегический контур управления, жизненный цикл компании, изменение, корпоративная культура, офис, роль группы, Стратегический проектный офис.


Похожие статьи

Особенности организации проектного офиса в компании

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами.

На сегодняшний день многие компании используют в своей деятельности проектный метод управления.

Проектный офис: необходимость, разновидности...

Разновидности проектного офиса и их функционал. Ключевые слова: проектный офис, проектно-ориентированный подход

Корпоративный проектный офис — структурное подразделение, отвечающее за поддержку и развитие корпоративной системы проектного...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Библиографическое описание: Стадниченко, А. Ф. Проектное управление как инструмент

Проект — это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных

Она координирует все типы имеющихся ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта...

Управление проектами и программами стратегического...

Проектный подход предусматривает формирование организационной структуры, которая будет осуществлять непосредственное управление проектами и программами (например, проектный офис). Дальнейшее развитие управления стратегическим развитием и программами...

Управление проектами и программами стратегического...

Ключевые слова: стратегическое развитие, команда проекта, программы развития, стратегия, управление проектами, проектный подход, компетенция. Практическое использование проектного управления для большинства хозяйствующих субъектов достаточно актуально...

Эффективность корпоративной системы управления проектами...

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами. В общем случае проектный офис является элементом корпоративной системы управления проектами компании (КСУП), который.

Формирование корпоративной системы управления проектами...

Особенности организации проектного офиса в компании. Модель системы Управления Проектами | Статья в журнале... Система управления проектами и методов управления ИТ-проектами. Этап анализ деятельности компании...

Понятие, роль и актуальность проектного управления в России

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию этой модели.

Организация корпоративной системы управления проектами...

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами. В общем случае проектный офис является элементом корпоративной системы управления проектами компании (КСУП), который.

Проектное управление в системе образования на примере...

проектное управление, проектный менеджмент, управление в образовании, менеджмент в образовании, образовательные проекты

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной...

Похожие статьи

Особенности организации проектного офиса в компании

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами.

На сегодняшний день многие компании используют в своей деятельности проектный метод управления.

Проектный офис: необходимость, разновидности...

Разновидности проектного офиса и их функционал. Ключевые слова: проектный офис, проектно-ориентированный подход

Корпоративный проектный офис — структурное подразделение, отвечающее за поддержку и развитие корпоративной системы проектного...

Проектное управление как инструмент реализации стратегии...

Библиографическое описание: Стадниченко, А. Ф. Проектное управление как инструмент

Проект — это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных

Она координирует все типы имеющихся ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта...

Управление проектами и программами стратегического...

Проектный подход предусматривает формирование организационной структуры, которая будет осуществлять непосредственное управление проектами и программами (например, проектный офис). Дальнейшее развитие управления стратегическим развитием и программами...

Управление проектами и программами стратегического...

Ключевые слова: стратегическое развитие, команда проекта, программы развития, стратегия, управление проектами, проектный подход, компетенция. Практическое использование проектного управления для большинства хозяйствующих субъектов достаточно актуально...

Эффективность корпоративной системы управления проектами...

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами. В общем случае проектный офис является элементом корпоративной системы управления проектами компании (КСУП), который.

Формирование корпоративной системы управления проектами...

Особенности организации проектного офиса в компании. Модель системы Управления Проектами | Статья в журнале... Система управления проектами и методов управления ИТ-проектами. Этап анализ деятельности компании...

Понятие, роль и актуальность проектного управления в России

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленной на реализацию этой модели.

Организация корпоративной системы управления проектами...

Ключевые слова: проектный офис, организация проектного офиса, корпоративная система управления проектами. В общем случае проектный офис является элементом корпоративной системы управления проектами компании (КСУП), который.

Проектное управление в системе образования на примере...

проектное управление, проектный менеджмент, управление в образовании, менеджмент в образовании, образовательные проекты

Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной...

Задать вопрос