Современные проблемы противопожарной безопасности в локомотивном комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 340 раз

Библиографическое описание:

Безбородов, С. О. Современные проблемы противопожарной безопасности в локомотивном комплексе / С. О. Безбородов, Д. В. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93359/ (дата обращения: 19.10.2024).



Ключевые слова: локомотивы, электровозы, тепловозы, противопожарная безопасность, железная дорога, возгорание.

Железнодорожный комплекс остается развивающейся структурой. Растет количество грузовых и пассажирских перевозок, однако, ввиду сложившейся экономической ситуации возникают некоторые трудности в развитии компании.

В нашей стране иногда возникают сложности в преодолении расстояния между населенными пунктами. В ближайшей перспективе — увеличение скорости движения, удлинение плеч обслуживания. В программе развития холдинга до 2030 года — дальнейшее увеличение скорости движения поездов, как одно из ключевых и важнейших моментов. Но на ряду с этим необходимо обеспечить развитие комплекса соответствующей инфраструктуры. Быстрота перемещения увеличит спрос, как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Появится больший интерес к компании.

Немаловажным остается вопрос обеспечения безопасности движения поездов. Повышение нагрузки на технические средства железных дорог, в том числе и на локомотивный парк ведет к повышению рисков выхода из строя оборудования. Особое внимание стоит уделить противопожарным мероприятиям в локомотивном комплексе. Локомотивный парк в нашей стране весьма многочислен и разнообразен. Основу локомотивного парка Московской железной дороги составляют электровозы: ВЛ10; ЭП20; ЭП2К, ЧС7 и другие. А также тепловозы: ЧМЭ3, 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ25, ТЭМ7 и т. д.

Предупреждению и исключению возгораний на локомотивах уделяется особое внимание.

Проведенный анализ случаев за последние годы показал, что большой процент возгораний приходятся на тепловозы. При этом, пожары чаще случаются после выхода локомотива с текущего ремонта 2-го и 3-го объёмов.

Одной из причин является то, что при выпуске локомотивов из ремонта автоматические системы пожаротушения разоборудованы, не укомплектованы или по техническим причинам отключены. Также наблюдаются сбои в алгоритме работы системы пожарной сигнализации. Это приводит к тому, что локомотивные бригады принимают локомотив с выключенной системой пожарной сигнализации, получая приказы на следование без нее. Еще одной из причин можно считать некачественное техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения, по причине низкой квалификации обслуживающего персонала, а также нехватки запасных частей и комплектующих. Зачастую работники могут оставить инструмент на локомотиве после проведения планового вида ремонта. Следствием некачественного ремонта является нарушение работоспособности узлов.

При приемке локомотива из депо и при смене на путях локомотивные бригады в виду нехватки времени производят осмотр пожароопасных мест и средств пожаротушения поверхностно, хотя согласно инструкции, при ТО-1, помощник машиниста обязан обратить особое внимание на противопожарный инвентарь, огнетушители и их даты проверок, наличие песка для тушения и другого инвентаря для борьбы с возгоранием. Также локомотивной бригаде необходимо ознакомиться с записями в журнале технического состояния формы ТУ — 152, обращать внимание на соединения проводов и состояние изоляции, утечке горюче-смазочных материалов.

Согласно статистике возгорания чаще происходят в силовых электрических цепях локомотивов.

К пожарам приводят неисправности следующих узлов:

  1. Силовые электрические цепи
  2. Топливная система дизеля
  3. Турбокомпрессор
  4. ВВК
  5. Тяговый трансформатор
  6. Тяговый электродвигатель
  7. Электрические цепи управления
  8. Система охлаждения тяговых электродвигателей и выпрямительных установок
  9. Механическое вспомогательное оборудование и их приводы
  10. Неисправность подогревателя топлива — попадание дизельного топлива в водяную систему
  11. Нагрев с последующим загоранием силовых кабелей тяговых электродвигателей
  12. Короткое замыкание силовых кабелей
  13. Воспламенение дизельного масла и топлива, скопившегося в выпускном коллекторе левого турбокомпрессора по причине закоксованности дренажного трубопровода.

Именно этим агрегатам стоит уделять особое внимание.

Проанализировав данную ситуацию в локомотивном комплексе, можно вывести следующие пути решения проблемы:

  1. Улучшения качества проведения ремонта;
  2. Повышение уровня квалификации ремонтного персонала;
  3. Увеличение времени на приемку и техническое обслуживание локомотивов бригадами;

Любой из этих аспектов заслуживает внимания и изучения, но стоит обратить особое внимание на тему «Совершенствование системы осмотров локомотивов помощником машиниста во время стоянки и в пути следования для минимизации и исключения пожаров».

Данная тема остается актуальной, поскольку большинство случаев возгораний можно предотвратить своевременным осмотром и выявлением технической неисправности или совокупности факторов, которые могут привести к пожару.

Согласно инструкции № ЦТ-ЦУО-175 машинист обязан «при небольшом очаге пожара ликвидировать его, используя имеющиеся огнетушители, а на локомотивах, оборудованных установкой пожаротушения, при пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, привести в действие установку и приступить к тушению пожара».

Для более качественного выполнения своих должностных обязанностей в части выполнения ТО-1 локомотивной бригадой считаем целесообразным произвести модернизацию на локомотивах системы освещения путем замены ламп накаливания диодными лампами, которые потребляют меньшее количество электроэнергии выделят большее количество света в то же время являются более безопасными.

Также обеспечить надежное крепление пожарных ведер в специально организованных местах и замену песка на видах текущих ремонтов, а также после замечаний в журнале формы ТУ-152 сделанных машинистом.

Необходимо усилить контроль и ответственность за выпуск локомотивов с утечками горюче-смазочных материалов. Помощник машиниста пи возможности обязан осматривать узлы и агрегаты локомотива, а при приемке обращать особое внимание на подтеки выплавляющегося олова с шин, запах изоляции, следы подгара, места возможного перетирания и соприкосновения проводов с металлическим корпусом.

Литература:

  1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
  2. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. В редакции указания МПС России от 04.10.2001 № -1672у;
  3. Распоряжение об утверждении «Порядка действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации» № ЦТ-205/р.
Основные термины (генерируются автоматически): особое внимание, выпуск локомотивов, локомотив, локомотивная бригада, локомотивный комплекс, локомотивный парк, пожар, пожарная сигнализация, помощник машиниста.


Похожие статьи

Работа телемеханической системы контроля бодрствования машиниста

К вопросу о безопасности на авиационном транспорте

Обзор высотной пожарной техники для тушения и спасения людей

На сегодняшний день на повестке дня стоит проблема обеспечения высотной техники при тушении пожара, в которых возникает необходимость при эвакуации людей из высотных зданий. Данная проблема технологического характера существует для многих передовых с...

Анализ технического состояния токосъемных элементов токоприемников скоростных поездов на Московском центральном кольце

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Метрологическое обеспечение в локомотивном хозяйстве, а также весовое хозяйство в железнодорожной отрасли должны развиваться и совершенствоваться, что позволит обеспечить безопасность движения железнодорожного транспорта.

Проблемы и меры противодействия при техническом обслуживании железнодорожных локомотивов

В данной работе всесторонне и системно проанализированы проблемы, существующие в области технического обслуживания локомотивов. Предложены меры по улучшению проблемы, чтобы работы по ремонту железнодорожных локомотивов вышли на новый этап.

Риски при эксплуатации электрооборудования

Статья посвящена некоторым рискам при выполнении работ в электроэнергетической области.

Новые технологии пожаротушения на особо взрывопожароопасных объектах

В данной статье рассматриваются применяемые и новые технологии пожаротушения на особо взрывоопасных объектах; на применен некоторых систем проанализированы современные средства пожаротушения, которые обеспечивают эффективность их применения в целом д...

Анализ безопасности эксплуатации железнодорожных переездных комплексов на основе видеоматериалов интернета

В статье рассмотрены происшествия на железнодорожных переездах, выполнена обработка информации из сети интернет, сделаны выводы о влиянии различных факторов на аварийность.

Современные подходы к обеспечению пожарной безопасности спортивных объектов

В статье автор рассматривает современные подходы к обеспечению пожарной безопасности и возможность их применения в рамках обеспечения пожароохраны при эксплуатации спортивных сооружений.

Похожие статьи

Работа телемеханической системы контроля бодрствования машиниста

К вопросу о безопасности на авиационном транспорте

Обзор высотной пожарной техники для тушения и спасения людей

На сегодняшний день на повестке дня стоит проблема обеспечения высотной техники при тушении пожара, в которых возникает необходимость при эвакуации людей из высотных зданий. Данная проблема технологического характера существует для многих передовых с...

Анализ технического состояния токосъемных элементов токоприемников скоростных поездов на Московском центральном кольце

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Метрологическое обеспечение в локомотивном хозяйстве, а также весовое хозяйство в железнодорожной отрасли должны развиваться и совершенствоваться, что позволит обеспечить безопасность движения железнодорожного транспорта.

Проблемы и меры противодействия при техническом обслуживании железнодорожных локомотивов

В данной работе всесторонне и системно проанализированы проблемы, существующие в области технического обслуживания локомотивов. Предложены меры по улучшению проблемы, чтобы работы по ремонту железнодорожных локомотивов вышли на новый этап.

Риски при эксплуатации электрооборудования

Статья посвящена некоторым рискам при выполнении работ в электроэнергетической области.

Новые технологии пожаротушения на особо взрывопожароопасных объектах

В данной статье рассматриваются применяемые и новые технологии пожаротушения на особо взрывоопасных объектах; на применен некоторых систем проанализированы современные средства пожаротушения, которые обеспечивают эффективность их применения в целом д...

Анализ безопасности эксплуатации железнодорожных переездных комплексов на основе видеоматериалов интернета

В статье рассмотрены происшествия на железнодорожных переездах, выполнена обработка информации из сети интернет, сделаны выводы о влиянии различных факторов на аварийность.

Современные подходы к обеспечению пожарной безопасности спортивных объектов

В статье автор рассматривает современные подходы к обеспечению пожарной безопасности и возможность их применения в рамках обеспечения пожароохраны при эксплуатации спортивных сооружений.

Задать вопрос