Опыт внедрения кооперативного метода обучения Спенсера Кагана на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 1332 раза

Библиографическое описание:

Ширяева, И. В. Опыт внедрения кооперативного метода обучения Спенсера Кагана на уроках английского языка / И. В. Ширяева, М. А. Трубецких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 343-349. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93317/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современное образование требует использовать современные методы воспитания и обучения. Таковым бесспорно является метод кооперативного обучения Спенсера Кагана, который нас заинтересовал. Предлагаем практические решения по применению некоторых обучающих структур данного метода на уроках английского языка.

Ключевые слова: групповая работа, кооперативное обучение, совместное обучение, Спенсер Каган, обучающие структуры.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся важную роль на уроке играет групповая работа, поэтому каждый учитель стремится эффективно организовывать работу в малых группах. При этом очень часто выделяются успешные обучающиеся, которые выполняют большую часть работы в группах, в то время как остальные остаются в стороне образовательной деятельности. Как результат — увеличение разрыва в образовательных возможностях и достижениях среди обучающихся.

Решение данной проблемы мы находим для себя в ином построении образовательной деятельности, в основе которого лежит кооперативное обучение — метод обучения, предполагающий сотрудничество обучающихся в группах и достижение желаемых результатов при взаимодействии друг с другом, где каждый из них при этом — активный участник [1].

Многочисленные исследования показывают, что данный метод развивает в обучающихся необходимые в наше время гибкие навыки, такие как сотрудничество, коммуникабельность, критическое и творческое мышление, способность к рефлексии и пр. Вовлекаясь в активную учебную деятельность, обучающиеся совместно формулируют цели, ставят новые учебные задачи и находят способы их решения, слушают мнения других, высказывают собственные, обсуждают, спорят, оценивают результаты своей деятельности, а также деятельности всей группы (команды).

Несомненно, наибольший вклад в историю развития данного метода внес американский профессор Спенсер Каган, который опубликовал множество книг и статей по совместному обучению. Более того, он является создателем и генеральным директором «Kagan Publishing and Professional Development» — крупного издательства, выпускающего и распространяющего книги, статьи и иные информационные ресурсы по данной теме.

Спенсер Каган определил основные принципы данного метода:

– положительная взаимозависимость — результат каждого обучающегося вносит вклад в достижение цели, стоящей перед всей группой; для общего успеха необходимо участие каждого;

– индивидуальная ответственность — каждый участник команды вовлечен в работу, несет ответственность за свою часть работы и может представить её результат;

– равное участие — равномерная ответственность и возможности для участия в совместной деятельности;

– командное взаимодействие — общение между участниками, выражение своих взглядов и мнений, помогающее продвигаться вперед [5].

На основе вышеперечисленных принципов доктор Каган и его команда разработали Концепцию обучающих структур.

Структуры — это особые приемы обучения, которые способствуют эффективному взаимодействию и сотрудничеству обучающихся [4]. Каган считает, что его структуры не требуют детальной проработки планов, учебных материалов и специальной подготовки. Они легко интегрируются в урок и становятся его составной частью.

Практически все приемы могут быть использованы с любым учебным материалом, некоторые структуры регулируют взаимоотношения обучающихся, работающих в парах, другие эффективны при организации групповой работы, третьи организуют работу всего класса [2]. Структуры могут быть применены как по отдельности, так и в различных комбинациях.

На данный момент обучающих структур насчитывается более 200, и они активно используются в школах по всему миру. Следовательно, педагогу требуется только подобрать подходящую структуру в соответствии с целями и задачами урока.

Представим наш опыт реализации метода кооперативного обучения на уроках английского языка.

  1. Этап подготовки учебного пространства.

Внедрение данного метода начинается с этапа подготовки учебного пространства. На этом этапе парты расставляются так, чтобы обучающиеся сидели друг напротив друга в группах по 4 человека. При этом парты отходят лучами от учительского стола для того, чтобы все сидели по направлению к учителю (Рис.1).

Рис. 1

Затем для организации работы в командах готовятся «мэнэдж мэты», которые содержат номер группы, номер участника в группе. При этом у каждого ученика есть «shoulder partner» («партнер по плечу») и «face partner» («партнер, сидящий напротив»). Эта нумерация очень помогает во время групповой работы — уже определена очередность высказываний, понятно, кто с кем работает в паре, обменивается работами при взаимопроверке, удобно назначать отвечающего от каждого стола и т. д. (Рис. 2)

Рис. 2

  1. Ознакомительно-мотивационный этап.

На данном этапе основной задачей становится — представить обучающимся групповую форму работы на уроке. Помимо объяснения принципов совместной работы, с учениками проводится беседа о том, как это поможет им развить гибкие навыки и почему это необходимо и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.

Учитель должен быть готов к тому, что при работе в группах уровень шума на уроке будет выше, чем при традиционных формах обучения. Поэтому необходимо рассказать о четырёх возможных уровнях громкости голоса на уроке:

1) тишина при индивидуальной работе;

2) тихий голос при работе в парах;

3) средний уровень громкости при работе в группе;

4) громкий и уверенный голос при выступлении.

Также обучающиеся знакомятся с сигналами тишины:

1) «Поднятая рука». Учитель или один из учеников молча поднимают руку вверх, остальные должны повторить это движение и молча поднять руку вверх.

2) «Повтори хлопок». При необходимости привлечь внимание обучающихся и отвлечь их от обсуждения в группах учитель может отбить ритм хлопками, а дети должны его повторить.

  1. Этап применения обучающих структур.
    1. Структура «Мысли на столе»

Для работы каждому ученику потребуются 4 листочка (их количество можно изменить в зависимости от задания). На каждом листочке обучающиеся записывают слова на заданную тему. Прежде чем написать слово, необходимо его вслух проговорить для того, чтобы слова не повторялись. После этого положить листочек в центр стола лицевой стороной вверх. Работу продолжают до тех пор, пока не используются все листочки. В итоге в центре стола должно быть 16 листочков с разными словами (Рис. 3).

Эту структуру можно использовать в ситуациях, когда нужно за короткое время сгенерировать новые идеи, например, при придумывании темы для сочинения или доклада, или аргументов для эссе. Также эта структура эффективно работает при повторении лексики.

Притом важно задать ограничение во времени, благодаря чему работа со структурой будет проходить активно и динамично.

Рис. 3

3.2 Структура «Крестики — нолики»

Работа с данной структурой подразумевает выявление связей между словами и, тем самым, стимулирует развитие у обучающихся критического и творческого мышления. Структуру удобно использовать как при изучении нового материала, так и при повторении или закреплении изученного.

Для выполнения можно использовать карточки, полученные при работе со структурой «Мысли на столе», либо заготовленные учителем карточки. Их необходимо перемешать и разложить в формате 3 x 3. Пронумеровать от 1 до 9. Далее обучающиеся по очереди выбирают три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) и составляют предложения с ними или выполняют другое задание учителя (Рис. 4 и 5).

Рис. 4

Рис. 5

Участники по очереди выбирают линию слов, составляют словосочетания либо предложения с ними. Каждому участнику дается ровно 20 секунд на высказывание, а после звукового сигнала начинает говорить следующий участник. За короткий промежуток времени можно повторить все изученные слова по теме, проговорить их вслух и проверить друг друга, а учитель имеет возможность подойти к столу и оценить работу каждого.

3.3 Структура «Шпаргалка»

Данная структура помогает быстро и эффективно повторить изученный материал и закрепить полученные знания по теме. Каждый ученик готовит одну карточку с вопросом и ответом. Также учитель может заранее подготовить карточки с вопросами, а обучающиеся должны будут записать ответ (Рис. 6).

Рис. 6

Внутри своей группы обучающиеся по очереди зачитывают свои вопросы и ответы, чтобы убедиться в правильности ответов и отсутствии повторения (в случае, если вопросы были придуманы самими учениками). В итоге за каждым столом должны быть сформулированы и записаны на карточках 4 вопроса с ответами (Рис. 7).

Рис. 7

Далее обучающиеся встают со своих мест и образуют пары с членами других групп, они показывают свой вопрос, скрывая ответ, если член команды затрудняется с ответом, они открывают ответ и, возможно, кратко его поясняют. Далее они обмениваются своими карточками и ищут нового партнера.

Учитель может задать определенное время для взаимодействия обучающихся в парах или определенное количество сменных пар. Либо же взаимный опрос и обмен карточками можно провести с помощью следующей структуры, которая называется «Круги».

3.4 Структура «Круги»

Структура «Круги» является действенным способом организации взаимодействия обучающихся в сменных парах. Обучающиеся встают в два круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. Движение внешнего и внутреннего круга определяет учитель. Внутренний круг, как правило, неподвижен, а внешний двигается вокруг него. При этом нужно ограничить время взаимодействия в парах. По сигналу обучающиеся, стоящие во внешнем круге, делают шаг по часовой стрелке для смены пары (Рис. 8 и 9).

Рис. 8

Рис. 9

Данная техника может использоваться на уроке, когда нужно повторить пройденный материал, например, с помощью взаимного опроса или отработать диалоги этикетного характера. Такая форма работы вносит разнообразие в ход урока, добавляет движения, позволяет эффективно организовывать работу в сменных парах.

Таким образом, мы видим, что данный метод позволяет вовлекать обучающихся в самостоятельную образовательную деятельность, в активное групповое взаимодействие с целью осознания себя частью команды и коллектива. За счет использования разнообразных обучающих структур обучающиеся получают возможность реализовывать себя в различных сферах деятельности и в комфортной для себя обстановке.

Литература:

  1. Русинова, Л. П. Кооперативное учение / Русинова Л. П. —Сарапул: —Педагогический словарь по темам, 2010. — с. 143.
  2. Ялышева, А. А. Сингапурская методика обучения / А. А. Ялышева. — Текст: непосредственный // Английский язык в школе. — 2014. — № 4. — С. 7–12.
  3. Kagan, Spencer Kagan Cooperative Learning / Spencer Kagan, Miguel Kagan. — San Clemente, CA: Kagan Cooperative Learning, 2015. — 528 c.
  4. Kagan, Spencer Kagan Structures: A Miracle of Active Engagement / Spencer Kagan. — Текст: электронный // kaganonline: [сайт]. — URL: https://www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/281/Kagan-Structures-A-Miracle-of-Active-Engagement (дата обращения: 01.06.2022).
  5. Kagan, Spencer Structures Optimize Engagement / Spencer Kagan. — Текст: электронный // kaganonline: [сайт]. — URL: https://www.kaganonline.com/free_articles/dr_spencer_kagan/293/Structures-Optimize-Engagement (дата обращения: 02.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): структура, обучающийся, работа, группа, групповая работа, кооперативное обучение, пар, слово, спенсер, урок.


Ключевые слова

групповая работа, совместное обучение, кооперативное обучение, Спенсер Каган, обучающие структуры

Похожие статьи

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы

В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...

Возможности использования метода скорочтения на уроках в начальной школе

Представленная статья посвящена проблеме использования методики скорочтения в условиях начального школьного обучения детей. Ориентированая в большей степени на учителей начальных классов. В статье рассматриваются возможности использования метода скор...

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке)

В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическо...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Использование принципа дифференцированного обучения иностранному языку с целью индивидуализации самостоятельной работы в школе

В статье автор исследует принцип дифференцированного обучения учащихся в школе на уроках английского языка, цель — это индивидуализация самостоятельной работы.

Похожие статьи

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Модульное обучение-преимущества и недостатки

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы

В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...

Возможности использования метода скорочтения на уроках в начальной школе

Представленная статья посвящена проблеме использования методики скорочтения в условиях начального школьного обучения детей. Ориентированая в большей степени на учителей начальных классов. В статье рассматриваются возможности использования метода скор...

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке)

В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическо...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Использование принципа дифференцированного обучения иностранному языку с целью индивидуализации самостоятельной работы в школе

В статье автор исследует принцип дифференцированного обучения учащихся в школе на уроках английского языка, цель — это индивидуализация самостоятельной работы.

Задать вопрос