Автор: Тухватуллин Булат Талирович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Тухватуллин Б. Т. Инновационное направление в обучении курсантов вузов внутренних войск МВД России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/42/5134/ (дата обращения: 18.12.2017).

Традиционная технология обучения в военном вузе (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам курсант, выступающий не как объект, а как субъект обучения. Переход школы от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает, несколько этапов:

- внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации курсанта, его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой курсант учится сам, а преподаватель осуществляет управление обучением.

Задача современной военной школы и педагогов направлена на освоение и внедрение педагогических технологий, позволяющих достигать гарантированных педагогических результатов.

Динамично изменяющиеся требования к современным специалистам определяют необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений, связанных с профессиональной подготовкой курсантов. Большое значение приобретает в связи с этим расширением и углубление инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования, разработка механизмов внедрения новшеств в практику работы преподавателей кафедр военных вузов. Все более возрастает общественно значимая роль инноваций и обмена современного опыта в системе профессионального образования военной школы и во всей образовательной системе.

Инновационная деятельность в системе образования обладает своими специфическими особенностями, как в научной теории, так и в педагогической практике. Следует отметить, что далеко не все педагоги уделяют достаточное внимание этому моменту [1, с.49-54].

Инновационный подход к делу способствует раскрытию творческого потенциала преподавателей вуза, обеспечивает эффективную деятельность учреждений высшего профессионального образования, как в режиме функционирования, так и в режиме развития. А это, в свою очередь, создает условия для приоритетного развития системы в целом. Инновации охватывают содержание образования, технологии обучения и воспитания, организационные формы, методы управления [4, с.29-37].

Изучение положительного опыта инновационной деятельности в вузах МВД РФ позволяет выделить пять основных организационно-педагогических условий ее осуществления:

1. Инновационная деятельность ведется на основе специально разработанной инновационной программы учебного заведения;

2. Внедрение нововведений не ущемляет права участников учебного процесса, не влияет на их здоровье и развитие;

3. Инновации востребованы педагогическим коллективом;

4.Отношения между преподавателями и курсантами строятся на принципе сотрудничества;

5. Участие педагогов в инновационной деятельности обусловлено положительной мотивацией, готовностью к позитивным переменам в учебно-воспитательном процессе [4, с.33-35].

Важная роль в успешном осуществлении инновационной деятельности принадлежит руководителю образовательного учреждения, который, прежде всего, определяет, соответствуют ли педагогические и материально-технические возможности вуза целям и задачам инновации.

Основным документом является план совершенствования учебно-материальной базы образовательного учреждения. Разработка такого плана включает в себя ряд последовательных этапов. На подготовительном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала образовательного учреждения, создание необходимых условий (инновационных программ, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и их функций. На втором этапе определяется содержание инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; методы диагностики, анализа, коррекции, определяется материальное обеспечение и составляется смета расходов. На третьем этапе продумывается система управления инновационной деятельностью. В идеале следует стремиться к тому, чтобы продуктом инновационной деятельности являлось не частичное, а системное обновление учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Большая часть проводимых инноваций имеет локальный характер и часто относится к изучению отдельных учебных дисциплин, применению конкретных методов и средств.

Главной преградой для внедрения образовательных инноваций в вузовскую практику, по нашим наблюдениям, служит качественное состояние преподавательского корпуса, уровень его компетентности. Например, новые технологии обучения требуют от вузовского преподавателя (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Вот список тех новых педагогических знаний и умений, которые требуют от преподавателя развивающие технологии обучения:

- умения диагностировать цели обучения и воспитания;

- в полном объеме знать учебный предмет и его научные основы;

- умения переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока;

- умения моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;

- умения организовать самостоятельную работу курсантов для подготовки к семинару, практическому занятию и т.п.;

- умения свободно владеть активными методами обучения;

- умения обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество преподавателя и студента;

- умения комплексировать современными техническими средствами обучения.

Инновации в содержании и технологии обучения продолжают относиться к разряду малоизученных дидактических явлений. И иногда здесь практика даже опережает теорию.

Анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе ВУЗов позволяет сформулировать ряд обобщающих положений.

1. Инновационные технологии обучения в большинстве случаев представляет собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста.

2. Чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов.

3. Инновационный подход в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном подходах [1, с. 42-45].

Таким образом, овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о целесообразных методах работы, преподаватель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия с курсантами в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом, системы высшего профессионального образования.

Инновации как многомерное явление в области образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется в соответствующих функциях инновационных технологий:

- моделировании профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;

- развитии профессиональных способностей обучаемых в интерактивной форме;

- совершенствовании качества учебно-воспитательного процесса.

Надо отметить, что в основе педагогической инновации лежит инновационный процесс, в котором инновационная деятельность педагога носит проектировочный характер и направлена на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на базе научно обоснованных педагогических идей и технологий, В результате возникает необходимость в педагоге-новаторе. Следовательно, развитие методологической культуры профессорско-преподавательского состава в области педагогической инноватики становится необходимым компонентом повышения их квалификации, в том числе посредством самообразования.

Таким образом, процесс внедрения в образовательные учреждения новых образовательных стандартов надо рассматривать как целостный процесс, имеющий инновационный характер и построенный на основе системно-деятельностного подхода, воспроизводящийся на более высоком уровне в ходе обновления стандартов. В результате этого достигается основная цель – повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки курсантов.


Литература:

  1. Буркова Н.Г., Додонова Л.А., Пимчев С.П. Образование для изменения качества жизни // Специалист. 2003. № 2. – С. 39-64.

  2. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление, т. 1 и 2. – М.: Издательствово Внешторгиздат, 2004. – 165 с.

  3. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.– М.: Издательство Экономика, 2006. – 139 с.

  4. Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: Издательство ИКФА-М, 2004. – 167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, инновационной деятельности, технологии обучения, технологии обучения, высшего профессионального образования, высшего профессионального образования, образовательного учреждения, образовательного учреждения, войск МВД России, войск МВД России, внутренних войск МВД, внутренних войск МВД, Инновационные технологии обучения, Инновационные технологии обучения, педагогической системы обучения, педагогической системы обучения, углубление инновационной деятельности, углубление инновационной деятельности, опыта инновационной деятельности, опыта инновационной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос