Концепт «мода» в произведении Э.Золя «Дамское счастье» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Головина, Е. В. Концепт «мода» в произведении Э.Золя «Дамское счастье» / Е. В. Головина, Д. З. Шамсеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5105/ (дата обращения: 19.04.2024).

Настоящая статья посвящена рассмотрению концепта «мода» в произведении Э.Золя «Дамское счастье». Целью исследования является лингвистический анализ концепта «мода». Основным методом исследования служит метод графосемантического моделирования.

Термин «концепт» активно употребляется в современной лингвистике, культурологии и в последнее время – в литературоведении.

В ходе исследования представлена графосемантическую модель концепта «мода» на материале романа Э.Золя «Дамское счастье» в переводе Ю.Данилина.

В ходе исследования был применен метод графосемантического моделирования, автором которого является К.И. Белоусов. Данный метод представляет собой метод графической экспликации структурных связей между семантическими компонентами одного множества. Метод графосемантического моделирования позволяет представить набор данных (выборку и/или целостность) в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет иерархическую и топологическую определённость по отношению к другим компонентам и всей системе в целом. Эта структурная контекстуальность, в свою очередь, позволяет интерпретировать каждый компонент системы в отношении к возможным причинам его появления и вариантам его дальнейшего развития [1, с. 62]. Этапы исследования:

1) Сбор материала.

2) Компонентный анализ.

3) Полевой анализ.

4) Подсчет всех комбинаций полей.

5) Построение графосемантической модели.

6) Интерпретация полученной модели.

Первый этап – сбор материала, которым выступили 195 контекстов, непосредственно связанных с концептом «мода» из перевода романа Э.Золя «Дамское счастье» (перевод с французского Ю.Данилина).

Второй этап — компонентный анализ. К.И. Белоусов отмечает, что «…существует два варианта компонентного анализа: анализ по единицам и анализ по элементам<….>» [1, с. 66]. В ходе нашего исследования мы осуществляем компонентный анализ по единицам в той связи, что последний элемент членения сохраняет качества целого и может выступать объектом анализа. На данном этапе 195 контекстов разделены на 734 компонента.

Максимальное число компонентов в контексте составляет 19, так в предложении «Затем появлялось нижнее белье, лавиной обрушивались предметы за предметами: юбки всех размеров, юбки, обтягивающие бедра, юбки с волочащимся шлейфом – волнующееся море юбок, в котором можно было утонуть; панталоны из перкаля, полотна и пике, просторные белые панталоны, которые болтались бы на мужских бедрах, как на чучеле; наконец, ночные сорочки, которые застегиваются до самого ворота, дневные, обнажающие шею и грудь, сорочки, держащиеся на узеньких плечиках, сорочки из простого шертинга, ирландского полотна, батиста – последний прозрачный покров, который скользит по телу, спускаясь вдоль бедер» [2, с.105], выделены следующие компоненты: «нижнее белье», «лавина», «юбки, обтягивающие бедра», «юбки с волочащимся шлейфом», «волнующееся море юбок», «панталоны из перкаля», «полотно», «пике», «просторные белые панталоны», «ночные сорочки», «ворот», «дневные (сорочки)», «(сорочки), обнажающие шею и грудь», «(сорочки) из простого шертинга», «(сорочки) из ирландского полотна», «(сорочки) из батиста», «прозрачный покров», «тело», «бедра». Минимальное – 1, например, в предложении «Госпожа Бурделе хотела посмотреть фланеля» [2, с. 245], выделяем лишь компонент «фланель».

По степени принадлежности к подструктуре, компоненты можно разделить: на компоненты, принадлежащие к одной подструктуре и к нескольким подструктурам. Основываясь на результатах исследования, наблюдаем, что многие компоненты относятся к нескольким подструктурам. Например, компонент «черное шелковое платье» относится одновременно к трем подструктурам «цвет», «материал», «одежда».

Третий этап – объединение компонентов в поля, которые состоят из выделенных в процессе анализа компонентов на основе смысловой общности. Например, компоненты «фуляр», «коленкор», «художественной работы гипюр», «шелк», «фай» и «бархат», очевидно, имеют общую понятийную природу. На основе общей части (отнесенности к понятию «материал») мы объединили их в одно понятийное поле «материал». Так как один компонент одновременно может относиться к нескольким полям, общее число компонентов в полях увеличилось до 1066.

В ходе объединения компонентов в поля, получено 20 полей: «цвет», «материал», «форма», «одежда», «аксессуары», «обувь», «место производства», «стилистические средства», «стоимость», «обстановка», «чувства», «эмоции», «качество», «расцветка», «элементы отделки», «вожделение», «украшения», «белье», «религия». На следующем этапе исследования мы определили среднее значение компонентов в поле, разделив общее количество компонентов на количество полей.























Среднее значение 734/20 =37 (компонента)






















В дальнейшем были проанализированы только те поля, которые преодолели порог статистической значимости (не были приняты к рассмотрению поля, количество компонентов в которых оказалось меньше среднего значения в 37 компонентов). Таким образом, мы определили, что значимыми являются следующие поля: «цвет», «материал», «одежда», «аксессуары», «части тела», «стилистические средства», «стоимость», «обстановка», «качество», «элементы отделки».

Обозначаемые именно этими словами понятийные компоненты наиболее значимы при формировании концепта «мода» в романе Золя «Дамское счастье».

Четвертый этап – полевой анализ-интерпретация наиболее значимых полей с высокой степенью удельного веса, который определяется методом пропорции от общего количества компонентов с целью выявления наиболее важных полей. Значимыми являются поля: «материал» (удельный вес поля – 28,4%), «одежда» – 15,3%, «цвет» – 12,6%, «аксессуары», «обстановка» – 8,4% и 8,3% соответственно, «элементы отделки» – 6,7%, «стоимость» и «качество» – 5,6% и 5,8% соответственно, «части тела» и «стилистические средства» – 4.4% и 4.5%.

На страницах своего романа Э.Золя увлекательно, ярко и точно описывает историю создания процветающего универмага. Продуманная организация, новейшие торговые технологии и психологический расчет позволяют молодому предпринимателю Октаву Муре одержать победу над женщинами. Столь детальное описание обстановки магазина послужило его более яркому восприятию моды у читателей.

Пятый этап – подсчет всех комбинаций полей – определение количества связей между выявленными полями и силы этих связей. Для реализации данной цели рассчитано общее количество взаимодействий, которое образует каждое поле с другими полями в рамках понятийного пространства концепта «Мода». При условии, что, если два компонента встречаются при создании понятийного пространства концепта «Мода», то они становятся связанными между собой, таким образом, делаем вывод о соотнесенности между полями, в которые входят указанные компоненты.

Например, в предложении «На лиловато-розовом шелковом платье воланы из алансонских кружев» [2, с. 312] соотносятся следующие поля: «цвет» (компонент лиловато-розовый), «материал» (компонент шелковый), «одежда» (компонент платье), «элемент отделки» (компонент волан), «место производства» (компонент алансонское кружево).

Таким образом, был проанализирован весь материал и выявлено максимально возможное количество взаимосвязей между полями.

Одинаковые связи одного поля истолковываются как одна и та же связь, но с частотным употреблением в формировании концепта «Мода». Показателем силы каждой связи каждого поля является суммированное значение одинаковых связей.

Шестой этап – построение графосемантической модели – предполагает ряд подэтапов:

1) расположение компонентов на графической плоскости;

2) определение из всего набора обнаруженных связей значимых;

3) графическое фиксирование установленных между компонентами связей.

Методом статистических подсчетов выявлено, что простой линией отмечаются связи между полями – с 7 до 11 включительно, жирной – с 12 и более. По итогам предварительных процедур построена графосемантическая модель концепта «Мода» (см. рис.1).

Седьмой этап – интерпретация модели – опираясь на полученные данные о взаимосвязи между полями, делаем вывод, что ядро модели составляют поля: «материал»(8), «одежда»(7), «аксессуары»(5), «элементы отделки»(5), «цвет»(4), «стоимость»(4).

Поле «материал» образует большое количество смысловых связей, оно связано с полем «место производства», так как зачастую название ткани определялось географическим месторасположением.

Безусловна связь поля «материал» и поля «цвет». Опираясь на проведенное исследование, делаем вывод, что модными для шелка являлись оттенки серого (серо-стальной, серо-голубой, серо-синий, серо-стальной), голубого – для эско, черный цвет – для бархата, белый – для кружев.

Подобным образом объясняется связь поля «материал» с полем «расцветка» (сочетание цветов).







Рис.1 Графосемантическая модель концепта «Мода» в произведении Э.Золя «Дамское счастье».

Так же существенна связь между полями «материал» и «стоимость». Зачастую, востребованность материала на рынке определялась его стоимостью. Так, «пятифранковый шелк», расходился за считанные часы, в то время как «шелк по восемь семьдесят пять (франков)» подолгу залеживался на прилавках. На страницах романа Золя избегает детального описания качества материала, предлагая читатель опираться лишь на его стоимость («коленкор по семь су», «полушерстяная материя по девять су», «полушелковый орлеан по тридцать восемь сантимов», «кружево по десять сантимов»).

Необходимо обратить внимание на связь поля «материал» с полем «стилистические средства». Описывая материал, Золя использует сравнения так, шелка для него это «море блеклой воды», а вигонь – «неподвижное озеро». Подобные сравнения помогают читателям не просто представить цвет материала, но и понять почувствовать эмоции, которые материал вызывал у покупательниц.

Самая сильная смысловая связь прослеживается между полем «материал» и «одежда», так как в XIX материал существовал отдельно от одежды, в то время как невозможно представить одежду без материала. На страницах романа встречаем и «шелковое пальто» и «суконное платье», и «атласный корсет». Не по форме одежды, а именно по материалу, из которого она изготавливалась определялось благосостояние и социальный статус. Например, продавщицы более изысканного отдела готового платья носили «черные шелковые платья», в то время, как продавщицы из более простого бельевого отдела облачались в «черные шерстяные платья».

Компонентами-посредниками (связывающими 2 автономные подструктуры) являются поля «обстановка» и «форма». Обращает на себя внимание трехсторонняя связь полей «Материал», «Цвет» и «Одежда». Для Золя это краеугольный камень в создании понятия «мода».

Тупиковым (образующим только одну связь) полем является «место производства».

Таким образом, проанализированный материал и построенная графосемантическая модель концепта «мода» позволяет сделать следующие выводы: во-первых, мода для Золя понимается как взаимодействие понятий «материал», «цвет» и «одежда». Это – краеугольные камни, на которых в понимании Э.Золя зиждется само понятие «мода». Во-вторых, мода характеризуется соотношением «цена-качество», безусловно, низкая стоимость предметов женского туалета повышает спрос, но совсем не делает те или иные товары модными. Мода – всего лишь кратковременная форма стандартизированного поведения. В-третьих, в понимании моды важными являются стилистические средства, Золя зачастую использует сравнения и олицетворения для более яркого восприятия читателем концепта «мода».


Литература:

  1. Белоусов, К.И. Моделирование понятийного потенциала термина заглавие / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – Пенза, 2008. – № 4. – С. 62, 66.

  2. Золя, Э. Дамское счастье СПб.: Азбука, 2011.– 413 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поле, компонент, материал, мода, Дамское счастье, элемент отделки, компонентный анализ, место производства, модель концепта, одежда.


Похожие статьи

Модель концепта «мода» (на примере романа Э. Золя «Дамское...)

поле, компонент, связь, модель концепта, связь поля, Золь, концептуальная система, концепт, компонентный анализ, страница романа.

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании...

- выполнен структурный анализ наиболее характерных элементов построения этно формы

Последовательность разработки новой модели женской одежды с этно компонентами

Таблица 1. Графическое изображение декора и мест его расположения, характерного для...

Оценка факторов отличий моделей женской бытовой одежды

Этими элементами могут быть размерные (длина, ширина модели и её деталей и т. д.) и количественные (число элементов в структуре изделия, число декоративных деталей

Воланы и рюши популярный и сравнительно стабильный вид отделки в современной женской одежде.

Возможности актуализации традиционного декора в дизайне...

В моде аксессуар — это предмет, используемый для дополнения внешнего вида или стиля и наиболее подверженный модным тенденциям.

анализ последних модных тенденций; ‒ сбор информационного материала

‒ поиск стилевых элементов через атмосферные карты

Графосемантическое моделирование понятийного потенциала...

Компонентный анализ осуществлен по элементам.

Вторым по частотности полем, является поле «vêtements» (13 компонентов). Столь тесную связь понятий «богатство» и «одежда» можно легко объяснить.

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Производство одежды по технологии трехмерной печати безотходна, так как оставшийся материал после воспроизведения трехмерной физической модели, а также

Систематизация случаев применения элементов исторического кроя в моделях авторских коллекций одежды.

Корреляция семантического и ассоциативного полей...

Наш анализ представлял собой дефиниционный компонентный анализ: разложение единиц на компоненты

Семантическая группа. Общие для двух полей компоненты. Частотность.

К проблеме формирования концепта «обладание» (на материале английского языка).

Похожие статьи

Модель концепта «мода» (на примере романа Э. Золя «Дамское...)

поле, компонент, связь, модель концепта, связь поля, Золь, концептуальная система, концепт, компонентный анализ, страница романа.

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании...

- выполнен структурный анализ наиболее характерных элементов построения этно формы

Последовательность разработки новой модели женской одежды с этно компонентами

Таблица 1. Графическое изображение декора и мест его расположения, характерного для...

Оценка факторов отличий моделей женской бытовой одежды

Этими элементами могут быть размерные (длина, ширина модели и её деталей и т. д.) и количественные (число элементов в структуре изделия, число декоративных деталей

Воланы и рюши популярный и сравнительно стабильный вид отделки в современной женской одежде.

Возможности актуализации традиционного декора в дизайне...

В моде аксессуар — это предмет, используемый для дополнения внешнего вида или стиля и наиболее подверженный модным тенденциям.

анализ последних модных тенденций; ‒ сбор информационного материала

‒ поиск стилевых элементов через атмосферные карты

Графосемантическое моделирование понятийного потенциала...

Компонентный анализ осуществлен по элементам.

Вторым по частотности полем, является поле «vêtements» (13 компонентов). Столь тесную связь понятий «богатство» и «одежда» можно легко объяснить.

Анализ системы производства и потребления одежды в модной...

Производство одежды по технологии трехмерной печати безотходна, так как оставшийся материал после воспроизведения трехмерной физической модели, а также

Систематизация случаев применения элементов исторического кроя в моделях авторских коллекций одежды.

Корреляция семантического и ассоциативного полей...

Наш анализ представлял собой дефиниционный компонентный анализ: разложение единиц на компоненты

Семантическая группа. Общие для двух полей компоненты. Частотность.

К проблеме формирования концепта «обладание» (на материале английского языка).

Задать вопрос