Довольно известные ученые современности В.А. Лекторский, и В.Н. Садовский в своей знаменитой статье «О принципах исследования систем», которая была написана в далеком 1960 году, пишут следующее: «Одной из характерных особенностей современной науки является то, что она анализирует не отдельные элементы и связи элементов предмета, а сложные образования, системы взаимосвязанных элементов» [5]. Данный тезис и является исходным пунктом нашего исследования, в котором мы и исходим из рассмотрения ценностей, объединенных в систему. Сразу скажем, что под системой ценностей мы понимаем совокупность ценностных элементов, находящихся в устойчивых, постоянных и динамических связях между собой. Основным критерием выделения системы ценностей послужили принципы системного подхода, согласно которого то, что система входит в более крупную систему, доказывает сам факт ее существования [3]. Поскольку система ценностей входит в структуру мировоззрения, то мы считаем это достаточным основанием для нашего труда. Мы умышленно ограничили себя в предмете данной работы, рассматривая систему ценностей будущего офицера.
Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему «транслирует» именно общество [3], исследование системы ценностей личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной системы ценностей, многие ценности перестают быть таковыми, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия [2].
Ценностные проблемы в современном российском обществе не обходят и военную среду, поскольку Вооруженные Силы РФ, Внутренние войска МВД РФ, являются, одной из базовых и необходимых систем современного российского общества, на которые самым прямым образом откликаются возникающие в обществе изменения. Соответствующими, выглядят и требования, предъявляемые современной действительностью к системе ценностей военнослужащих и в первую очередь офицеров, поскольку именно офицерский корпус, был, есть и будет основным носителем системы ценностей русской армии на всем протяжении ее исторического развития.
Ценности будущего офицера важны именно как система, поскольку именно системность ценностей, постоянное их применение, взаимосвязанность друг с другом однозначное понимание фундаментальных понятий, лежащих в основе ценностей, характеризует будущего офицера как самостоятельную, состоявшуюся личность. Ценности человека необходимо рассматривать именно как систему еще и потому, что, по мнению некоторых авторов, разработка системного подхода в социальной сфере имеет очень важное научное значение [3].
Исходя из данной посылки, можно сказать, что, именно система ценностей является одной из основных черт, характеризующих русского офицера. Сразу оговоримся, что под термином «русский офицер», мы понимаем не его национальное отличие, а человека унаследовавшего и сосредоточившего в себе все лучшие традиции и идеологию офицерского корпуса России, которые стали его ценностями. Это человек, который понимает и осознает себя русским офицером, вне зависимости от национальной принадлежности. Сказанное выше, не позволяет нам ответить еще на один серьезный ценностный вопрос, а кто же такой вообще русский офицер? Если брать формальную сторону вопроса, то под данным термином в большинстве источников понимается лицо командного и начальствующего состава армии и флота, а также других органов и структур, имеющего определенное воинское звание. Мы попытались сформулировать свое понятие офицера исходя из ценностного понимания долга офицерской службы в российской армии. Русский офицер – человек, проходящий военную службу, либо находящийся в запасе, имеющий определенное воинское звание, воспитанный в традициях русской культуры, любящий свою Родину, способный ради нее пожертвовать собой, обладающий качествами профессионала, являющийся для подчиненных примером в своей принципиальности, справедливости и дисциплине, обладающей свободной, подчиненной Родине, волей.
Именно личность офицера это центральное звено отечественной военной системы. Самый первый и самый важный этап формирования офицера (и в т.ч. его системы ценностей) является обучение в военном институте. Поэтому одной из важнейших проблем при построении современной системы военного образования, является формирование системы ценностей курсанта-будущего офицера. Таким образом, можно предложить следующее определение понятия формирование системы ценностей будущего офицера – это процесс присвоения, освоения и развития в личности и воинском коллективе взаимосвязанных между собой ценностных элементов (ценностное сознание), проявляющихся через деятельность (ценностная деятельность) и выражающих отношение к окружающему миру и самому себе (ценностные отношения), в своем структурном единстве представляющую собой устойчивое образование, исходящее из чаяний общества и самой личности. Именно тот или иной элемент системы ценностей, служит руководством к оценочной деятельности в сложном аксиологическом механизме поступка. В свою очередь кривая линия совершенных поступков, как трансформация мыслей (идей) в практическую деятельность, характеризует с ценностной точки зрения личность человека как офицера.
Считаем необходимым, одним из элементов предмета данной статьи, рассмотреть методы и формы воздействия на личность и коллектив, с целью формирования системы ценностей. В данном исследовании, из имеющегося множества подходов и методов формирования системы ценностей, в ходе образовательной деятельности, мы приведем следующие:
1. Морализирование. В ходе применения данного метода, что-то объявляется хорошим, что-то плохим, что-то правильным и наоборот, что-то образцом, и нет. При этом используется любой авторитет, о котором известно и воспитателю и воспитуемому и, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить собственную аргументацию.
2. Личный пример. Основополагающий метод, при начальном этапе вхождения человека в ту среду, которая транслирует ему систему ценностей (например, военная среда). Заключается в том, что те ценностные требования, которые предъявляются педагогом к воспитуемому, выполняются беспрекословно им самим.
3. Неявное вмешательство. Субъектам, у которых формируется система ценностей, позволяется вести себя так, как им хочется в определённых рамках их поведение не комментируется, и внешне в него не вмешиваются, педагогическое воздействие носит характер скрытого направления деятельности по принятию и освоению определенных ценностей.
4. Помощь в прояснении ценностей. Членам воинского коллектива командиры и старшие товарищи помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям воинского труда, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкретной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим образцам.
Данные методы формирования ценностей реализуются через два основных вида воспитательного воздействия, в ходе которых и формируются ценности – это прямое и опосредованное воздействие. Прямое воздействие – это процесс открытого применения педагогических приемов и методов, непосредственно на личности и/или на воинский коллектив, в рамках отношений педагог-воспитуемый. Опосредованное воздействие, проводится в образовательный процесс через окружающие человека сферы действительности и предметы (под опосредованным воздействием мы понимаем совокупность приемов и средств, становления, формирования и изменение свойств предмета, путем изменения модусов окружающей его объективной реальности, с целью формирования необходимых атрибутов).
Полный цикл формирования системы ценностей включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей курсанту (присвоение); осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций (освоение и закрепление на теоретическом уровне), реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении (культура); закрепление ценностей, как основы направленности личности и перевод их в статус качеств личности, т.е. в своего рода потенциальное состояние; идеологизация потенциальных ценностей, когда они представляют собой совокупность идеальных элементов (идей, понятий), принятых как ценности и безусловное, не вариативное руководство ко всему процессу деятельности.
В качестве определенных выводов приемлемы следующие посылки, что исходя из системы ценностей курсанта, можно характеризовать его прошлую деятельность, оценить настоящую и спрогнозировать будущую. Это имеет большое практическое значение в воспитательно-образовательном процессе военного ВУЗа. Для процесса служебно-боевой деятельности это тоже имеет огромное значение, поскольку подготовленные в стенах военного института офицеры, это основное управленческое звено войск, от которого напрямую зависит успешность выполнения служебно-боевых и специальных задач в настоящем и будущем. От офицера с двойной моралью можно ожидать всякого, от коррупции до предательства Родины, поскольку такой человек не имеет внутренних ограничений, им движут лишь собственные индивидуальные интересы. Напротив, офицеру, подготовленному и воспитанному в лучших ценностных традициях офицерского корпуса, как истинного патриота своей Родины, не надо внешних стимуляторов деятельности в виде наказаний и запретов, он сам знает, как поступать по справедливости, чести и совести. А знает он это, именно исходя именно из собственной системы ценностей, которая формируется в стенах Военного ВУЗа, где человек и становиться офицером.
Литература:
Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура. // Вопросы философии. 1972. № 2.
Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: Монография. М.: Изд. Академия естествознания, 2010.
Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М. Политиздат, 1974.
Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997.
Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем. // Вопросы философии. 1960. № 8.
Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе). – М., 1993. – С. 88 – 101