Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шебаниц, В. Г. Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве / В. Г. Шебаниц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5090/ (дата обращения: 18.04.2024).

Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания. По своему содержанию, формам и методам работа в образовании не является неизменным, закостенелым феноменом. На современном этапе всё заметнее становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их нарастания, недостаточно развивает способности, необходимые для самоопределения в современном мире, формирования у современного выпускника ценностного отношения к собственному развитию и образованию. Преодоление кризиса возможно при условии интенсивного реформирования образовательной отрасли на принципах нового подхода к роли знаний и процессов обучения и воспитания детей в условиях современного общества [2, с .50].

Исследовательская экспериментальная деятельность педагогов становится на сегодняшний день основным направлением реализации модернизации этих реформ в образовании и одним из существенных направлений перехода к модели инновационного развития в целом.

Современный этап модернизации системы образования характеризуется повышением внимания к личности, направленностью усилий педагогов на развитие творческого потенциала участников учебно-воспитательного процесса. Реализация новых векторов развития образования требует использования инновационных педагогических технологий, творческого поиска новых или усовершенствованных концепций, принципов, подходов к образованию, существенных изменений в содержании, формах и методах обучения, воспитания, управления педагогическим процессом в учебном заведении [4,с.99].

По мнению исследователей, новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в том или ином объединении ещё не предлагались и не использовались, а и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменённых условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования.

На изучение этих новых условий, анализ современных инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, формированию понимания важности использования инновационных подходов в собственной педагогической деятельности, как способа профессионального становления было направлено исследование, проведённое в Новоазовской ОШ №2.

Для определения профессиональной компетентности педагогов и соответствия творческого потенциала педагогического коллектива для внедрения инновационной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в школе проведены диагностические исследования и анкетные опросы педагогов. Школьный психолог пользовалась следующим диагностическим инструментарием:

  • диагностическая карта оценки уровней готовности педагогов к инновационной деятельности;

  • показатели оценки готовности учителя к экспериментальной деятельности (О.Г. Козлова);

  • уровень сформированности инновационной деятельности (О.Г. Козлова);

  • опросный тест оценки качеств, необходимых для инновационной педагогической деятельности (Е.В. Макагон);

  • карта изучения и оценки уровня инновационной культуры педагогического работника (Е.В. Макагон);

  • карта экспертизы и оценки умений творческий и научно-экспериментальной деятельности (Е.В. Макагон).

По результатам диагностики выявлено , что высокий уровень готовности к исследовательской и экспериментальной деятельности имеют 65% учителей, средний – 31%, низкий – 4%.

Результаты диагностики педагогов указали на необходимость внесения коррекции в методическую работу ученого заведения по повышению профессиональной компетентности педагогов в овладении инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями на основе корпоративного обучения и самообразования, внедрения полученных знаний в практическую деятельность.

С целью повышения качестве подготовки специалистов, занимающихся информационно-методическим и научным обеспечением образовательного процесса и координации их деятельности при помощи ученых и методистов Донецкого областного института последипломного педагогического образования в Новоазовской ОШ №2 создан школьный научно-методический центр (ШНМЦ), в состав которого вошли представители администрации школы, руководители методических объединений, опытные учителя, сотрудники научно-методических учреждений и организаций, преподаватели высших учебных заведений. ШМНЦ осуществляет образовательную, информационно-методическую, организационную, консультационную поддержку педагогам.

Информатизация образования является неотъемлемой составляющей информатизации общества. Она отражает общие тенденции глобализации мировых процессов, выступает в роли определяющего базиса развития образования.

Использование информационных технологий в Новоазовской ОШ №2 направлено в первую очередь на:

  • формирование и развитие интеллектуального потенциала школы;

  • усовершенствование форм и содержание учебно-воспитательного процесса;

  • внедрение современных методов обучения и воспитания, которые дают возможность учитывать психофизиологические особенности каждого ребёнка, содействуют его личностному росту.

Создание информационной среды образовательного учреждения является ключевой задачей коллектива на пути перехода к информационному общества.

Регулирование процесса информатизации образования обеспечивается пакетом государственных нормативных документов, среди которых необходимо выделить Национальный проект «Открытый мир», Государственную целевую программу внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебный заведений информационно-коммуникационных технологий «Сто процентов» на период до 2015 года и региональную программу «Создание единой информационной среды».

Обучение педагогических кадров по программе «Курс Microsoft по цифровым технологиям» дало возможность повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов учебного заведения, мотивировать их для поисковой, управленческой, исследовательской деятельности, образовательный трансформаций в сфере новейших технологий.

Для усовершенствования научной и профессиональной подготовки педагоги школы принимают участие в областных постоянно действующий семинарах «Организационно-педагогические условия внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы», «Успешный мультимедийный проект: от идей до реализации» и районном семинаре-практикуме «Современные средства обучения как актуальное направление в формировании субъектности социально-компетентного выпускника».

С целью активизации и повышения уровня осведомлённости педагогов продолжено изучение теоретико-концептуальных основ инновационной деятельности. В процессе работы временных творческих групп прорабатывались вопросы внедрения информационных технологий в воспитательный процесс. Предложенная система включает следующие уровни:

  • жизнеебеспечение и физическая защита (система телефонной связи, озвучивания, контроля доступа, точного времени, пожарной сигнализации и аварийного оповещения);

  • информационно-коммунакационный (доступ к сети Интернет, электронная библиотека, конференц-система, информационное табло, школьный телецентр, веб-сайт школы);

  • образовательный (обучающая программная среда, программное обеспечение, коллекция виртуальных лабораторных работ, электронные учебники и энциклопедии, программы обработки данных);

  • управления образовательным процессом (учёт загрузки учителей, создание расписания уроков и сетки воспитательных занятий, автоматизированные рабочие места директора школы, заместителя директора школы, практического психолога);

  • программно-аппаратные и традиционные способы обучения (программно-технические способы дистанционного обучения, интегрированные программно-технические лабораторные, традиционные технические способы обучения).

Расширение информационного образовательного пространства школы происходит поэтапно:

  • участие во внедрении программ дистанционного обучения;

  • апробация электронных учебников, пособий, видеоматериалов (каталог видеотеки включает 3000 хроникальных, документальных, художественных фильмов, учебных и научно-популярных программ, открытых уроков, внеклассных мероприятий, концертов, экскурсионно-краеведческих экспедиций, авторских видеофильмов по предметам, видеотека ситуативных фильмов для проведения этических бесед и обсуждений).

  • создание компьютерной базы детского населения образовательного округа, что даёт возможность оперативно отслеживать и решать вопросы предоставление дошкольного, общеобразовательного и внешкольного образования, обеспечения социальной защиты детей и подростков.

Внедрение дистанционных услуг в учебно-воспитательный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой достаточно широкий круг учеников имеет возможность принимать участие в реализации совместных с различными общественными организациями социальных, экологических и творческих проектов.

Школа работает в системе Интернет, имеет электронную почту, собственный сайт, подключена ко Всеукраинской сети Рейтинг, целью которой является быстрое и одновременное информирование всех участников образовательного пространства о событиях, происходящих в учебном заведении.

Накопление приобретенного педагогического опыта по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий, количественный и качественный анализы, системное оценивание эффективности внедрения функционально-прогностической модели развития учебного заведения, распространение опыта работы по данной проблеме через публикации в прессе, дают право утверждать о создании оптимальных организационно-педагогических условий внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве для активной самостоятельной работы учеников, творчества педагогов, гибкой организации ученого процесса, создания сетевых образовательных сообществ, в которых учащиеся имеют возможность достигать образовательных результатов, позволяющих полноценно подготовиться к жизни в высокоинформационном обществе.


Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  2. Куликова С.В. Взаимоотношение традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов. // Пед.образование и наука. – 2005. – №1. – С. 47 – 54.

  3. Меерович М.И., Глазунова М.А., Шрагина Л.И. ТРИЗ – педагогика и учитель будущего // Постметодика. – 2000. – № 5.

  4. Образовательные технологии. / Под. общ. ред. А.М. Пехоты. – К., 2001. – С. 91–108.

  5. Паламарчук В. Инновации в современном образовании // Завуч.-2006.-№10.– С.1-4.

  6. Паламарчук В.Ф. Педагогические инновации: мифы и реалии // Директор школы, лицея, гимназии. – 2002. – № 3.

  7. Подласый И.П., Подласый А.И. Педагогические инновации // Ридна школа.–1998. – № 12.

  8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

  9. Слободчиков В.И. Инновационное образование // Шк. технологии. – 2005. – №2.–С.4-12.

  10. Хуторский А.В. Методологические основания педагогической инноватики // Шк. технологии. – 2005.– №4. – С.16-20.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, инновационная деятельность, учебное заведение, ОШ, внедрение, Козлов, организационно-педагогическое условие внедрения, педагогический процесс, профессиональная компетентность педагогов, экспериментальная деятельность.


Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Процесс преподавания иностранного языка в школе носит не только образовательный

Однако я осознаю важность нововведений в педагогическую деятельность и постоянно слежу за

Инновационная деятельность педагогов становится на сегодняшний день основным...

От учителя-«инноватора» — к инновационному... | Молодой ученый

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций.

Организационно-педагогические условия развития...

Организационно-педагогические условия развития ИКТ-компетентности. Автор: Овинникова Ольга Владимировна.

ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития, самосовершенствования и творчества.

Особенности организации процесса изучения и внедрения...

Акцент деятельности всех участников внедрения передового опыта переносится на совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе практической реализации, присущей новому опыту педагогической технологии.

Использование современных инновационных технологий...

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива...

Педагогическая составляющая в общеобразовательных...

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационная направленность...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Процесс преподавания иностранного языка в школе носит не только образовательный

Однако я осознаю важность нововведений в педагогическую деятельность и постоянно слежу за

Инновационная деятельность педагогов становится на сегодняшний день основным...

От учителя-«инноватора» — к инновационному... | Молодой ученый

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций.

Организационно-педагогические условия развития...

Организационно-педагогические условия развития ИКТ-компетентности. Автор: Овинникова Ольга Владимировна.

ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития, самосовершенствования и творчества.

Особенности организации процесса изучения и внедрения...

Акцент деятельности всех участников внедрения передового опыта переносится на совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе практической реализации, присущей новому опыту педагогической технологии.

Использование современных инновационных технологий...

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива...

Педагогическая составляющая в общеобразовательных...

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационная направленность...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция.

Задать вопрос