Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Готман, А. А. Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT» / А. А. Готман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5089/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.

Ключевые слова: адаптация, кардиоритмограмма, мониторинг, профильное обучение.

Обучение старшеклассников в соответствии с профильной подготовкой ставит целый ряд новых сложных задач перед педагогами, родителями и обучающимися. Как показывает практика, эффективно учиться в образовательном учреждении могут только учащиеся, имеющие достаточные функциональные резервы. В противном случае, учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости.

В последнее время в старших классах вводится углубленное изучение отдельных учебных дисциплин. Это способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей образовательной ступени. Вместе с этим, углубленное изучение предметов характеризуется высоким уровнем трудности, большим объемом и быстрым темпом изучения учебного материала. В таких условиях отсутствие мотивации или способностей, плохое здоровье и ряд других факторов могут привести к напряжению механизмов адаптации. В итоге высокая физиологическая стоимость обучения значительно снижает эффективность получения знаний и навыков и крайне негативно влияет на здоровье.

Неоптимальные физические, умственные, психоэмоциональные нагрузки значительно снижают эффективность организма и особенно в школьном возрасте. Переход на профильное обучение, интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма обучающихся и развитию напряжения адаптационных процессов..

Это в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья обучающихся и стать источником возникновения «школьных трудностей». В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков необходим индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности [3].

Следовательно, диагностика адаптивных возможностей организма является актуальной задачей в условиях образовательно-воспитательного процесса.

Подростковый возраст, являясь одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода. Особенности подросткового периода обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях [4].

Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, определяется соотношением двух целей адаптации – сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности. Таким образом, течение и конечный эффект адаптационного процесса определяется, наряду со спецификой адаптогенного фактора, величиной «психофизиологического потенциала индивида», в структуру которого входят характер, интеллект, энергетические и регуляторно-адаптационные возможности человека [5].

В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков, обучающихся в школе, необходим поиск индивидуально-типологического подхода к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности. Дифференцированное планирование мер профилактики и коррекция чрезмерного напряжения адаптационных механизмов существенно повышает их эффективность [1]. Одним из вариантов такого дифференцированного подхода может быть комплексное изучение вегетативных особенностей и их роли в изменении функционального состояния организма подростков в процессе обучения.

Диагностическое исследование адаптационных резервов организма обучающихся по программе «ORTO EXPERT» проводилось специалистами Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» на базе Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждений «Лицей № 4».

Количество продиагностированных в 2009-2010 учебном году – 84 обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 111 обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 83 обучающегося.

Диагностика проводилась по заявке образовательного учреждения.

Исследование адаптивных возможностей организма проводилось на основании оценки степени напряжения регуляторных систем организма в соответствии с подходом Р.М. Баевского автоматизированной кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT» [2].

Сердечный ритм и процесс управления вегетативной нервной и гуморальной системами являются важным звеном в адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды, что дает возможность использовать характеристики сердечного ритма для оценки функционального организма в целом. Средняя частота сердечных сокращений отражает конечный результат многочисленных регуляторных влияний на аппарат кровообращения, характеризует сложившийся в процессе адаптации гомеостаз. Информация о том, как сложился этот гомеостаз, какая «цена» адаптации, содержится в структуре сердечного ритма, его вариабельности.

На основании совокупности заключений об активности высшей нервной системы в покое и ортостазе, состоянии систем регуляции сердечного ритма, характере переходного процесса экспертной системой строится заключение о типах адаптации организма. Это заключение типизируется в три основные группы адаптации (функциональное состояние организма):

- Удовлетворительная адаптация (1 группа);

- Напряжение систем адаптации (2 группа);

- Неудовлетворительная адаптация (срыв адаптации, 3 группа).

Результаты кардиоритмографического исследования (диаграмма 1) позволяют сделать вывод, что число обучающихся с удовлетворительной адаптацией в 2009-2010 учебном году и в 2010-2011 учебном году составляет 26,1% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 26,5% респондентов. Системы организма работают оптимально, возможности организма имеют нормативные характеристики по состоянию здоровья.

Напряжение механизмов адаптации в 2009-2010 учебном году наблюдается у 58,8% обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 60,0% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 57,8% обучающихся.

Это свидетельствует о переходном моменте между удовлетворительным и неудовлетворительным состоянием организма. Причины могут быть различны, но в основном это незначительное физическое или психологическое утомление, связанное с учебным процессом, которое можно привести в норму путем рационального режима дня, сбалансированного питания, прогулок на свежем воздухе, оптимизации режима учебы и отдыха. Кроме этого, психофизиологические резервы организма старшеклассников затрачивались на адаптацию к новым условиям обучения в связи с переходом в новое для них образовательное учреждение – МНОУ «Лицей №4». Организм подростков мог не полностью адаптироваться к перемене места учебы из другого образовательного учреждения в лицей.

Число обучающихся со срывом адаптации в 2009-2010 учебном году составляет 15,4% обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 13,9% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 15,7% обучающихся.

Данной категории обучающихся тяжело дается учебная нагрузка, резервы организма снижены, системы организма работают со значительным напряжением. Организм находится в состоянии стресса. Причиной могут быть физические и эмоциональные перегрузки, нездоровый образ жизни и наличие вредных привычек. Если такое состояние появилось в результате физических нагрузок или умственных нагрузок, то это значит, что организм платит высокую «цену» за нагрузки.

Диаграмма 1

Результаты диагностики позволяют сделать вывод, что обучающимся, поступившим в лицей из разных образовательных учреждений, тяжело адаптироваться к перемене места учебы, профильному образовательному процессу, у обучающихся часто возникают неблагоприятные межличностные отношения среди обучающихся. Перечисленные причины влияют на процессы адаптации. Социально-психологическое приспособление происходит при значительных психофизических затратах организма, часто сопровождается повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки дифференцированного подхода к обучению обучающихся профильных классов. Однако следует отметить, что диагностика адаптационных возможностей обучающихся имеет определенные сложности и ограничения. Это связано со спецификой формирования процессов анатомо-морфологических особенностей организма обучающихся старшего школьного возраста. Функциональное состояние адаптационных процессов личности обучающихся старших классов в переходный возрастной период находится в стадии формирования и динамических изменений, индивидуально-типологические особенности могут проявляться не в полной мере. Таким образом, совершенствование методик и процедуры диагностических исследований адаптационных возможностей и резервов организма старшеклассников в условиях перехода и обучения в соответствии с профилем представляется достаточно перспективной задачей в целях совершенствования образовательно-воспитательного процесса.


Литература:

  1. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам. Физиология человека, т.24, №5, 1998.

  2. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Метод. рекомендации. М., 2002. С. 10-15.

  3. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO EXPERT, как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. Кемерово, 2003. С. 3-19.

  4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).– Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.

  5. Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Томск. 1998. – 18.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, EXPERT, ORTO, образовательное учреждение, сердечный ритм, профильное обучение, система организма, индивидуально-типологический подход, образовательно-воспитательный процесс, приспособительная деятельность.


Похожие статьи

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, электронный учебник, развитие личности, сложная ситуация, процесс обучения, преподаватель, этап интеграции.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике...

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом

Индивидуально-типологические особенности личности как психологическая основа

Сущность профильного обучения старшеклассников.

Сущность профильного обучения старшеклассников

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Все участники образовательного процесса (учителя, ученики, родители) в системе профильного обучения получают возможность выстроить свой индивидуальный...

Исследование взаимосвязи функционального состояния...

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников.

Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма...

Полисистемный подход в преподавании физической культуры...

...учреждения, оказывающего систему образовательных и медико-реабилитационных услуг студентам-инвалидам, определяет построение учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего, адаптивно-здоровьесберегающего процесса...

Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц...

Из наблюдений, проведенных на базе МГГЭУ, следует выделить, особенности которые следует учитывать, организуя образовательный процесс

Требует особой работы преподавателя в том числе разработки индивидуального подхода в обучении студента с данным видом...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Эффективность учебной деятельности, сохранение

Адаптация к условиям обучения в ВУЗе это процесс, который часто имеет

Основной мерой профилактики негативного воздействия на здоровье является индивидуальный подход в организации режима труда и отдыха...

Особенности профилизации образовательной среды на...

Мы полагаем, что обучение в учреждениях профильной образовательной среды должно быть также подчинено формированию профессиональной мотивации. С учетом условий профилизации образовательной среды под процессом формирования профессиональной...

Возможности практического применения технологии...

Это разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель...

Похожие статьи

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

учебно-воспитательный процесс, учебная дисциплина, педагог, образовательный процесс, электронный учебник, развитие личности, сложная ситуация, процесс обучения, преподаватель, этап интеграции.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике...

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом

Индивидуально-типологические особенности личности как психологическая основа

Сущность профильного обучения старшеклассников.

Сущность профильного обучения старшеклассников

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Все участники образовательного процесса (учителя, ученики, родители) в системе профильного обучения получают возможность выстроить свой индивидуальный...

Исследование взаимосвязи функционального состояния...

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников.

Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма...

Полисистемный подход в преподавании физической культуры...

...учреждения, оказывающего систему образовательных и медико-реабилитационных услуг студентам-инвалидам, определяет построение учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего, адаптивно-здоровьесберегающего процесса...

Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц...

Из наблюдений, проведенных на базе МГГЭУ, следует выделить, особенности которые следует учитывать, организуя образовательный процесс

Требует особой работы преподавателя в том числе разработки индивидуального подхода в обучении студента с данным видом...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Эффективность учебной деятельности, сохранение

Адаптация к условиям обучения в ВУЗе это процесс, который часто имеет

Основной мерой профилактики негативного воздействия на здоровье является индивидуальный подход в организации режима труда и отдыха...

Особенности профилизации образовательной среды на...

Мы полагаем, что обучение в учреждениях профильной образовательной среды должно быть также подчинено формированию профессиональной мотивации. С учетом условий профилизации образовательной среды под процессом формирования профессиональной...

Возможности практического применения технологии...

Это разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.

Индивидуальный подход — это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель...

Задать вопрос