Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Намаканов, Б. А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте / Б. А. Намаканов, А. А. Токарев, Ю. А. Добровольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 240-246. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5045/ (дата обращения: 17.04.2024).

Роль самосознания в раскрытии широкого диапазона индивидуальных характеристик деткой личности, определяет важнейший социально-психологический и общественный статус раздела формирования самосознания ребенка, как особой отрасли психологических знаний.

Путь к формированию духовного и нравственного начала в ребенке лежит в оценке уровня развития его самосознания, отражающего особенность индивидуального развития его психики, физиологии и характера. Данное обстоятельство позволяет психологам, с разного рода методик, применять коррекционные психологические меры воздействия на формирование тех или иных черт характера ребенка, способствуя формирования в самосознании ребенка нравственных и духовных убеждений и психических свойств.

Решение проблемы практического использования в сфере образования и воспитания конкретных форм и методов по выявлению нравственного и духовного уровня в развитии детского самосознания, с использованием диагностических и прогностической проективных методик, является не только актуальной задачей, но имеет научную ценность и уникальность по способам их применения в различных областях знаний.

Данная тема в дошкольном периоде недостаточно изучена т.к. считается достаточным для изучения только в подростковом периоде, уже сформированное самосознание.


Цель: Найти пути возможного воздействия окружающей социальной среды на развития адекватного самосознания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Мы используя компоненты самосознания по-Мерлину:

  • сознание своей тождественности;

  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

  • осознание своих психических свойств и качеств;

  • определенная система социально-нравственных самооценок.

- пытались влиять на: систему социально-нравственных самооценок и осознание своих психических свойств и качеств (была взята мотивация), тем самым влияя на самосознание;

- выяснить насколько разнятся показатели компонентов у коррекционных детей, у детей из (тяжелых) семей, у «нормальных» семей;

- выявить какие типы семей положительно влияют, на какие компоненты.

Гипотеза: Окружающая среда помогает формированию самосознания, и только при активном влияние социальной среды адекватно развивается самосознание.

Объектом исследования является самосознание, предметом его изучение компоненты.


Методики:

Для количественной оценки одного из компонентов были использованы:


Самооценки методики:

Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской).

Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.

Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.

Автор: Гудкина. Н.И.

Для выявления группы коррекционных детей была методика диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко.


Было проведено исследование на базе общеобразовательного детского сада №659 с детьми возраста 5 -7 лет. Дети были разделены на три группы: контрольная группа, группа детей из неблагополучных семей, группа с трудностями психологического развития.

Взяв, как постулат компоненты самосознания, данные нам В.С. Мерлином:

  • сознание своей тождественности;

  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

  • осознание своих психических свойств и качеств;

  • определенная система социально-нравственных самооценок.

В данном возрастном промежутке мы работаем: с осознанием своих психических свойств и качеств и с системой социально-нравственных самооценок, с остальными компонентами не работаем, т.к. тождественность уже сформирована в 2 года, а сознание своего собственного «Я», сформируется в подростковом возрасте.

Далее сравнив группы по компонентам, мы можем выявить, группу с наиболее развитым самосознанием, так же поймем с какими компонентами стоит работать в той или иной группе.

В исследовании был проведен первоначальный срез методиками:

Для количественной оценки одного из компонентов были использованы

Самооценки методики:

Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской) и тест «Лесенка». Пояснение: завышенная самооценка в дошкольном возрасте – это норма, т.к. ребенок не хочет быть хуже других.

Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.

Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.

Автор: Гудкина, Н.И.

Коррекция между срезами.

Методика разработана педагогом-психологом Токаревым Алексеем Алексеевичем и Логиновой Галиной Павловной кандидатом психологических наук, профессором кафедры «Возрастная психология» МГППУ.

Перечень коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:

Пирамидка:

Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.

Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1, зеленый 2, желтый 3, красный 4).

Чей домик?

Цель: игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображения, укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание.

Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.

Чтение и рассказ сказки по книги : Теремок сказок С.А.Корчагина

Просто весело.

Цель: 100 скороговорок для развития речи и слуховой памяти.

Оборудование: Книга 100 скороговорок Шанина С.А. и Серова Е.Д.

Картинки-половинки.

Цель: направлена на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления и связную речь.

Оборудование: карты – 8 штук.

Аналогии.

Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия и внимания.

Оборудование: 20-разрезанных картинок.

Геометрические фигуры.

Цель: игра поможет познакомиться с основными геометрическими фигурами и телами, запомнить их названия и научить видеть геометрические формы в окружающих предметах.

Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.

Большой-маленький.

Цель: научить ребенка объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами – животные, машины, цветы, съедобные предметы. Познакомиться с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и счету до пяти.

Оборудование: карточки – 53 штуки и правила – 1 штука.

Мама, папа и я.

Цель: игра-ассоциация развивает у детей мышление, внимание, память, учит ориентироваться в пространстве, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: карточки- 36 штук и правила 1 штука.

Картинки на развитие памяти.

Цель: игра направлена на развитие зрительной памяти и изучение окружающего мира.

Оборудование: 24 картинки.

Чей малыш?

Цель: способствует развитию у ребенка представлений об окружающем живом мире, расширяет словарный запас – знакомит с названиями домашних животных и их детенышей, тренирует наблюдательность.

Оборудование: 20 картонных карточек состоящих из двух элементов и их детенышами. Всего 40 элементов.

Крупная мозаика.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.

Занимательная палитра.

Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.

Оборудование: доски из картона, 24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животных, одежды, транспорта.

Сладкое, горькое, кислое, соленое.

Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.

Картинки – половинки.

Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.

Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.

Кто чья мама и где чей листочек?

Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.

Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.

Подбери правильно.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений.

Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.

Вторая часть занятия:

Цель: развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.

Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.

Игра на развитие зрительной и слуховой памяти.

Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.

Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.

Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.

Разложи картинки 5 штук – слон, рыба, птица, кубик и круг. Собери 1 минута.

Слова – ваза, кошка, медведь, небо, дождь.

Перечень коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:

  1. упражнения на развитие внимания

Методика Когана.

Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.

Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.

Аналогии.

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карты 16 штук и 1 правило.

Рукавичка.

Цель: развитие внимания, тренировка восприятие, сообразительность.

Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.

Учимся считать.

Цель: научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.

Оборудование: фигуры 4-х цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), каждая фигурка разного цвета.

Мое не мое.

Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.

Оборудование: карточки 36 штук.

  1. упражнения на развитие логического мышления

Последовательность событий.

Цель: развитие мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.

Конструктор-лего.

Цель: развитие внимания, логического мышления и моторики рук.

Оборудование: конструктор разноцветный.

Посчитай-ка.

Цель: закрепление математических представлений: количественный и порядочный счет, понятие о величине предметов, о геометрических фигурах, о составе числа.

Оборудование: карты 14 штук, правила 1 штука, упаковка 1 штука.

Никитины кубики.

Цель: развитие устойчивости внимания и логического мышления.

Оборудование: инструкция и 8 деревянных дощечек.

Найти по описанию.

Цель:развитие зрительного восприятия, произвольного мышления, памяти, логического и пространственного мышление, речи.

Оборудование:10 карточек и набор геометрических фигур.

Исключение лишнего.

Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.

Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.

  1. упражнения на развитие памяти.

Опосредованное запоминание.

Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредованного.

Оборудование: картинки – полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, столовые наборы, тарелка, зеркало, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, расческа, часы, поднос.

Предметная классификация.

Цель: развитие понятийного мышления ребенка.

Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.

Первая серия – 25 карточек, размером 5 на 5 см.

Вторая серия – 32 карточек размером 7 на 7 см.

Волшебный мешочек.

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.

  1. упражнения на развитие воображения

Система упражнений на развитие воображения:

Цель: развить воображение, мышление.

Оборудование: тетрадь для развития воображения.

Игровые инструменты.

Цель: развить воображение.

Оборудование: музыкальные инструменты.

  1. упражнения на развитие моторики.

Пальчиковая гимнастика:

Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.

Занятие №1

Разминка. Пальчики здороваются.

Занятие №2

Моя семья. Вылепим птичку - лепка птицы из пластилина.

Занятие№3

Наш малыш. Птичка клюет.

Занятие№4

Шалун. Здравствуй.

Занятие№5

Комарик.

Занятие №6

Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.

Математический планшет.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: разноцветные резиночки, 8 досок.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: разноцветные шарики и 8 досок с лабиринтами.

Магнитный лабиринт.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Доски для развития моторики:

Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.

Оборудование: 6 досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.

Разминка для глаз.

Цель: упражнение для профилактики нарушения зрения.


Для выявления группы коррекционных детей была диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко

Контрольная группа (норма)

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.И.;6,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

А.Б.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.К.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

Л.Г. ; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

ВЫСОКАЯ

Т.Д. ; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

Н.П.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

З.У.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.С.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

Е.З.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.Х.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Т.Б.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Д.З.; 6,5 ЛЕТ ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

НИЗКАЯ

А.Д.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ


Группа детей из неблагополучные семей

(неполные семьи или семьи, где есть алкоголики или очень много детей)

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.Ж.; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

НИЗКАЯ

С.Г.;6(5,5)ЛЕТ ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

С.В; 5 ЛЕТ;МУЖ

ГР.РИСКА

СРЕДНЯЯ

В.В; 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Е.А. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.О. 5 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Ф.И. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

М.С. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Е.Ф. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

В.Д. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

НИЗКАЯ


Группа детей с трудностями психологического развития

В ЗБР: планирующее воображение, перцептивное моделирование (собирание по образцу) или мировоззренческие представления или, логическое мышление(что в начале - что в конце).

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

А.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

ДН.З. 6,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

М.О. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

А.О. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.Б. 5 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

В.Ч. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.Б. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.С. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Д.Ф. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ


Повторный срез, контрольной группы (норма)

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.И.;6,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

А.Б.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.К.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

Л.Г. ; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

ВЫСОКАЯ

Т.Д. ; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Н.П.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

З.У.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.С.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Е.З.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.Х.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Т.Б.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Д.З.; 6,5 ЛЕТ ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

А.Д.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ


Повторный срез, группы детей из неблагополучные семей

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.Ж.; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

СРЕДНЯЯ

С.Г.;6(5,5)ЛЕТ ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

С.В; 5 ЛЕТ;МУЖ

ГР.РИСКА

СРЕДНЯЯ

В.В; 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Е.А. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.О. 5 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Ф.И. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

М.С. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Е.Ф. 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

В.Д. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ


Повторный срез, группа детей с трудностями психологического развития

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

А.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

ДН.З. 6,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

М.О. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

А.О. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

Н.Б. 5 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.Ч. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.Б. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

В.С. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

Д.Ф. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ


Обсуждение результатов исследования.

Проблемные зоны в первоначальном срезе в контрольной группе:

В контрольной группе в целом все показатели усреднены, есть несколько детей с чуть заниженной мотивацией и самооценкой, например:

Д.З. в семье царит жесткая дисциплина т.к. отец военный, а мы знаем понятия «семья-казарма» – это, конечно, сопровождается низкой. Отец герой для Д. и он во всем готов по-армейски ему подчиняться, отстранив свое «Я».

Группы детей из неблагополучные семей:

М.Ж. – очень большая семья – мало внимания, отец работает в другом городе редко появляется, можно сказать его почти нет.

Засчет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с низкой до средней.

С.Г. – не полная семья – нет отца.

Засчет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка со средней до высокой

С.В. – Возрастные родители, с диагнозами.

Результат не изменился, но не уменьшился и при обилии дисциплинарных мер со стороны воспитателя и детей.

В.В – не полная семья – нет отца. За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой. У ребенка начали получаться упражнения, и он стал просить больше, и прилагать большее старание, начал получать удовлетворение от работы.

Е.А. – не полная семья – нет отца.

Результаты были отличные, так и остались.

Л.О. – отец вернулся в семью совсем недавно.

Результаты не изменились, ввиду не частого посещения.

Ф.И. – не полная семья – нет матери.

Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.

М.С. – родители есть, но они заняты, чем угодно, кроме ребенка, можно сказать их нет.

Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.

Е.Ф. – пьет отец и мать. За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация и самооценка со средней до высокой. У ребенка начали получаться упражнения, и он стал получать, то чего не мог получить от пьющих родителей-оценку своих сил, появился повод стараться.

В.Д. – очень большая семья – мало внимания.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с низкой до средней.

Вывод:

Ключевые затруднения в неблагополучных семьях с компонентом мотивации.


Группа детей с трудностями психологического развития

А.К. – неустойчивое внимание.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.

ДН.З. -неустойчивое внимание.

Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.

М.О. – неустойчивое внимание.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с средней до высокой.

А.О. – неустойчивое внимание

Результаты не изменились, они очень хорошие, самооценка стала более реальной, из завышенной стала высокой.

Н.Б. – неустойчивое внимание.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой

Н.К. – неустойчивое внимание, наглядно-образное в ЗБР.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой и самооценка со средней до завышенной.

В.Ч. – логическое мышление.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.

Л.Б. – логическое мышление.

Результаты не изменились, они очень хорошие, самооценка стала более реальной, из завышенной стала высокой.

В.С. – логическое мышление.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.

Д.Ф. – психическое развитие в ЗБР.

Результаты не изменились, самооценка стала из высокой завышенной.

Вывод:

Ключевые затруднения в группе детей с трудностями психологического развития с компонентом мотивации.


Выводы:

В нашей работе мы попытались повлиять на развитие самосознание. Выяснили, что у детей в неблагополучных семьях и у детей с трудностями психологического развития проблемы с мотивационным компонентом. Следовательно, для наиболее адекватного развития самосознание нужно усиленно заниматься им.

Если даже за столь короткий срок работа с компонентами дала положительный результат, то за длительный срок и, работая с каждым компонентом, мы можем достичь хороших результатов. И при условии, если родители и воспитатели вдохновятся нашей работой и поддержат её, мы можем достичь много.

Думаем эта работа должна развиваться. Но необходимо изучить еще и остальные составляющие компонента «психологические свойства и качества»,для полноценной работы над развитием самосознания.


Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982. – Введение в психологию / Под общ.ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.

  5. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. – Т. 4. – М.: Педагогика 1984. – С. 229-231.

  6. Джемс В. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  7. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1998.

  8. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. М., 1965.

  9. Зитенко В.Л., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психо­логии. – М., 1994.

  10. Левин К., Дембо Т., Фестишер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  11. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

  12. Кригер Г.Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12-13 апреля 2002г.). – Ч. 2. – Белово, 2002. – С. 223.

  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.

  14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

  15. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л.А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

  16. - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

  17. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. – Ереван, 1988.

  18. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. – 1995. – № 2.

  19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.–Л., 1932.

  20. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

  21. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

  22. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение. 1985.

  23. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.

  24. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 53 с.

  25. Немов Р.С. Психология – Кн.3: Психодиагностика.

  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский.

  27. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1960.

  28. Вирджиния Сатир. Психотерапия семьи. – Речь. СПб., 2000. С. 21.

  29. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. – В кн.: Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

  30. Токарев А.А. Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 468-476.

Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, МУЖ, оборудование, ЖЕНА, группа детей, ребенок, упражнение, развитие внимания, самооценка, неустойчивое внимание.


Похожие статьи

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Объем внимания ребенка 1–5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

«Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

Играя, развиваем внимание у ребенка | Статья в журнале...

Чем полезна: Развитие устойчивости внимания, логического мышления, памяти и моторики.

Особенности игры. Внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво.

В игре принимает участие вся группа. Усилия, которые затрачивает ребенок, получают оценку...

Условия развития логического мышления детей старшего...

логическое мышление, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, логическое мышление детей, трудовой опыт, мышление детей, развитие мышления.

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР...

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Коррекционно-развивающие занятия для детей 6 лет: 1)Занятия на развитие внимания.

Возрастные особенности данной группы детей: 1)неустойчивое внимание.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы...

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания. Ключевые слова: внимание, младший дошкольный возраст, дидактические игры...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

неустойчивость внимания

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Оценка устойчивости внимания, в группе № 1 была 10,64, что на 5,38 баллов больше, чем у группы № 2 и на 2,6 балла больше, чем у группы № 3. У группы № 3

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для детей с ОВЗ по теме: «Развитие внимания».

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей...

У детей старшего дошкольного возраста внимание ещё очень неустойчиво, так как оно не имеют внутренних средств саморегуляции. Л. С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Работу по развитию внимания следует начинать с первых дней ребенка в школе.

Очень часто недостаточная умственная активность детей на уроке приводит к тому, что их внимание очень неустойчиво.

Похожие статьи

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Объем внимания ребенка 1–5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

«Найди и обведи» Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи Ткаченко Т. А.

Играя, развиваем внимание у ребенка | Статья в журнале...

Чем полезна: Развитие устойчивости внимания, логического мышления, памяти и моторики.

Особенности игры. Внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво.

В игре принимает участие вся группа. Усилия, которые затрачивает ребенок, получают оценку...

Условия развития логического мышления детей старшего...

логическое мышление, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, логическое мышление детей, трудовой опыт, мышление детей, развитие мышления.

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР...

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Коррекционно-развивающие занятия для детей 6 лет: 1)Занятия на развитие внимания.

Возрастные особенности данной группы детей: 1)неустойчивое внимание.

К вопросу развития внимания у детей младшей группы...

В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания. Ключевые слова: внимание, младший дошкольный возраст, дидактические игры...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста...

неустойчивость внимания

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Оценка устойчивости внимания, в группе № 1 была 10,64, что на 5,38 баллов больше, чем у группы № 2 и на 2,6 балла больше, чем у группы № 3. У группы № 3

Технологическая карта психологического занятия во 2 классе для детей с ОВЗ по теме: «Развитие внимания».

Настольно-печатные игры как средство развития внимания детей...

У детей старшего дошкольного возраста внимание ещё очень неустойчиво, так как оно не имеют внутренних средств саморегуляции. Л. С. Выготский отмечал, что важнейшей предпосылкой развития внимания в старшем дошкольном возрасте является развитие речи у...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Работу по развитию внимания следует начинать с первых дней ребенка в школе.

Очень часто недостаточная умственная активность детей на уроке приводит к тому, что их внимание очень неустойчиво.

Задать вопрос