В данной статье рассматриваются возможности для использования микс-методологии в исследовании комплексных междисциплинарных феноменов в сфере экологической социологии.
Ключевые слова: микс-методология, комплексные исследования, экологическая социализация, экологическая социология.
Современные тенденции развития общества всё чаще выдвигают перед научным сообществом проблемы, решение которых выходит за привычные рамки узкоспециализированных дисциплин и методов исследования. Активно адаптируя общество к новым, более сложно устроенным условиям мира, наука расширяет свои исследовательские возможности за счет снятия ряда границ: между дисциплинами, выходят на путь мульти-, интер- и трансдициплинарности; между стратегиями исследования, внедряя комплексный подход и получая междисциплинарное знание; а также между методами исследования, позволяя использовать возможности мульти и микс-методов [7].
Одним из главных вопросов последних десятилетий остается обеспечение контроля над будущими рисками в связи с изменениями в окружающей среде, ответ на который находится на пересечении различных областей науки и образования. Стоит помнить, что важную роль в разрешении экологических проблем играют субъекты экологической ситуации, действия которых могут позволить грамотно управлять экологической ситуацией. От их компетентности зависят шансы на изменение экологической ситуации в благоприятную сторону. По итогу, складывается ситуация в необходимости исследования экологической социализации, проходящей одновременно в сложной системе социальных агентов и институтов. В связи с этим нами выдвигается исследовательская цель: рассмотреть потенциал конкретно микс-методологии в решении комплексных проблем экологической социологии, а именно — экологической социализации.
Микс-методология, по мнению Полухиной Е. В., означает «…«смешанные» методы сбора, анализа и интерпретации количественных и качественных данных в едином исследовании или в нескольких последовательных исследованиях, изучающих один и тот же феномен» [6]. Обычно она используется для того, чтобы закрыть как можно больше задач исследования, получить более разнообразные знания для обогащения труднодоступных для некоторых методов изучения тем. Каждый из методов способен закрыть пробелы и недостатки другого, а также указать на способность каждой из методик справится со своей задачей эффективно (например, при измерении одних и тех же параметров при помощи и качественных, и количественных методов). Стоит отметить и перспективы для будущих исследований, которые микс-методология открывает. В этой же работе, Полухина Е. В. отмечает и трудности в осуществлении данной методологии — она требует большого количества финансовых, временных и человеческих ресурсов. Также не у каждого исследователя может хватать знаний и компетенций для грамотного использования такой методологии и эффективного раскрытия её возможностей.
По мнению Артура Брайна, комплексность — это динамическая величина, указывающую на процессы усложнения, в процессе изменения которой формируются новые субстраты и образуются иерархии из развертывающихся, по мере усложнения сети, элементов. Комплексные исследования, в свою очередь, характеризуются формой реализации этого процесса усложнения, имеют междисциплинарный характер, высокую степень организованности и выраженную коллективность. В рамках таких исследований, дисциплины стремятся к органичному сочетанию своих исследовательских возможностей, теорий и методов по исследованию одного исследовательского вопроса на основе общего поля представлений об исследуемом феномене. К. П. Краснояров делает уточнение [4], что правильное понимание комплексного исследования означает интеграцию именно научной деятельности, производящей теоретическое знание, а не синтез наук как таковых. Также ряд ученых предполагает, что комплексность может быть разной: для проведения исследования достаточно либо иметь проблему, принимаемую научно как комплексную, т. е. лежащую сразу в нескольких уровнях реальности и/или на пересечении деятельности нескольких научных дисциплин; либо применять комплексный подход к построению программы исследования.
Определяя возможности и потенциал применения микс-методологии для изучения экологической социализации, стоит сначала обратиться к социально-экологической литературе и дать подробную характеристику. Под экологической социализацией нами понимается процесс освоения индивидом социальных норм, ценностей, установок окружающей среды, адаптация человека в обществе на основе экологических императивов, а также последующая способность индивида вырабатывать собственные ценностные ориентации в отношении к окружающей среде согласно экологически-этическим нормам [1]. Качество процесса прохождения такой адаптации напрямую зависит от образовательных инструментов, социальных агентов и институтов. Для более качественного ответа на вызовы природы будущим поколениям требуется повышение экологической просвещенности для формирования экоцентрического типа экологического сознания, способного обеспечить баланс в системе отношений «общество-природа» [3]. Находясь на пересечении нескольких дисциплин, данный феномен требует комплексного рассмотрения, в том числе и применения микс-методов.
Так, большинство исследователей по данной теме на сегодняшний день использует монометоды исследования экологических феноменов в социальном разрезе [1], [3], [5], обогащая данные в основном за счет использования междисциплинарного подхода. Это вполне объяснимо низким финансированием экологических проектов, не относящихся к естественно-научному сектору. Принято считать, что польза от экологических проектов в социальной сфере имеет скорее футурологический характер, нежели удобным для практического использования против сегодняшних экологических кризисов. Тем не менее хотелось бы отметить возможности микс-методологии для исследования экологической социализации, особенно в рамках получения людьми школьного образования — именно из них будет формироваться общество будущего и социально-профессиональные группы, принимающие решения по управлению экологическими рисками [8]. Так, равно релевантным станет как сбор количественной информации при анализе нормативных документов (законов, постановлений, решений в рамках действующей системы экологизации образования), от агентов социализации и самих индивидов, являющихся объектом исследования (групповое анкетирование), так и сбор качественной информации через интервьюирование ряда первичных агентов социализации, возможно с применений фокус-групп (для измерения их экологической осознанности).
Говоря о стратегиях смешивания, в данном исследовании наиболее эффективным полагается частичное смешивание, а главным принципом станет использование « дополнительного покрытия », в котором качественные и количественные методы будут служить достижению разных исследовательских задач, расширяя пределы друг друга. Например, если для измерения экологической образованности и привычек индивида в определенной мере будет достаточно использования количественного метода, для последующего углубления полученной информации [3], то для описания эффективности происходящей социализации потребуется измерить параметры качественно (наличие и тип экологической осознанности, контекст экологической культуры, которые обусловлены иной теоретической системой). Как перспектива для будущего исследования, актуально и применение принципа « пересекающихся данных », чтобы в полной мере объяснить насколько избранные нами элементы экологической социализации отражают реальную картину проблемной ситуации. Поскольку часть изучаемого объекта находится в ограниченной доступности в условиях пандемии, стоит отметить и перспективы микс-методов как применения совокупности онлайн-оффлайн методов.
Таким образом, микс-методология демонстрирует наличие потенциала как еще молодого методологического направления, с рядом оговорок на целесообразность своего использования. При этом, она становится катализатором появления новых дискуссий в научной среде по поводу теоретических рамок, полезности их соблюдения и размытия, а также возможностях расположения методов на континууме качественных-количественных исследований [5]. Потенциал использования микс-методологии для исследования в рамках экологической социологии всё еще находится под вопросом, однако ряд преимуществ, заметных уже на ранних этапах планирования дизайна исследования, мотивирует на участие в подобных тенденциях науки.
Литература:
- Аутлева А. Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 2.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 480с. [Электронный ресурс] http://mir.zavantag.com/geografiya/13652/index.html (дата последнего обращения: 17.04.21).
- Захаров А. В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству // Вестник Тамбовского государственного университета. 2011. № 9. С. 335–339.
- Краснояров К. Методологические принципы комплексных научных исследований и их роль в интеграции науки: автореферат, дисс. … канд. философ. наук. Москва. 1984 г. 147 с.
- Чернятин М. С. Экоцентрические тенденции развития основного общего образования в Российской Федерации // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 3. С. 87–93.
- Полухина Е. В. Основания и возможности интеграции количественного и качественного подходов в социальных науках: от методологического плюрализма к 3-х парадигмальному континууму // Социология, естествознание, общество. Сб. научных статей и материалов Всероссийской научной конференции «Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности». Под науч. редакцией: Н. Е. Покровский М.: РОО «Сообщество профессиональных социологов; ООО «Вариант», 2014. С. 137–142.
- Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29.
- von Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. — Springer, 2018. — 220 p.