Использование технологии VR в школьном курсе физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Коткина, К. А. Использование технологии VR в школьном курсе физики / К. А. Коткина, И. А. Шарнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93295/ (дата обращения: 23.04.2024).



В работе рассматриваются современные технологии виртуальной реальности как один из способов повышения качества получаемого образования и мотивации учащихся на уроках физики.

Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии VR, физика.

Система образования — это социальная модель, объединяющая в себе такие подразделения, как различные дошкольные образовательные учреждения, школы, университеты, техникумы и прочие, главной целью которых является развитие знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения. Для достижения данной цели используется широкий спектр педагогических технологий. Однако в связи с введением обновленного ФГОС, обязательным становится применение на занятиях интерактивных электронных материалов (например, виртуальных лабораторий и симуляторов), направленных на визуальное восприятие и, как следствие, улучшение качества усвоения материала. В этом на помощь педагогам может прийти использование технологии Virtual Reality.

Понятия VR-технологии впервые было использовано американским компьютерным художником Майроном Крюгером в конце 1960-х. Примечательно то, что первичное название «искусственная реальность» было откорректировано в 1989 году учёным в области визуализации данных и биометрических технологий Яроном Ланьером. Он предложил другой термин, находящийся во всеобщем пользовании и по сей день — «виртуальная реальность», базируясь на идее использования именно выдуманного объекта или же целой системы, в рамках которой и происходят все запланированные события.

Говоря о непосредственном переводе термина VR с английского — virtual reality — стоит сказать, что это полноценный созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие [2]. Для создания данной среды необходимо прибегнуть к различным иммерсивным устройствам, таким как шлемы, перчатки, наушники и другим.

Первооткрывателем в реализации виртуальной реальности считается Массачусетский Технологический Институт и созданная им «Кинокарта Аспена» в 1977 г. В 1994 году Пол Милгром и Фумио Кисино описали континуум «виртуальность-реальность» (англ. Milgram'sReality-Virtuality Continuum) как пространство между реальностью и виртуальностью, между которыми расположены дополненная реальность (расположенная ближе к реальности) и дополненная виртуальность (ближе к виртуальности).

В современном мире технология VR применяется в различных сферах жизни. Например, в США активно применяется программное обеспечение Osso VR, которая предоставляет врачам-практикантам виртуальную операционную. Данная программа используется для обучения хирургов и студентов-медиков различным ортопедическим процедурам.

Всего лишь несколько десятилетий назад применение данных инноваций казалось чем-то недоступным в связи с новшеством самой идеи и высокой стоимостью. Однако в наше время на основании анализа рынка современных образовательных устройств можно сказать, что технология стала значительно доступнее, приобрела многочисленные разработки, а количество приложений, поддерживающих VR, растет с каждым днём.

Стоит отметить, что применение в образовательном процессе VR-шлемов и перчаток — вовсе не новый вид деятельности, а лишь недооцененный по достоинству. Так, благодаря образовательному приложению «Physics Playground» на уроках физики, учащиеся получают возможность применить изучаемый теоретический материала на практике, выглянуть за рамки базового уровня образовательной школьной программы и углубить свои знания при помощи большего количества лабораторных практикумов с виртуальным оборудованием. Использование данной программы на практике проиллюстрируют рисунки 1 и 2.

Рис.2. Рис.2.

Рис. 1. Рис.2.

Приведённая выше технология позволяет ученикам и учителю проводить эксперименты в реальном времени, анализировать модели реальных процессов и физические свойства объектов. Для ребенка это, в первую очередь, огромная игровая площадка, представленная в виде настоящей лаборатории по физике (см. рис. 3 и 4).

Рис. 4. Рис. 4.

Рис.3.Рис. 4.

На наш взгляд, наиболее эффективным является использование программы при работе с разделом механики — одним из наиболее интересных и наглядных для учащихся средней школы. Так, при проведении опроса среди 62 учащихся девятых классов, свыше 48 % респондентов проявили повышенный интерес к работе в VR-лаборатории по классической механике, ещё 20 % проявили желание использования VR-лаборатории во внеурочное время.

Совершенно очевидно, что в рамках образовательного процесса учащиеся нуждаются в помощи при самостоятельном изучении и анализе физических свойств объектов. Так, давая на уроке лишь часть необходимого материала, учитель способен вызвать у учащихся естественный интерес к изучаемому материалу, который в свою очередь при проведении непосредственного эксперимента подкрепит познавательную деятельность и позволит учащимся лично подтвердить некоторые формулы и законы.

При более детальном рассмотрении использования VR-лаборатории в образовательном процессе нами были выделены следующие преимущества:

— ускоренная работа над экспериментом;

— более упрощенный вариант получения результатов, в том числе графических;

— неоднократное проведение практикума без значительных затрат на расходные материалы;

— возможность удобного наблюдения за ходом эксперимента каждого учащегося и многое другое.

Таким образом, использование технологий VR на уроках физики — это значительный вклад в рациональное использование времени учителя и учащихся, дополнительная мотивация учащихся в изучении предмета, повышением уровня образованности, модернизации традиционных методов преподавания и обучения и многогранное развитие личности учащегося двадцать первого века.

Литература:

  1. AGEIA. (2006). AGEIA Technologies, PhysX documentation. Retrieved from www.ageia.com
  2. ITenterprise [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: https://www.it.ua/ru/knowledge-base/technology-innovation/virtualnaja-realnost-vr.
  3. QSWorldUniversityRankings [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022.
  4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, урок физики, образовательный процесс, учащийся.


Ключевые слова

физика, виртуальная реальность, технологии VR

Похожие статьи

Использование технологий интерактивного обучения на уроках...

анимация, учащийся, учитель, преподавание физики, повышение эффективности, CPT, учебный процесс, учебная деятельность, интерактивное обучение, форма работы. Педагогические технологии на уроках физики.

Применение ИКТ как нового средства изучения физики в основной...

Моя педагогическая работа связана с преподаванием физики, одного из наиболее интересных, увлекательных, доступных и в то же время достаточно сложных учебных предметов в школьной программе. Физика – это фундаментальная наука...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках...

В процессе обучения физике одной из наиболее эффективных образовательных технологий, позволяющей добиться высоких результатов

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии. Интерактивное обучение — это особая форма организации познавательной.

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

виртуальная реальность, дополненная реальность, игра, образование, образовательный процесс, обучение, учебный процесс, полное погружение, программное обеспечение, учебный материал. Ключевые слова.

Компьютерная визуализация учебной информации по физике

Внедрение в процесс обучения электронно-вычислительной техники и ЭОР делает

Данилов О. Е. Создание систем виртуальной реальности для обучения физике / О. Е. Данилов

Похожие статьи. Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения».

Учебное экспериментирование в виртуальной реальности

Предлагается использовать системы виртуальной реальности для проведения в них экспериментов, которые ранее могли проводиться только умозрительно. В качестве примера рассмотрен случай вертикального движения тела в поле тяжести Земли вблизи ее поверхности...

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

На уроках физики при обобщении и закреплении знаний можно провести ролевые игры «Суд над автомобилем»; «Суд над ядерной энергией» или «Суд над силами природы». Ролевые игры оживляют занятия и повышают интерес к предмету.

Применение интерактивной доски на уроках физики

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики. Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке.

Возможности информационных технологий в школьном курсе...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

Педагогические технологии на уроках физики.

Похожие статьи

Использование технологий интерактивного обучения на уроках...

анимация, учащийся, учитель, преподавание физики, повышение эффективности, CPT, учебный процесс, учебная деятельность, интерактивное обучение, форма работы. Педагогические технологии на уроках физики.

Применение ИКТ как нового средства изучения физики в основной...

Моя педагогическая работа связана с преподаванием физики, одного из наиболее интересных, увлекательных, доступных и в то же время достаточно сложных учебных предметов в школьной программе. Физика – это фундаментальная наука...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках...

В процессе обучения физике одной из наиболее эффективных образовательных технологий, позволяющей добиться высоких результатов

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии. Интерактивное обучение — это особая форма организации познавательной.

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

виртуальная реальность, дополненная реальность, игра, образование, образовательный процесс, обучение, учебный процесс, полное погружение, программное обеспечение, учебный материал. Ключевые слова.

Компьютерная визуализация учебной информации по физике

Внедрение в процесс обучения электронно-вычислительной техники и ЭОР делает

Данилов О. Е. Создание систем виртуальной реальности для обучения физике / О. Е. Данилов

Похожие статьи. Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения».

Учебное экспериментирование в виртуальной реальности

Предлагается использовать системы виртуальной реальности для проведения в них экспериментов, которые ранее могли проводиться только умозрительно. В качестве примера рассмотрен случай вертикального движения тела в поле тяжести Земли вблизи ее поверхности...

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

На уроках физики при обобщении и закреплении знаний можно провести ролевые игры «Суд над автомобилем»; «Суд над ядерной энергией» или «Суд над силами природы». Ролевые игры оживляют занятия и повышают интерес к предмету.

Применение интерактивной доски на уроках физики

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики. Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке.

Возможности информационных технологий в школьном курсе...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

Педагогические технологии на уроках физики.

Задать вопрос