Метафора является одним из основных механизмов когнитивной деятельности человека. Образовательная среда формирует весьма плодородную почву для образования метафор, поскольку метафоры появляются там, где что-то неизвестно, непонятно, необъяснимо. Кроме того, они позволяют не только донести до ученика необходимую информацию в более понятной и доступной форме, но и повлиять на формирование личности, позиции в отношении какой-либо ситуации. Таким образом, педагогическая метафора является инструментом воспитания, развития человека.
Целью данной статьи является анализ и выявление метафорических моделей, с помощью которых в немецкоязычном педагогическом дискурсе описывается процесс обучения и его участники. Для начала ознакомимся с теорией в сфере метафорических моделей.
А. П. Чудинов отмечает два ключевых аспекта метафорической семиотики, которые можно заметить в современных публикациях:
- Когнитивная семантика метафоры — метафора рассматривается как отражение концептуальной картины мира субъектов образовательного процесса; выявление базовых метафор и их референций.
- Прагматика метафоры — метафора исследуется как средство эффективного воздействия на субъектов образовательной деятельности, усиления эффективности образовательного процесса [Чудинов 2011: 167].
В англоязычном и русскоязычном дискурсе весьма популярны выделенные А. Сфард две основные метафорические модели: метафора приобретения (acquisition metaphor; student as consumer metaphor) — представление о педагогической коммуникации как о процессе передачи информации (информация — продукт потребления) и метафора соучастия (participation metaphor) — акцентирование активной роли учащихся в образовательном процессе. Метафора приобретения на настоящий момент считается самой распространенной, однако она дистанцирует учащихся от активного участия в обучении, а также привносит нежелательные смыслы из сферы рыночных отношений [Там же: 168].
В русскоязычном дискурсе разработкой классификации метафорических моделей занимались многие лингвисты: Н. В. Павлович, А. Н. Баранов, Т. С. Вершинина и другие. А. П. Чудинов выделяет следующие группы метафорических моделей: антропоморфные метафоры (концепты, относящиеся к исходным понятийным сферам «Анатомия», «Физиология», «Болезнь», «Семья» и т. п.), природоморфные (понятийные сферы «Мир животных», «Мир растений», «Мир неживой природы»), социоморфные («Преступность», «Война», «Театр (зрелищные искусства)», «Экономика», «Игра и спорт») и артефактные метафоры («Механизм», «Дом (здание)», «Мир компьютеров», «Инструмент», «Домашняя утварь») [Чудинов 2003: 77–78].
Сферы-мишени и сферы-источники, два основных элемента в процессе метафоризации, были выделены как русскими, так и зарубежными лингвистами. В немецкоязычном дискурсе они представлены как Tenor (bildempfangener Bereich — сфера-мишень) и Vehikel (bildspendender Bereich — сфера-источник). Понятия были выведены в рамках теории интеракций А. А. Ричардсом и М. Блэком [Richards 1983: 36].
За основу для систематизации были взяты выделенные А. П. Чудиновым метафорические модели, а также выявленные немецкими лингвистами Александрой Гуски [Guski 2007] и Вальтером Герцогом [Herzog 1994] метафоры. Согласно их работам, ключевыми видами метафоры в педагогическом дискурсе в немецком языке являются:
1) пространственная метафора;
2) метафора «обучение — это обработка материала»;
3) органическая метафора;
4) строительная метафора.
При анализе выбранных для исследования статей было выделено еще несколько метафорических моделей. Таким образом, составленная в результате данного исследования классификация, включающая самые популярные метафорические модели, выглядит следующим образом:
1)ориентационные метафоры:
— пространственная метафора:
Пространственные метафоры позволяют более ясно представить абстрактные понятия. В основном используются для наглядности при объяснении материала или выражения своих мыслей, например: «Hingewiesen wird auf die reichhaltige Landschaft didaktischer Entwicklungsforschung, die beispielsweise untersucht, in welchen didaktischen Milieus und Mikrokulturen bzw. im Rahmen welcher interaktiver Lehr-Lernumgebungen sich eigenständige, selbstverantwortliche und wissenskompetente Lernerinnen und Lerner entwickeln…» (Reusser 1994).
— обучение — это движение вперед:
Продвижение вперед практически всегда является синонимом про-гресса. В немецком языке это отражается и в современных педагогических терминах: Lernweg, Lernschritt, Lernfortschritt и т. д. (Садыкова, Тулусина 2010). В следующем примере мы замечаем, что автор стремится сделать акцент на ведущей роли преподавателя в жизни учеников: «eine didaktische Bewegung», «Aufgabe von der Gesellschaft … ist: junge Menschen zum Verstehen der Naturwelt und der Kultur, in der sie leben, zu führen» (Reusser 1994).
2)антропоморфные метафоры:
— метафора болезни в образовании:
Тема «болезни» чаще всего поднимается в тех случаях, когда автору необходимо раскритиковать что-либо, указать на недостатки и недочеты. Так, некоторые лингвисты сравнивают современное не всегда удовлетворяющее качество образования с больным человеком, даже выписывают ему диагноз: «Zur Diagnose gegenwärtiger didaktischer Kultur: lediglich Anlass zur Irritation oder Zeichen einer (uneingestandenen) Krise…», «Die heutige Schule zeigt Zeichen der Verunsicherung» (Reusser 1994).
3)артефактные метафоры:
— строительная метафора:
В своей основе строительная метафора очень тесно переплетается с пространственной метафорой. Обычно возведение здания ассоциируется с ориентацией в пространстве, стремлением вверх. В немецкоязычном дискурсе данная метафора проявляется в следующих терминах: Grundlage, Stoffaufbau, Leistungsstufen и т. д. (Садыкова, Тулусина 2010). В. Герцог в своей работе приводит многочисленные примеры использования этой ме-тафорической модели: «Auf den „Unterrichtsentwurf“ und die „Skizze für den Gang der Stunde“ folgen der „Aufbau der Erfahrung“ in der „rauhen Luft ei-ner Baustelle“» (Herzog 1998: 11).
— обучение — это обработка материала:
В данную группу входят такие метафоры как «ученик — необработанный материал», «учитель — художник», «учитель — скульптор» и так далее. Ученик сравнивается с чистым листом бумаги, с кусочком воска либо монетой, которые опытному мастеру-учителю необходимо привести в нужную форму: «Verbreitet, jedenfalls in historischen Pädagogiktexten, sind die Metaphern der Erziehung als Beschriftung einer tabula rasa oder als Prägung von Wachs oder Münzen» (Herzog 1994: 7).
4)природоморфные метафоры:
— органическая метафора:
Эта метафорическая модель объединяет в себе многочисленные и разнообразные фреймы, к примеру, такие как «ученик — сад», «учитель — садовник», «обучение — это рост», «образование — это земледелие», «образование — это уход за растением» и т. д.
В. Герцог в каком-то смысле объединяет данную метафору с пространственной, указывая на то, что рост чаще всего связывается с изменением размеров в пространстве. Кроме того, он отсылает нас к метафоре «смотрителя маяка-учителя», которому заранее известен предстоящий путь: «Erziehung erscheint als ein quasi-räumlicher Vorgang, als ein Voranschreiten auf einem Weg, der dem begnadeten Erzieher anschaulich vor Augen liegt» (Herzog 1994: 4).
5)социоморфные метафоры:
— обучение — это конфронтация:
Процесс обучения является весьма непростым. Это своеобразный вызовом каждому ученику и преподавателю. Необходимо преодолеть себя и столкнуться с многочисленными препятствиями, возникающими на пути: «Lehrer*innen stehen systematisch vor der Herausforderung, ihre Wortbeiträge an eine Gruppe von Zuhörern und nicht bloß an individuelle Schüler*innen zu richten», «der Unterricht sei ein Ort, an dem Schüler*innen alltäglich mit der sozialen Realität von „crowds“ konfrontiert seien», «vor der Matura stehende Gymnasiasten», «So stößt man bei näherer Betrachtung der Annahme, dass Schüler*innen im Unterricht mit „gesellschaftliche Rollenerwartungen“ konfrontiert würden…» (Wenzl 2018).
— обучение — это театр:
Описывая роли, которые приходится играть преподавателю во время обучения, В. Герцог приводит немало ярких примеров: «Magier, Schauspieler, Showmaster, Babysitter, Hausierer und Marktschreier. Mutter, Be-rater, Doktor, Anwalt, Priester, Lehrer und alles sein» (Herzog 1994: 9). Профессия преподавателя требует множество навыков, позволяющих в нужный момент «перевоплотиться» и найти идеальный подход к ученикам.
Концепт «учеба» и образовательный процесс занимают важное место в сознании многих людей, они являются неотъемлемыми частями нашей жизни. Именно поэтому людьми создается множество стереотипов и ассоциаций, которые позволяют им формировать свои взгляды на те или иные явления.
Авторы лингвистических статей чаще всего стремятся придерживаться не более двух-трех метафор в рамках одной своей работы. Вокруг этих нескольких метафорических моделей они и выстраивают свои мысли.
Самой популярной метафорой является пространственная, ее элементы прослеживаются и в моделях, относящихся к другим группам метафор: к примеру, к некоторым из социоморфных, артефактных и даже органических метафор. Кроме того, в немецком языке весьма продуктивной являются метафоры «обучение — это движение вперед» и «строительная метафора».
Литература:
- Садыкова А. Г., Тулусина Е. А. Устойчивые метафорические модели педагогического дискурса в немецком и русском языках // Вестник КГУ. 2010. № 4. С. 135–138.
- Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 248 с.
- Чудинов А. П. Прагматический потенциал метафоры в педагогической коммуникации // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 167–175.
- Guski, A. Metaphern der Pädagogik. Metaphorische Konzepte von Schule, schulischem Lernen und Lehren in pädagogischen Texten von Comenius bis zur Gegenwart. Bern: Lang 2007, 513 S.
- Herzog, W. Pädagogische Metaphern und ihre körperlichen Wurzeln. Zürich: Unveröff. Manuskript, 1994. — 19 S.
- Reusser, K. Die Rolle von Lehrerinnen und Lehrern neu denken. Kognitionspädagogische Anmerkungen zur «neuen Lernkultur». Beiträge zur Lehrerbildung 12 (1994) 1, S. 19–37
- Richards, I.A.: Die Metapher, in: Anselm Haverkamp (ed.): Theorie der Metapher. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1983, p. 31–52
- Wenzl, T. Die Lehrkraft als Repräsentant des Allgemeinen. Professionalisierungstheoretische Überlegungen jenseits der Spannung von Spezifität und Diffusität. Zeitschrift für interpretative Schul- und Unterrichtsforschung, Heft 7, 2018, S. 152–169