Еще до появления науки криминологии, люди задумывались о причинах отрицательных явлений, в том числе преступности. Примитивные, ненаучные представления типа тех, что в преступника вселяется дьявольская сила, сменялись попытками глубже понять природу человека и устройство общества, получить более удовлетворительные объяснения преступности и ее причин, в статье как раз это мы и рассмотрим.
Ключевые слова: прогнозирование, криминология, планирование, преступность, метод.
Even before the advent of the science of criminology, people thought about the causes of negative phenomena, including crime. Primitive, unscientific ideas, such as those that a devilish force is instilled in a criminal, were replaced by attempts to better understand the nature of man and the structure of society, to get more satisfactory explanations of crime and its causes, this is exactly what we will consider in the article.
Keywords: forecasting, criminology, planning, crime, method.
Криминологическое прогнозирование является одним из наименее развитых направлений криминологии на сегодняшний день.
В настоящее время это чрезвычайно сложная проблема, требующая систематического и структурного подхода с учетом тенденций преступности в контексте социальных изменений. В конечном итоге именно предсказательная функция наиболее тесно связана с практикой, потребности которой во многом определяют существование и развитие криминологии, но и других наук.
Прогноз — это не утверждение о будущем, а систематическое изучение перспектив развития того или иного явления или процесса с использованием инструментов современной науки [1].
Прогноз функционирует как модель будущего, построенная на материалах прошлого и настоящего, своего рода модель, которую человеческая деятельность должна либо приблизить, либо предотвратить, в зависимости от потребностей общества. Уровень вероятности предсказания преступления во многом зависит от количества различных типов факторов, используемых при предсказании.
Значение криминологического прогноза заключается в том, что он является одним из важнейших компонентов управления профилактикой преступности [2].
Наиболее полной информацией должны быть осведомлены правоохранительные органы, законодательным и исполнительным структурам, координирующим и организующим профилактику преступности. Эффективность их деятельность во многом определяется информационным обеспечением, в том числе криминологическими прогнозами.
В зависимости от сроков различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные прогнозы:
- Краткосрочные прогнозы, используются для повседневной организации последствий преступления;
- долгосрочные прогнозы, лежат в главе основной стратегической линии уголовной политики;
- среднесрочные прогнозы, связывают стратегию и тактику воздействия на преступность.
В зависимости от степени предсказуемости криминального явления различают обобщенное и индивидуальное предсказание:
- Обобщенный — предвидение отраслевых и территориальных изменений преступности;
- индивидуальное — предвидение вероятности совершения преступления со стороны конкретного лица.
Кроме того, в зависимости от количества предполагаемых вариантов изменений в преступности различают многовариантные и одновариантные прогнозы [6].
- Многовариантный — прогнозирование предусматривает разновидности изменений;
- Одновариантный — расписывается лишь одновариантная зависимость преступности.
В социальном прогнозировании выделяют более сотни различных методов прогнозирования и их вариаций. В криминологическом прогнозировании обычно используются три обобщенных метода:
- Экстраполирование — это продолжение в будущее динамико-статистических рядов;
- Метод экспертных оценок состоит в выяснении мнения экспертных групп ученых и практиков о будущем развитии преступности;
- Метод математического моделирования — это разработка и применение в компьютерных программах комплекса (системы) математических формул, отражающих взаимодействие процессов, влияющих на преступности [7].
Помимо прогнозирования в уголовной политике есть такое понятие как «планирование мер по противодействию преступности»
Планирование служит для рационализации сложного и многогранного процесса предупреждения, придания ему целенаправленности, определения наиболее рациональных способов работы, выбора тех тактических приемов, которые позволят эффективно достичь поставленных целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации [4].
Специфика планирования индивидуальной работы, ее обусловленность особенностями той или иной ситуации не исключает возможности программирования соответствующих действий субъектов профилактической деятельности по некоторым параметрам. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана, который подойдет для всех без исключения случаев и разных групп людей и будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к таким планам.
В то же время нельзя отрицать определенную практическую ценность примерных планов индивидуального оповещения, разработанных с учетом некоторых типовых ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности. Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, конституционного характера [3].
Она направлена на более правильную расстановку сил в борьбе с преступностью, предлагает дифференцированный подход к организации профилактических мероприятий по отношению к территориям с различной преступностью, к разным социальным группам и т. д. В то же время планирование является организационной формой эффективной координации деятельности органов по борьбе с преступностью и укрепления их связей с общественными организациями и трудовыми коллективами.
Местные и центральные органы государственной власти обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями для оказания положительного влияния на все сферы общественной жизни на различных уровнях общественной организации. Правовой основой деятельности органов экономического и социального планирования, в том числе планирования профилактики правонарушений, является Конституция, возлагающая на органы государственной власти функции обеспечения соблюдения законности, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан.
Необходима разработка методологических основ определения профилактики правонарушений на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, что позволит конкретно и обоснованно ответить на вопрос, что приводит к качественному и количественному сроку от реализации плана и его отдельных подобластей следует ожидать, особенно с криминологической точки зрения [5].
Литература:
- Прогнозирование преступности: понятие, виды, методы [Электронный ресурс] URL: https://be5.biz/pravo/k002/7.html (Дата обращения: 13.06.2022)
- Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью [Электронный ресурс] URL: https://isfic.info/vakar/crliog16.htm (Дата обращения: 13.06.2022)
- Планирование борьбы с преступностью [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/330248/pravo/planirovanie_borby_prestupnostyu (Дата обращения: 13.06.2022)
- Криминологическое прогнозирование и программирование [Электронный ресурс] URL: https://studwood.net/750860/pravo/kriminologicheskoe_prognozirovanie_programmirovanie (Дата обращения: 13.06.2022)
- Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью [Электронный ресурс] URL: http://bukvasha.com/referat/205479 (Дата обращения: 13.06.2022)
- Криминологическое прогнозирование [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/topic-904678_40552299 (Дата обращения: 13.06.2022)
- Индивидуальное предупреждение преступления [Электронный ресурс] URL: https://be5.biz/pravo/k008/12.html (Дата обращения: 13.06.2022)