Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Лешкова, А. В. Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников / А. В. Лешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93163/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность». Делается вывод о том, что внеурочная деятельность играет важную роль в формировании здорового образа жизни у младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, здоровье, здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, образовательная организация, начальная школа.

В системе общечеловеческих культурных ценностей базовой является здоровье, служащее основой жизнестойкости, полноценной жизни человека. Здоровье — один из важных компонентов жизни человека, обуславливающих успешность его самореализации во всех сферах деятельности [5].

Одним из важных направлений государственной политики в Российской Федерации является забота о будущем поколении, охрана здоровья детей. Это обусловлено тем, что, к сожалению, в настоящее время замечена отрицательная динамика основных показателей здоровья обучающихся. В связи с этим, в образовательных учреждениях необходимо создавать такие условия, при которых здоровья учеников будет не только не ухудшаться, но и улучшаться. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общее образования (Далее — ФГОС НОО) особое внимание уделено формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста [9].

НИИ педиатрии представляет нашему вниманию следующую статистику: более 20 % старших дошкольников не готовы к обучению в школе, а у 35–40 % наблюдаются хронические заболевания. Более того, в процессе обучения в начальной школе общее состояние здоровья детей ухудшается: возрастает число заболеваний органов пищеварения и эндокринной системы, нервно-психических расстройств, большинство заболеваний становятся уже хроническими.

В связи с пандемией коронавирусной инфекции (Covid-19) многое в нашей жизни перешло в онлайн-режим. В марте 2020 года обучение было переведено на дистанционную форму. Школьники во всём мире стали проводить много времени за компьютером, их образ жизни стал малоподвижным. В следствии чего у многих детей младшего школьного появились новые проблемы со здоровьем.

Актуальность данной проблемы обусловлена, в первую очередь, резким ухудшением здоровья обучающихся, а также недостаточностью изучения влияния и возможностей внеурочной деятельности в процессе формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Младший школьный возраст — это период обучения детей в начальной школе (от 6 до 11 лет). Начало обучения в школе способствует изменению социальной ситуации развития ребёнка: теперь он имеет социально значимые обязанности и становится общественным субъектом [2].

На наш взгляд, период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным, т. е. благоприятным для формирования основ здорового образа жизни, передачи детям знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению своего здоровья, а также по необходимости бережно относиться к своему здоровью. Это связано с тем, дети психически и физиологически готовы овладеть различными сведениями об элементах ЗОЖ (они соблюдают режим дня, выполняют гигиенические процедуры и т. д.), а также их эмоциональная сфера легко поддаётся изменениям.

Здоровый образ жизни представляет собой форму активной деятельности человека, которая направлена на укрепление, сохранение здоровья, а также на удовлетворение социальных и культурных потребностей организма человека. По мнению современных исследователей проблемы здорового образа жизни, таких, как Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев и Л. Г. Татарникова, в образовательной организации должна быть создана такая система по оздоровлению школьников, которая будет органично и целенаправленно включена во весь процесс обучения и воспитания подрастающего поколения [6].

В ходе анализа научной и методической литературы мы выделили следующие критерии сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста: наличие у обучающихся знаний о здоровом образе жизни; положительное отношение к своему здоровью; овладение навыками и приёмами здорового образа жизни; сформированность правильных гигиенических привычек; способность к самооценке и самоконтролю в сфере здорового образа жизни; наличие мотивации к расширению своих знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни.

По мнению П. А. Виноградова, в условиях образовательной организации огромное значение в формировании здорового образа жизни у младших школьников принадлежит учителю, который в процессе своей работы создаёт такие условия, при которых происходит всестороннее развитие ребёнка, усвоение им знаний, умений и навыков [4, С.19].

Организация работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников способствует решению следующих задач:

  1. Сформировать у школьников систему знаний о здоровье, о здоровом образе жизни.
  2. Сформировать потребность и воспитать мотивацию к здоровому образу жизни.
  3. Создать условия для профилактики заболевания обучающихся, их оздоровления.
  4. Сформировать нравственную культуру детей, а также развить физические способности и умения.
  5. Сформировать способность к применению полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни [1].

При решении представленных задач педагогу необходимо руководствоваться следующими функциями:

— научная (расширение знаний обучающихся об организме человека, его возможностях и способностях, о влиянии окружающей среды на организм человека);

— учебно-просветительская (расширение знаний об оздоровлении и гигиене человека);

— воспитательная (воспитание личности обучающегося);

— социальная (создание условий для успешной социализации обучающегося в современных условиях среды) [7].

В процессе урока можно использовать такие методы формирования здорового образа жизни, как физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для укрепления и тренировки зрения и др.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возможно не только в условиях учебной деятельности, но и в процессе внеурочной деятельности. По мнению И. И. Брехмана, внеурочная деятельность является комплексом разнообразных видов деятельности (кроме учебной), который способствует оптимизации учебной нагрузки, улучшению условий в образовательной организации для гармоничного развития младшего школьника, формированию дополнительных знаний, умений и навыков, а также способности применять их в повседневной жизни [3, С.15].

Основная цель внеурочной деятельности — это создание таких условий, при которых младшие школьники смогут в полной мере реализовать свои интересы, возможности и способности в познавательной, культурной и социальной деятельности.

В процессе внеурочной деятельности у педагога появляется возможность использовать разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательную, поисковую, трудовую, спортивную, оздоровительную, досуговую, творческую и т. д. Исходя из этого, видно, что в процессе внеурочной деятельности происходит всестороннее развитие личности ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является весьма актуальной и остро стоящей в современном обществе. Это связано с тем, что в настоящее время прослеживается динамика ухудшения здоровья детей, а также снижение их физической активности.

Следовательно, одной из важных задач образовательной организации является создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, а также передача им знаний, умений и навыков по бережному отношению к своему здоровью.

Формирование здорового образа жизни в условиях современной школы происходит не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности, на которой перед педагогом возникает возможность использовать более широкий спектр методов и средств формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.

Жизнь младшего школьника в стенах образовательной организации имеет свою систему требований и правил: правила поведения, правила организации, правила коллектива и др. В то же время в семье тоже есть определённые установки, традиции и ценности. В некоторых случаях они не только не совпадают друг с другом, но и полностью противопоставлены друг другу. Исходя из этого, важно отметить, что формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста невозможно без целенаправленной и активной работы с родителями.

В работе с родителями можно использовать такие методы и приёмы, как родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы и консультации, различные групповые тренинги.

Систематическая работа по формированию ЗОЖ у обучающихся должна проводиться на протяжении всего обучения в начальной школе.

Литература:

  1. Александрова, И. Э. Технология обеспечения безопасной для здоровья школьников организации обучения в цифровой образовательной среде: гигиеническая оптимизация урока и расписания / И. Э. Александрова // Школьные технологии. — 2019 — № 2 — С. 45–52.
  2. Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребёнка / М. Борисова, К. Валевская // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020 — № 3.
  3. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 231 с.
  4. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — М.: Мысль, 2010–288 с.
  5. Гусева, Н. А. Предупреждение вредных привычек у младших школьников / Н. А. Гусева, К. В. Кучер // Начальная школа. — 2021. — № 4. — С. 35–38.
  6. Зайцев Г. К. Школьная валеология. — М.: Детство-Пресс, 2001. — 157 с.
  7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2004. — 78 с.
  8. Пашин, А. А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А. А. Пашин, Ж. В. Тома, О. Н. Опарина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 6. — С. 16–18.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Издательство «Просвещение», 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, образовательная организация, начальная школа, здоровье, ребенок, формирование, младший школьник, повседневная жизнь.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время

С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости

К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования здорового образа жизни. Во-первых, в этот период организм школьника довольно быстро растет. Во-вторых, у обучающегося происходит адаптация к новым условиям социального...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из

Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не только физического и...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенное внимание уделяется этой проблеме в начальной школе, так как коренным образом меняется привычный уклад жизни ребенка, осваивается новая социальная роль «ученик».

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего

здоровый образ жизни , Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст

Формирование здорового образа жизни у младших школьников .

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

- мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику...

Формирование здорового образа жизни у современных...

Внеурочная деятельность — это нетрадиционный урок, но он

Цель внеурочных занятий — сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни

Следовательно, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность формирует здоровый образ жизни у современных...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Согласно этому определению «здоровье...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время

С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости

К особенностям формирования здорового образа жизни у младших школьников можно...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования здорового образа жизни. Во-первых, в этот период организм школьника довольно быстро растет. Во-вторых, у обучающегося происходит адаптация к новым условиям социального...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из

Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не только физического и...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенное внимание уделяется этой проблеме в начальной школе, так как коренным образом меняется привычный уклад жизни ребенка, осваивается новая социальная роль «ученик».

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего

здоровый образ жизни , Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст

Формирование здорового образа жизни у младших школьников .

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования...

- мотивация на здоровый образ жизни; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику...

Формирование здорового образа жизни у современных...

Внеурочная деятельность — это нетрадиционный урок, но он

Цель внеурочных занятий — сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни

Следовательно, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность формирует здоровый образ жизни у современных...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Согласно этому определению «здоровье...

Задать вопрос