Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Коробова, Е. А. Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока) / Е. А. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 531-534. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93118/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье обозначена проблема отсутствия у молодых людей в достаточном объеме компетенций для ведения бизнеса. В современном мире есть множество возможностей для обучения ведению бизнеса. При большом количестве вариантов образовательных курсов как офлайн, так и онлайн, не все они отвечают требованиям молодежи и их стремлению получить практические навыки и современные компетенции. В статье приведены результаты исследования потребностей в обучении молодых предпринимателей и молодых людей, желающих открыть свое дело. Описаны образовательные запросы в области предпринимательских компетенций молодежи. Большое многообразие образовательных программ в интернете и в университетах Российской Федерации может способствовать поддержке бизнеса молодежи. Отмечено, что изучение практики обучения молодых предпринимателей является важной исследовательской задачей.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, предпринимательская компетенция, потребность в обучении, программа обучения, мотивация, образовательный курс, образовательный центр.

Молодежное предпринимательство — одно из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, являющееся важным потенциалом ее роста. В настоящее время его роль и значение активно обсуждаются как на государственном уровне, так и в предпринимательских и научных кругах.

В России наблюдается рост количества инициативных людей, которые ориентированы на решение социальных проблем и повышение благосостояния общества. Лидерство по решению важных проблем российского общества берет на себя и молодежь. Предпринимательство — один из способов адаптации к современным условиям молодежи, которая хочет самореализоваться и принести пользу обществу. Также современная молодежь стремится к материальной независимости. А значит молодежное предпринимательство — это важное направление в развитии страны для обеспечения успешного будущего [1].

Молодежь быстрее и легче адаптируется к переменам, что очень важно для ведения своего собственного дела. Молодые люди отличаются креативностью мышления, готовностью к конкуренции в бизнесе. Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны быстро реагировать на большое количество информации, потребительские запросы, осваивать выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или предлагать специфические услуги для отдельных рыночных сегментов.

Также молодые люди обладают актуальными знаниями, потому что недавно окончили учебные заведения, либо учатся и их знания еще не устарели. В то же время, для успешного ведения своего бизнеса необходимо знать основы законодательства, бухгалтерии, и другие вопросы ведения документации. Эти предпринимательские компетенции, к сожалению, невозможно получить при обучении в высших учебных заведениях на стандартных образовательных программах. Получение необходимых знаний — это процесс постоянного обновления информации, а значит, возможность доступа к образовательным курсам должна быть у каждого предпринимателя. Обучение можно пройти без отрыва от работы, если предприниматель уже открыл свой бизнес, но нуждается в актуализации своих знаний. Таким образом, вопрос об обучении молодых предпринимателей важным компетенциям остается актуальным и в современном мире. Для эффективности таких курсов важно понимать образовательные запросы молодых предпринимателей, востребованность предпринимательских компетенций.

В современном мире существует множество способов обучения как в оффлайн, так и в онлайн-формате. На просторах интернета можно найти большое количество онлай-курсов по приобретению важных предпринимательских компетенции. К таким можно отнести популярные сайты «Inc» и «Vc.ru». Существуют программы обучения предпринимательству на базе высших учебных заведениях. Университеты и институты с возможностью прохождения программ подготовки по направлению предпринимательства набирают группы на программы бакалавриата, магистратуры и курсы повышения квалификации. Так, например, Университет «Синергия», «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина реализуют образовательные программы по направлению «Предпринимательство» [3].

Исследование с целью изучения потребностей молодых предпринимателей в обучении нами начато в апреле 2022 года в субъектах Дальнего Востока в форме онлайн–анкетирования. Тип выборки — серийная (гнездовая). Он предполагает, что в качестве единиц наблюдения будут отбираться не отдельные респонденты, а группы, с последующим опросом в отобранных группах. Респондентами онлайн–анкетирования являлись не только молодые предприниматели Дальнего Востока, но и молодые люди, планирующие в будущем открыть свое дело. Данные категории были выбраны, в связи с необходимостью предложить рекомендации по совершенствованию программ обучения и образовательных курсов различных направлений, интересных для молодых. Важной исследовательской задачей было описать мнения по поводу потребности в обучении молодых предпринимателей уже занимающихся своим делом, или планирующих заниматься своим бизнесом в будущем. В анкете было 15 вопросов. В пилотажном исследовании приняли участие 85 человек, проживающих в субъектах Дальнего Востока[1]. В дальнейшем планируется увеличение количества респондентов. Респондентами являлись молодые люди в возрасте от 23 до 29, (рис.1 Распределение респондентов по возрасту). Большая часть респондентов (61 %) — это молодые люди, менее 40 % — девушки.

Распределение респондентов по возрасту

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

Большинство респондентов (67 %) отметили, что знают о курсах, программах обучения для молодых предпринимателей на базе высших учебных заведениях, 33 % из них сами принимали участие в них. А о программах и курсах на базе образовательных интернет — платформ знают практически все респонденты (87 %), 57 % из них — принимали участие в тренингах, проходили курсы повышения квалификации и изучали интересующие образовательные программы. Это показывает заинтересованность молодых предпринимателей и людей, планирующих заниматься своим делом, в актуализации знаний и получении новых навыков и умений в сфере бизнеса.

На вопрос о полноценной подготовке молодых предпринимателей и желающих открыть свой бизнес после курсов и программ на базе высших учебных заведениях, ответы респондентов разделились (рис. 2).

Ответ на вопрос: «По вашему мнению, дают ли полноценную подготовку такие курсы и программы для молодых предпринимателей и желающих открыть свой бизнес на базе высших учебных заведениях?»

Рис. 2. Ответ на вопрос: «По вашему мнению, дают ли полноценную подготовку такие курсы и программы для молодых предпринимателей и желающих открыть свой бизнес на базе высших учебных заведениях?»

Молодые предприниматели и желающие в будущем организовать свое дело отмечали, что всю необходимую информацию о важных аспектах ведения бизнеса в современной России чаще всего узнавали от знакомых предпринимателей и брали из интернет-источников, таких как:

— сайт «Малый бизнес.ru» (https://www.malyi-biznes.ru/),

— «Цифровая платформа МПС» (https://мсп.рф/),

— официальный сайт — площадка для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний «Vc.ru» (https://vc.ru/),

— официальный сайт журнала для предпринимателей «Inc». (https://incrussia.ru/understand/free-online-courses/),

— портал для малого бизнеса «Бизнес.Ру» (https://www.business.ru/).

Для определения наиболее важных предпринимательских компетенций для современной молодежи респондентам был предложен вопрос, в котором необходимо было выбрать пять самых основных компетенций, которые важно иметь современному предпринимателю. Самыми важными компетенциями респонденты называли правила ведения переговоров, методы мотивации и стимулирования работников, а также ведение бухгалтерского учета. Отметим все представленные компетенции в порядке ранжирования от самых популярных среди участников исследования к менее указываемым в анкете ответам.

Таблица 1

Ранжирование вариантов ответа на вопрос: «Что важно знать современному молодому предпринимателю для успешного ведения бизнеса?»

Что важно знать современному молодому предпринимателю для успешного ведения бизнеса?

Ответы на вопрос

Номер по порядку ранжирования

А) методы отбора и расстановки персонала

8

Б) правила ведения переговоров

2

В) ведение бухгалтерского учета

1

Г) навыки электронного документооборота

7

Д) методы мотивации и стимулирования работников

3

Е) основы рекламы

9

Ж) основы законодательства в области ведения бизнеса

4

З) правила ведения документации

6

И) меры государственной поддержки молодых предпринимателей в регионе и в России

5

К) другое (ответы респондентов): аренда помещения; обучение персонала, финансовая грамотность

10

Распределение компетенций респондентами, указанное в таблице 1, можно объяснить пониманием необходимости разнообразных знаний, а также редким совмещением информации по разным направлениям работы в одной образовательной программе.

В определении области знаний в сфере бизнеса, которые могли бы особенно заинтересовать молодых предпринимателей при возможности получения дополнительного образования можно выделить: Правовые основы бизнеса; Управление бизнесом в условиях риска; Управление персоналом; Организация бизнеса на внешнем рынке и Финансовая грамотность. Такие области знаний, как экономика бизнеса; охрана труда; бизнес-планирование; маркетинг; технологии успешных продаж; таможенное право и мерчендайзинг: методы прибыльных розничных продаж были указаны респондентами реже. Такое распределение происходит по причине отсутствия актуальных знаний и практического опыта у респондентов. А также важно отметить, что финансовая грамотность и правовые знания — это важные условия ведения своего дела, управление персоналом — это область, меняющаяся в соответствии с трансформацией на рынке труда.

Участники исследования наиболее предпочтительной формой обучения по возможности выбирают «смешанную». 86 % респондентов выбрали именно такой вариант ответа. Практические занятия молодые люди хотят видеть в очном формате, а вот лекционный материал — в онлайн-режиме. Такой ответ респондентов не удивителен, ведь в современных условиях есть все возможности для получения образования в смешанной форме обучения. Лекции могут быть, как записаны на видео и высланы участникам образования, так в виде текстового формата. А вот практические навыки нельзя получить в дистанционном формате.

Респонденты отметили, что хотели бы проходить курсы для предпринимателей или обучение на базе университетов при условии, что все предпочтения по содержанию образовательной программы будут учтены в процессе обучения. Важными факторами, которые могут повлиять на успех обучения, отмечают педагогические технологии, организацию учебного процесса, атмосферу обучения, а также возможность внесения изменения и редактирования программ обучения в соответствии с предпочтениями и пожеланиями слушателей. Это показывает заинтересованность молодых людей в обучении, которая зависит от условий его организации.

Отмечая опыт обучения или опыт знакомых, молодые люди выделяют удобный формат обучения, увеличение практической составляющей образовательных программ и формирование знаний на реальных примерах как факторы, влияющие на заинтересованность обучающихся.

Анализируя результаты можно сделать вывод, что гипотезы, поставленные в начале исследования, подтверждаются эмпирической частью:

— потребности молодежи в обучении и актуализации знаний и навыков о ведении бизнеса в современной России недостаточно учитываются при формировании программ образовательных курсов;

— для молодых предпринимателей важна возможность на программах обучения иметь условия для формирования таких компетенций, как правильное ведение переговоров, ведение бухгалтерского учета и знание эффективных методов стимулирования труда сотрудников.

По результатам пилотажного анкетирования, следует отметить, что гипотезы уже подтверждаются ответами респондентов. Несмотря на это, важно отметить, что молодые предприниматели и молодые люди, желающие начать свой бизнес, готовы обучаться и изучать новые для себя направления, но более заинтересованы будут в случае формирования образовательных программ с учетом их пожеланий.

Для успешного старта в бизнесе молодым предпринимателям необходимо постоянно развиваться. В России можно найти образовательные центры и курсы, которые смогут удовлетворить любые дефициты в знаниях молодежи, однако важно сделать правильный выбор образовательной организации, образовательного ресурса. Молодые предприниматели понимают необходимость обучения на образовательных программах для успешного ведения своего дела, что подтверждается результатами эмпирического исследования. Также необходимо отслеживать и учитывать предпочтения молодежи и ее потребности в знаниях при планировании программ дополнительного профессионального образования.

Литература:

  1. Бакиева, Г. Р. Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования / Г. Р. Бакиева, Р. С. Саетгалина // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 403–405. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66336/.
  2. Зайцева Т. В Управление персоналом: учебник / Т. В., Зайцева А. Т. Зуб. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
  3. Коробова Е. А. Обучение молодых предпринимателей: адаптация к условиям общества риска (опыт Приморского края и возможности онлайн — обучения) / Е. А. Коробова // Системная трансформация — основа устойчивого инновационного развития. — 2021. — С.354–360. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47407560&pff=1
  4. Романцова, Д. В. Проблемы развития молодежного предпринимательства / Д. В. Романцова, Е. И. Денисевич // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 614–618. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17566/.
  5. Рубин Ю. Б. Формирование компетенции в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата / Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. — 2016. — № 1. — С. 7–22. — URL: http://www.vovr.ru/upload/1–16.pdf.

[1] Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край, Республика Саха (Якутия). Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия, Забайкальский край.

Основные термины (генерируются автоматически): молодая, предприниматель, курс, ответ респондентов, программа, программа обучения, респондент, бухгалтерский учет, молодежное предпринимательство, современный мир.


Ключевые слова

мотивация, молодежное предпринимательство, образовательный курс, программа обучения, предпринимательская компетенция, потребность в обучении, образовательный центр

Похожие статьи

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Повышение эффективности муниципальной молодежной политики в Республике Башкортостан на примере Хайбуллинского района

В современном обществе молодежь играет ключевую роль в формировании будущего и развитии региона. Муниципальная молодежная политика становится стратегическим инструментом для создания благоприятных условий для роста и развития молодежи. Научная статья...

Использование обучающих приложений при обучении английскому языку

Современная система образования не должна отставать от инновационных технологий и иметь цель научить человека способности самостоятельного обучения и выработать у него мотивацию и интерес к учёбе как в стенах образовательного учреждения, так и во вне...

Ретроспективная характеристика методик профессионально ориентированного обучения иностранному языку в российских технических вузах

Иноязычная компетентность имеет высокую значимость для специалиста инженера в условиях глобализации мирового знания и мировой экономики. Однако уровень владения иностранным языком российских специалистов остается достаточно низким, что не позволяет и...

Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток»

Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современ...

Потребительское кредитование пожилых граждан и молодёжи: необходимость законодательного регулирования

Предметом настоящей статьи является потребительское кредитование особо незащищенных в финансовом плане категорий населения: молодежи и пожилых граждан. Актуальность обусловлена тем, что финансовый сектор сильно изменился, появилось много новых финанс...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится...

Тенденции развития человеческого потенциала в организациях банковской сферы

Статья посвящена исследованию тенденций развития человеческого потенциала организаций банковской сферы. Автором отмечено, что переход России к рыночным отношениям объективно обусловил развертывание инновационных процессов и быстрое развитие рыночной ...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Похожие статьи

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Повышение эффективности муниципальной молодежной политики в Республике Башкортостан на примере Хайбуллинского района

В современном обществе молодежь играет ключевую роль в формировании будущего и развитии региона. Муниципальная молодежная политика становится стратегическим инструментом для создания благоприятных условий для роста и развития молодежи. Научная статья...

Использование обучающих приложений при обучении английскому языку

Современная система образования не должна отставать от инновационных технологий и иметь цель научить человека способности самостоятельного обучения и выработать у него мотивацию и интерес к учёбе как в стенах образовательного учреждения, так и во вне...

Ретроспективная характеристика методик профессионально ориентированного обучения иностранному языку в российских технических вузах

Иноязычная компетентность имеет высокую значимость для специалиста инженера в условиях глобализации мирового знания и мировой экономики. Однако уровень владения иностранным языком российских специалистов остается достаточно низким, что не позволяет и...

Применение проектного метода в маркетинге на примере торговой сети «Перекресток»

Проектный менеджмент в настоящее время становится универсальным и эффективным инструментом для управления в различных сферах, в том числе и маркетинге. Целью статьи является обоснование необходимости применения проектного метода управления в современ...

Потребительское кредитование пожилых граждан и молодёжи: необходимость законодательного регулирования

Предметом настоящей статьи является потребительское кредитование особо незащищенных в финансовом плане категорий населения: молодежи и пожилых граждан. Актуальность обусловлена тем, что финансовый сектор сильно изменился, появилось много новых финанс...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится...

Тенденции развития человеческого потенциала в организациях банковской сферы

Статья посвящена исследованию тенденций развития человеческого потенциала организаций банковской сферы. Автором отмечено, что переход России к рыночным отношениям объективно обусловил развертывание инновационных процессов и быстрое развитие рыночной ...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Задать вопрос