Анализ состояния системы санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Алиев, И. А. Анализ состояния системы санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым / И. А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 426-430. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93033/ (дата обращения: 22.12.2024).



Санитарная очистка муниципальных образований представлена совокупностью всех видов деятельности, которые связаны с процессом обращение с отходами жизнедеятельности, производства и потребления в пределах городской территории. Санитарная очистка предопределяет комплексность и многоаспектность процесса управления на различных уровнях власти, основным из которых является муниципальный. В это же время, принципиальные положения, которые связаны с разработкой и реализацией единой государственной политики в области санитарной очистки, находятся в сфере полномочий органов государственной власти. Так, система управления санитарной очисткой муниципальных образований должна рассматриваться в контексте систем и государственного и муниципального управления, деятельность которых на текущий момент осуществляется в сложных условиях глобальных трансформаций, затрагивающих и экологическую составляющую.

В статье проведен анализ состояния системы санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым.

Ключевые слова: санитарная очистка, муниципальное образование, твердые коммунальные отходы, сбор и вывоз ТКО.

Санитарное содержание территории муниципального образования город Красноперекопск включает в себя такие виды работ, как удаление отходов из урн, подметание дорожек, содержание в чистоте мусорных баков и контейнеров, чистка газонов, удаление наледи и снега, уборка спиленных веток и деревьев, а также другие виды работ соответственно сезону.

Если речь идет о придомовой территории, то складирование отходов может осуществляться только в специально отведенных и оборудованных местах. Если же в ближайшем доступе таковых нет, то вывоз выброшенного, собранного и сметенного мусора должно быть осуществлено в течении суток (максимум) после того, как урны и контейнеры переполнятся. Когда речь идет о придомовых территориях, то санитарная очистка может быть осуществлена любыми методами, за исключением тех, что повышают уровень пыли в воздухе.

Сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов в соответствии санитарно-гигиеническим требованиям осуществляются по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам. Периодичность удаления бытовых отходов устанавливается санэпидстанцией, учитывая местные условия, на основании правил содержания территорий населенных мест.

Объекты, которые подлежат обслуживанию, должны соответствовать условиям для сбора отходов и работы специального автотранспорта. Режим работы спецмашин в городе Красноперекопск устанавливается, исходя их условий ежедневной эксплуатации машин. Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, которые предусматривают последовательный порядок передвижения специального автотранспорта.

Порядок сбора и удаления твердых бытовых отходов определен с учетом условий города Красноперекопск.

В теории можно выделить основные системы сбора и удаления отходов:

– система сменяемых мусоросборников, в соответствии с которой твердые бытовые отходы вывозят в места обезвреживания в стационарных металлических контейнерах емкостью 0,75 кубических метров мусоровозами. Взамен оставляются пустые чистые контейнеры. При контейнерной системе контейнеры моют в местах разгрузки, не снимая с машин;

– система несменяемых мусоросборников, при которой твердые бытовые отходы из контейнеров перегружают в мусоровоз, а сами контейнеры остаются на месте. Для этого используют мусоровозы, которые специально оборудованы механизированной погрузкой из стационарных контейнеров в кузов мусоровоза.

В городе Красноперекопск используется вторая система.

Накопление металлолома и крупногабаритного мусора производится в съемных бункерах-накопителях, которые расстанавливают в местах складирования мусора или металлолома и по мере накопления производят замену бункеров на пустые. Полные бункеры вывозят на свалку, где производится из самосвальная разгрузка.

Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов осуществляется путем их складирования на полигоне ТКО, расположенном в одиннадцати километрах от города.

Отметим, что обезвреживание бытовых отходов на сегодняшний день является основным методом переработки, поскольку он является наиболее простым и дешевым. Однако, ежегодно для применения такого метода требуется выделение новых участков земли, площадью не менее 0,5 гектар на каждые сто тысяч жителей.

С целью сокращения потребности в земельных участках и улучшения санитарного состояния пригородных территорий предложены новые конструкции высоконагружаемых свалок, которые позволяют увеличить нагрузку на единицу площади до 10–12 тон на каждый квадратный метр и высоту складирования до 25–35 метров. Отходы на таких полигонах складируют слоями (приблизительно 0,2–0,3 метра) с уплотнением каждого слоя бульдозерами или специальными катками уплотнителями.

Если общая высота слоя отходов достигает двух метров, его покрывают промежуточным изолирующим слоем грунта, толщина которого составляет около 0,25 метров. Складирование осуществляет картовым методом, то есть отходы из мусоровозов выгружают одновременно не на всю площадь свалки, а только в пределах карты, отведенной на конкретные сутки. Уплотненный слой укладывают высотой два метра и покрывают изолирующим слоем. Угол откосов принимается равным один к четырем. За счет такой организации работ вся площадь полигона, кроме одной карты, изолирована, что создает хорошие санитарные условия на полигоне. Под действие вышележащих слоев отходы дополнительно уплотняются до 0,9 тонн на метр кубический. Верхний изолирующий слой должен быть толщиной не менее одного метра, из которого 0,2 метра приходится на растительный грунт.

Описанная схема и используется в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск.

Согласно Постановление Совета министров Республики Крым от 12.01.2017 года № 1 [1] на территории Республики Крым утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами. За границами территории Красноперекопского городского округа располагается Красноперекопский горрайонный полигон ТКО, в 7,8 километров восточнее города на границе озера Красное. Площадь полигона составляет 6 гектар.

В последствии согласно генеральной схеме обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы, Республики Крым Красноперекопский городской округ будет вывозить ТКО на мусороперегрузочную станцию, после — на объект переработки в Джанкойском районе, а затем — на новый полигон ТКО в селе Азовское в Джанкойском районе.

Согласно имеющимся данным, на территории города располагаются два действующих места несанкционированного размещения отходов:

– возле улицы Садовой (северная часть). Морфологическая характеристика отходов: ТКО, строительный мусор, класса опасности свалочных масс — IV, объемом свалочных масс 15 000м3. Площадь объекта составляет 30 000 м2, а радиационный фон — 0,07 мкз/ч;

– в районе автодорожной развязки на улице Таврической. Морфологическая характеристика отходов: ТКО, строительный мусор, класса опасности свалочных масс — IV, объемом свалочных масс 3 500м3. Площадь объекта составляет 7 000 м2, а радиационный фон — 0,05 мкз/ч.

В соответствии с данными статистики отходы Первого класса опасности составляют отработанные ртуть содержащие люминесцентные лампы, Второго класса — отходы неорганических кислот, Третьего класса — отходы гальванических производств, нефтесодержащие отходы и отходы резинотехнических изделий.

Проблемы передачи на утилизацию отходов Первого-Третьего классов опасности в организационном плане на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым решены, кроме отходов Второго класса опасности (гидролизная кислота).

Важной проблемой на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск остается проблема утилизации медицинских отходов, в том числе биологических, которые на сегодня захораниваются.

Не менее остро, чем в предыдущие годы, стоит проблема утилизации коммунальных отходов. Тенденции накопления твердых коммунальных отходов являются негативным фактором; функционирование традиционных схем удаления отходов (депонирование твердых коммунальных отходов) дестабилизирует состояние окружающей среды: полигоны не обеспечены системами защиты почв, водных горизонтов, атмосферного воздуха от загрязнения продуктами разложения твердых бытовых отходов.

Проведение строительных работ по реконструкции и рекультивации полигонов осуществляется крайне медленно, из-за отсутствия финансирования мероприятий из государственного бюджета.

Размещение объекта складирования отходов не допускается:

– на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;

– о всех поясах зоны санитарной охраны курортов;

– в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;

– рекреационных зонах;

– в местах выклинивания водоносных горизонтов;

– в границах, установленных водоохранных зон открытых водоемов.

В связи с этим определены новые площадки под размещение вышеуказанных объектов.

Предлагаются новые площадки, которые соответствуют нормативным требованиям СанПиН 2.1.7.1322–03 под размещение объектов ТКО [2]. В соответствии с пунктом 5 статьи 12 главы 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Цель разработанной программы является создание на территории городского округа интегрированной системы обращения с отходами, позволяющей задачи, представленные на рисунке 1.

Задачи Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в МОГОК РК в части санитарной очистки

Рис. 1. Задачи Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в МОГОК РК в части санитарной очистки

Необходимо обозначить, что для создания интегрированной системы обращения с отходами, согласно данной Программы, нужно придерживаться следующих принципов:

– обязательная изоляция отходов от среды обитания человека с целью снижения их воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

– приближение переработки отходов к источникам их образования;

– разделение различных групп отходов на всех этапах обращения с ними (раздельный сбор, хранение, переработка);

– максимизация превращения отходов во вторичные ресурсы на основе замкнутых циклов и глубокой переработки;

– стимулирование развития технологий, минимизирующих образование отходов и использование природных ресурсов.

Действие системы санитарной очистки города Красноперекопск соответствует определенным правилам. Рассмотрим их кратко.

Первое правило — это содержание и организация периодической уборки и санитарной очистки территорий общественного назначения, общественных пространств, осуществляется физическими и юридическими лицами в соответствии с санитарными нормами, правилами, нормативами, а также в соответствии с настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами Администрации города Красноперекопска.

В соответствии со вторым правилом, содержание и организация периодической уборки, санитарной очистки территорий земельных участков, зданий, сооружений является обязанностью собственников, пользователей или владельцев этих земельных участков, зданий, помещений в них и сооружений и осуществляется ими за счет собственных средств непосредственно либо через наем исполнителей по договору. Содержание и организация периодической уборки, санитарной очистки территорий осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (включая санитарные, экологические, технические и технологические правила, нормы и нормативы), настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Красноперекопска, а также договорами или соглашениями.

Третье правило — организация работ по очистке территорий общественного назначения (общего пользования), не закрепленных за юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляется уполномоченным в сфере санитарной очистки органом Администрации города Красноперекопска и производится специализированными организациями по договорам, заключаемым в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа Красноперекопска на эти цели.

Четвертое правило гласит, что в летний период помимо уборки в границах собственной, прилегающей, рекомендованной территории, (в соответствии с пунктом 1 статьей 50 Правил) силами владельцев должен быть обеспечен выкос сорной травы (высота травяного покрова не должна превышать 15 сантиметров) и уничтожение карантинной растительности (амброзии и т. д.), в зимний период — очистка от снега и льда, проведение противогололедных мероприятий, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.

Пятое правило устанавливает, что качественные показатели относительной чистоты территории (допустимого нахождения единиц разнообъемного мусора на единицу площади, организация беспрепятственного и безопасного движения пешеходов и транспортных средств и т. п.) и превышения этих уровней устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления Администрации города Красноперекопска с учетом места расположения объекта (земельного участка), вида его использования, характера и факторов загрязнения, уровня содержания прилегающих территорий, наличия и достаточности мусоросборников. Данные показатели являются основой для определения периодичности необходимой уборки территории и определения факта нарушения договоров (соглашений) о порядке использования и содержания земельного участка, привлечения к ответственности.

Шестое правило — очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки городских территорий, системы и методы сбора, обезвреживания и переработки отходов, основные параметры и размещение объектов системы санитарной очистки определяются в соответствии с утверждаемой администрацией города Красноперекопска Генеральной схемой санитарной очистки территории муниципального образования города Красноперекопска, иными муниципальными правовыми актами, заключенными соглашениями.

Литература:

  1. Постановление Совета министров Республики Крым от 12.01.2017 г. № 1 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Крым» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/9100201701180001 (дата обращения: 26.05.2022)
  2. СанПиН 2.1.7.1322–03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» [Электронный ресурс]. URL: http://stroysvoimirukami.ru/sanpin-2171322–03/ (дата обращения: 20.05.2022)
  3. МУП «ЖЭО» г. Красноперекопск. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://jeo.i-gkh.ru/(дата обращения: 25.05.2022)
  4. Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» [Электронный ресурс]. URL: https://krp.rk.gov.ru/ru/document/show/2975 (дата обращения: 01.06.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): санитарная очистка, отход, Крым, муниципальное образование, метр, периодическая уборка, правило, санитарная очистка территорий, соответствие, территория.


Похожие статьи

История становления процедуры оценки воздействия на окружающую среду и её развитие в Российской Федерации и за рубежом

С точки зрения экологии, на современном этапе развития российского права в области осуществления хозяйственной деятельности, оценка воздействия на окружающую среду, как и государственная экологическая экспертиза, занимают первостепенную роль, а также...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Особенности субъектов муниципального правотворчества

Статья посвящена исследованию ключевых аспектов нормотворчества, реализуемого на муниципальном уровне. В частности, речь идет о субъектах, уполномоченных принимать решения в области разработки, внесения поправок и введения в действие различных нормат...

Межуровневое информационное взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье изучается проблема взаимодействия в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС). Приведен системный анализ нормативной правовой базы в области информационного взаимодействия по вопроса...

Актуальные проблемы правового регулирования в сфере энергетики в Российской Федерации

Развитие энергетики является неотъемлемой частью развития других отраслей и всей национальной экономики любого государства. В рамках стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крыма и...

Управление природными ресурсами муниципальных образований в Российской Федерации

Эффективное управление возобновляемыми природными ресурсами остается актуальной и пока еще нерешенной проблемой. Сегодня управление природными ресурсами рассматривается как одна из приоритетных задач государственной стратегии природопользования как н...

Сравнительный анализ состояния нормирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации и ряде зарубежных государств

Устойчивое социально-экономическое развитие России может быть в условиях сбалансированности и равновесия, чему способствует в т. ч. такой механизм как нормирование в области охраны окружающей среды (экологическое нормирование). Совершенствованию данн...

Правовые аспекты экологической безопасности при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации

В статье проведен анализ правовых проблем, связанных с экологической безопасностью при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации. Актуальность работы подтверждается тем, что значимость экологической безопасности ежег...

Понятие и признаки государственной службы

Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика. Методическая основа работы заключается в ис...

Нормативно-правовое регулирование учета доходов и расходов предприятия

Вопросы нормативно-правового регулирования учета доходов и расходов предприятия занимают весьма важную позицию, ведь без четкого определения того или иного правового понятия или правового регулирования в данной области невозможно грамотно выстроить у...

Похожие статьи

История становления процедуры оценки воздействия на окружающую среду и её развитие в Российской Федерации и за рубежом

С точки зрения экологии, на современном этапе развития российского права в области осуществления хозяйственной деятельности, оценка воздействия на окружающую среду, как и государственная экологическая экспертиза, занимают первостепенную роль, а также...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Особенности субъектов муниципального правотворчества

Статья посвящена исследованию ключевых аспектов нормотворчества, реализуемого на муниципальном уровне. В частности, речь идет о субъектах, уполномоченных принимать решения в области разработки, внесения поправок и введения в действие различных нормат...

Межуровневое информационное взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В статье изучается проблема взаимодействия в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС). Приведен системный анализ нормативной правовой базы в области информационного взаимодействия по вопроса...

Актуальные проблемы правового регулирования в сфере энергетики в Российской Федерации

Развитие энергетики является неотъемлемой частью развития других отраслей и всей национальной экономики любого государства. В рамках стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крыма и...

Управление природными ресурсами муниципальных образований в Российской Федерации

Эффективное управление возобновляемыми природными ресурсами остается актуальной и пока еще нерешенной проблемой. Сегодня управление природными ресурсами рассматривается как одна из приоритетных задач государственной стратегии природопользования как н...

Сравнительный анализ состояния нормирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации и ряде зарубежных государств

Устойчивое социально-экономическое развитие России может быть в условиях сбалансированности и равновесия, чему способствует в т. ч. такой механизм как нормирование в области охраны окружающей среды (экологическое нормирование). Совершенствованию данн...

Правовые аспекты экологической безопасности при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации

В статье проведен анализ правовых проблем, связанных с экологической безопасностью при планировании и строительстве промышленных комплексов в Российской Федерации. Актуальность работы подтверждается тем, что значимость экологической безопасности ежег...

Понятие и признаки государственной службы

Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика. Методическая основа работы заключается в ис...

Нормативно-правовое регулирование учета доходов и расходов предприятия

Вопросы нормативно-правового регулирования учета доходов и расходов предприятия занимают весьма важную позицию, ведь без четкого определения того или иного правового понятия или правового регулирования в данной области невозможно грамотно выстроить у...

Задать вопрос