Донгузская степь как объект для экскурсий по родному краю | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Мухортова, И. А. Донгузская степь как объект для экскурсий по родному краю / И. А. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92910/ (дата обращения: 22.11.2024).



Донгузская степь — самый крупный в Евразии участок целинных разнотравно–типчаково-ковыльных степей, расположенный на водораздельных сыртах р. Урал и её левобережного притока р. Донгуз в 15 км южнее г. Оренбурга. Здесь сохранились урочища зональных плакоров с эталонами почвенного и растительного покровов, редкими видами фауны, составляющими золотой фонд природного наследия степной зоны нашей страны (Чибилёв, 2014).

Основными биотопами Донгузской степи являются: разнотравно-злаковые участки, разнотравно-кустарниковые лощины (карагана чилига, миндаль низкий, карагачевая лесополоса в угнетенном состоянии с кустарниками в подлеске, карьеры, заросшие древесно-кустарниковой растительностью (тополь черный, вяз мелколистный), некоторые из них залиты водой.

Первые упоминания об орнитофауне Донгузской степи были описаны в трудах известного ученого Николая Алексеевича Зарудного «Орнитологическая фауна Оренбургского края» 1888г.

Донгузская степь — участок, идеально подходящий для проведения орнитологических экскурсий со школьниками. Нами была разработана методика проведения экскурсии, которая предусматривает посещение одного из основных местообитаний — открытых степных участков и разнотравно-кустарниковых лощин.

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 классы за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также взаимосвязь с материалами, которые изучаются по темам каждого учебного курса.

Орнитологическую экскурсию лучше проводить ранней весной. В это время нет того обилия видов птиц, которое так сбивает начинающего экскурсанта. Оседлые и зимующие птицы, не так уж многочисленные у нас, доставляют все же достаточный материал по биологии, который может быть положен в основу при ознакомлении с птицами.

Направление экскурсии в Донгузскую степь уже с большей вероятностью гарантировало нам встречу целый ряд видов птиц, обитающих в других сообществах.

Основной целью экскурсии было изучение орнитологической фауны открытых степных участков разнотравно-кустарниковых лощин.

Для проведения экскурсии с учащимися 9 класса потребовалось оборудование как индивидуальное, так и общее. Индивидуальное (для каждого экскурсанта) — полевой дневник, карандаши, бинокль. Общее оборудование — компас, план (топографическая карта) места проведения экскурсии, полевой определитель птиц Европейской России, часы, фотоаппарат, диктофон, рулетка, термометр для определения температуры воздуха.

Проведение экскурсии состояло из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Проведение экскурсии.
  3. Подведение итогов.

Птицы довольно доступный объект для наблюдения, и, тем не менее, требует определенных умений и навыков. На подготовительном этапе мы провели краткий инструктаж по технике безопасности, обсудили вопросы, с которыми учащиеся столкнутся во время полевых исследований.

На втором этапе по плану было проведение самой экскурсии.

Орнитологическая экскурсия, проводившиеся нами, требовала постоянного сосредоточенного внимания экскурсантов. Наблюдения были большей частью очень кратковременны, часто внезапны: птица быстро пряталась или улетала. На орнитологическую экскурсию нельзя воспринимать как прогулку и совершать ее с соответствующим этому представлению настроением.

Направление экскурсии в Донгузскую степь уже с большей вероятностью гарантировало нам встречу целый ряд видов птиц, обитающих в других сообществах.

На открытых степных участках мы встретили птицу с ярким мелодичным пением. Полевой жаворонок — обычный и довольно массовый вид. В степи появляется в третьей декаде марта. Гнездится на земле в траве. Гнездо строит маленькое, чашеобразное из сухих веточек, травы. Кормится там же на земле. Поедает мелких насекомых, травы, семена различных злаковых культур. Самец взлетает высоко в небо и поет свою яркую запоминающуюся песню, вплетает в песню голоса других птиц. Наблюдая за поведением жаворонка, учащимся был задан вопрос: почему полевой жаворонок поет, не сидя у гнезда, а только высоко поднявшись в небо? Выслушав мнения школьников, была рассказана причина этого явления, связанного с особой защитной реакцией, отведением хищных птиц от гнезда. Прилет жаворонка означает приход весны. В народе его называют «певец весны».

При вслушивании в голоса птиц мы просто по очереди познакомились с наиболее характерными певцами данного участка степи. Следующий вид, который мы встретили на открытом участке Донгузской степи — обыкновенная каменка. Это маленькая птичка, величиной с воробья. Следует отметить, что гнездится в куче камней или в норах грызунов. Сев на камень, каменка кланялась и изредка вздрагивала хвостом. Питается птица мелкими насекомыми, семенами растений, зернами культур. Обыкновенная каменка и полевой жаворонок — типичные степные птицы с серо-бурым оперением с пестринами. Школьникам было дано пояснение, что причина такой естественной сливающейся с местностью окраски состоит в процессе приспособления к среде обитания при участии естественного отбора.

На небольших кустарниках, расположенных в восточной части исследуемой территории, нам встретился довольно интересный вид птицы — северная бормотушка. Небольшая по размерам птица, меньше воробья, буровато-серого оттенка с белой грудкой, с широким длинным клювом. Является видом пересмешником — бормотушка меньше других способна подражать звукам других птиц. Звуки птицы похожи на бормотания, отсюда и название — бормотушка.

Удалось увидеть довольно редкого обитателя Донгузской степи — журавля — красавку. Общий окрас птицы — светло-серый, спина черная. Учителем было указано на красивое оперение птицы, ее запоминающийся внешний вид. Название птицы исходит от заметных длинных белых перьев на изголовье. Гнездится в степи отдельными парами. Кладку насиживают по очереди, вблизи водоема. При появлении опасности покидают гнездо и отбегают на безопасное расстояние. Своим мощным клювом журавль способен защитить себя и птенцов от хищных птиц, собак, лисиц и другой угрозе. Следует уделить внимание тому факту, что журавль — красавка является видом, занесенным в Красные книги разных рангов, в том числе Оренбургской области.

Экскурсия в Донгузскую степь шла по намеченному маршруту, уклоняться от него следовало лишь в очень редких случаях, когда мы были уверены, что это уклонение даст нам ценный и интересный материал.

Важныммоментом в подборе экскурсионного материала было умение выделить наиболее яркие особенности наблюдаемой птицы, при этом мы предвидели и вовремя привлекали внимание учащихся в должную сторону. Особенно способствовало этому знание голосов птиц, так как в большинстве случаев о той или иной птице мы узнавали ее голосу. Всегда отдельные возгласы были связаны в своих интонациях с поведением и движениями птицы, и при знании их мы заранее могли понять, в каком состоянии она находится и как данное состояние ее может быть использовать для наблюдения. Таким образом мы отбирали экскурсионный материал: предварительно — путем заранее намеченных и практически проверенного маршрута, и во время экскурсии — руководствуясь принципом различной экскурсионно-педагогической ценности каждого отдельного биологического явления.

Во время подведения итогов учащиеся смогли задать интересующие их вопросы, поделиться своими наблюдениями и фотографиями, сделанными во время экскурсии. Также получили задания для дальнейшего исследования орнитологической фауны Донгузской степи, а именно, составить список встреченных птиц и определить их систематическую принадлежность.

Таким образом, орнитологическая экскурсия в Донгузскую степь оказала большое влияние на развитие исследовательских, натуралистических, экологических и прочих знаний и умений школьников. Во время экскурсии школьники приобщились к природе, научились наблюдать за процессами в ней, а также познакомились с богатствами родного края.

Основные термины (генерируются автоматически): птица, орнитологическая экскурсия, степь, время экскурсии, орнитологическая фауна, полевой жаворонок, проведение экскурсии, большая вероятность, обыкновенная каменка, подготовительный этап.


Похожие статьи

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности

Редкие элементы флоры Зааминского заповедника и проблемы их охраны

Экологический проект «Музей природы родного края»

Использование тувинских традиций в воспитании любви к родному краю у младших школьников

Развитие категорийного туризма в природном парке «Иремель»

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Экономико-географические предпосылки организации и развития Приаргунского агроиндустриального парка (Юго-восточное Забайкалье)

Похожие статьи

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Познание родного края посредством эколого-туристической деятельности

Редкие элементы флоры Зааминского заповедника и проблемы их охраны

Экологический проект «Музей природы родного края»

Использование тувинских традиций в воспитании любви к родному краю у младших школьников

Развитие категорийного туризма в природном парке «Иремель»

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Экономико-географические предпосылки организации и развития Приаргунского агроиндустриального парка (Юго-восточное Забайкалье)

Задать вопрос