Особенности взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка раннего и дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 13.06.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Цуканова, Т. Н. Особенности взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка раннего и дошкольного возраста / Т. Н. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 462-469. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92826/ (дата обращения: 25.04.2024).



В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению особенностей взаимодействия матери и преждевременно родившегося ребенка в двух группах матерей имеющих детей раннего и дошкольного возраста.

Результаты исследования позволили подтвердить одни и опровергнуть другие наши гипотезы и сделать выводы, что прослеживаются различия взаимоотношений в этих двух возрастных группах. В группе детей дошкольного возраста наблюдается лучшее понимание причин состояния ребенка, большее количество инициатив ребенка и положительных ответов матерей на них, в этой группе преобладает гармоничный тип взаимоотношений. У группы детей раннего возраста эмоциональное принятие ребенка выше, но преобладает дисгармоничный тип взаимоотношений.

Ключевые слова: инициатива ребенка, совместная деятельность, понимание причин состояния, недоношенные дети, особенности взаимодействия.

В докладе ООН «О глобальных действиях в отношении преждевременных родов» и в данных ВОЗ сказано, что ежегодно в мире около 15 миллионов детей рождаются раньше срока. Это более 10 % детей от общего числа новорожденных.

От осложнений, связанных с преждевременными родами, умирают более 1 миллиона детей в год. Большое число выживших детей остаются инвалидами на всю жизнь, многие имеют трудности в обучении, проблемы со зрением и слухом. Во всех странах, по которым имеются достоверные данные, частота преждевременных родов с каждым годом растет.

Недоношенность является основной причиной смертности среди новорожденных (в первые четыре недели жизни детей) и является второй по распространенности, причиной смертности среди детей в возрасте до пяти лет. Преждевременно родившийся ребенок относится к группе высокого риска и в такой ситуации требуется создание для него особых условий ухода и специализированной помощи.

До сих пор во многих родовспомогательных учреждениях нашей страны мать и ее новорожденный ребенок разделены: мать в послеродовом отделении наблюдают акушеры-гинекологи, а младенца врачи неонатологи и смежные специалисты. Во время их встреч мать не может взять ребенка на руки, приласкать, поговорить с ним. Прикосновениям и объятьям препятствует стекло кувеза. В нашей стране даже такая связь с ребенком ограничена временем. Сформировавшаяся в течение нескольких месяцев беременности психоэмоциональная связь матери и ребенка разрушается, ребенок, лишенный сенсорного мира, испытывает стресс.

Когда ребенок рождается раньше срока и находится долго в стационаре без мамы, процесс становления отношений в диаде «мать — ребенок» становится непростым. Кроме того, мама такого малыша после родов находится в состоянии посттравматического стрессового расстройства, её эмоциональное состояние не стабильно. Малыш в свою очередь тоже развивается со своей спецификой [20].

Для изучения взаимодействия матерей и их недоношенных детей раннего и дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в группе женщин в социальной сети, которая была создана на базе неонатального отделения одного из ведущих детских медицинских учреждений города Москвы, где ранее находились недоношенные младенцы на этапах реабилитации и выхаживания.

В исследовании приняли участие женщины, преждевременно родившие своих детей. На первом этапе исследования было 34 человека (на этапе авторской анкеты), продолжили участие 21 женщина (остальные по непредвиденным факторам до эмпирического исследования не смогли продолжить наше сотрудничество). Возраст женщин от 25 до 48 лет.

Выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли женщины, имеющие детей в возрасте от полутора до трех лет. Во вторую группу вошли женщины, имеющие детей от трех до семи лет. Срок гестации детей при рождении от 24 до 34 недель. Из них детей мужского пола — 13, женского пола — 21.

В связи с тем, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия является достаточно сложным структурным образованием, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, мы решили в рамках нашего исследования в качестве первой методики использовать «Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)». Опросник позволяет нам опосредованно выявить степень выраженности эмоциональных взаимоотношений в каждой конкретной диаде «мать — недоношенный ребенок».

В качестве второй методики исследования была подготовлена авторская анкета, которая состоит из семи вопросов, при ответе на которые матери дают нам возможность определить: наличие у них стресса и тревоги во взаимоотношениях с детьми, нарушение эмоционального взаимодействия, насколько адекватен образ ребенка у матери.

Третья методика — проба на совместную деятельности (модификация методики «Архитектор-строитель»). Методика позволяет наблюдать взаимоотношения между родителем и ребенком.

В качестве четвертой методики исследования была выбрана методика — Родительское сочинение на тему «История жизни моего ребенка».

Методами эмпирического исследования являются: психодиагностический метод, количественный и качественный анализ полученных результатов в ходе исследования, статистическая обработка данных.

Для анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, мы пользовались программой IBM SPSS Statistics v26. Были использованы следующие методы: описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена (корреляционный анализ).

Критерием статистической достоверности получаемых выводов мы считали величину p≤0,05.

Первым шагом в эмпирическом исследовании в рамках нашей работы стала проверка на нормальность распределения показателей методик. Было обнаружено, что часть показателей имеют распределение отличное от нормального. Следовательно, в своей работе мы использовали методы непараметрической статистики для единообразия статистического анализа.

Далее мы рассмотрели результаты методик по отдельности для того, чтобы описать нашу выборку в целом.

Как уже было сказано выше, нами была предложена матерям авторская анкета на определение родительского стресса. Результаты анкетирования — в рисунках 1 и 2.

Положительные ответы на авторскую анкету в сравнении двух групп

Рис. 1. Положительные ответы на авторскую анкету в сравнении двух групп

Отрицательные ответы на авторскую анкету в сравнении двух групп

Рис. 2. Отрицательные ответы на авторскую анкету в сравнении двух групп

Так как это нестандартизованная анкета, мы приводим интерпретацию результатов по количественному показателю. Далее мы сопоставим полученные выводы с результатами статистического анализа данных, полученных с помощью стандартизированных и валидизированных методик.

Первый («Вам иногда кажется, что Ваш ребенок отстает в развитии?») и пятый («Можете ли Вы сказать, что беспокоитесь о развитии своего ребенка больше, чем другие мамы?») вопросы мы отнесли к показателю тревоги. Как видно из результатов, матери, у которых дети в возрасте от 3 до 7 лет, имеют больше отрицательных ответов на первый вопрос. Это может быть связано с тем, что женщины уже привыкли к своему статусу (мать) и уровень тревожности в связи с большим опытом снизился. Ответы на пятый вопрос показывают динамику в субъективном ощущении в детско-родительских отношениях: у матерей первой группы больше беспокойства, чем спокойствия о развитии своего ребенка, а у матерей второй группы уже больше ответов, отвечающих за спокойствие и уверенность в развитии.

Второй вопрос («Часто ли Вам трудно понять, чего хочет Ваш ребенок?») мы отнесли к показателю эмоционального взаимодействия. В данном случае виден больший перевес в сторону понимания желания детей. Здесь помимо материнского опыта добавляется развитие ребенка и способность его к выражению своих потребностей словесно.

Третий и четвертый вопрос мы отнесли к показателю совместной деятельности. По вопросу «Всегда ли Ваш ребенок отвечал так, как Вы ожидали?» ответы матерей двух групп количественно не отличались. При этом на вопрос «Легко ли Вам играть с Вашим ребенком?» матери в большей степени ответили положительно, при этом во второй группе таких ответов больше. Несмотря на сложное начало материнства в виде рождения недоношенных детей, матери все больше и больше становятся уверенными в активном взаимодействии со своими детьми.

Шестой («Ожидаете ли Вы, что Ваш ребенок будет успешно развиваться и хорошо учиться в школе?») и седьмой («Часто ли Вы сравниваете своего ребенка с другими детьми?») вопросы мы отнесли к показателю неадекватного образа ребенка у матери. Матери, вошедшие в нашу выборку, ожидают успешного развития и учебы их детей. Это нормально — возлагать надежды на свое потомство. У второй группы появляются два отрицательных ответа. Это может быть связано с индивидуальными, личностными особенностями детей более старшего возраста, которые проявляются во время взросления. И матери детей от 3 до 7 лет по сравнению с матерями от 1,5 до 3 лет больше сравнивают своего ребенка с другими детьми. Все больше и больше ребенок социализируется, и матери начинают переживать за возможную «непохожесть», «инаковость» своих детей.

Результаты «Опросника эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)» представлены на рисунке 3.

Результаты эмпирического исследования по «Опроснику эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)»

Рис. 3. Результаты эмпирического исследования по «Опроснику эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)»

По результатам опросника видно, что результаты несколько выше критериальных значений, что может косвенно свидетельствовать о социально желательных ответах при выполнении методики.

С помощью критерия Манна-Уитни дальше мы смотрели, достоверны ли различия между группами по данным показателям (таблица 1).

Таблица 1

Различия между результатами двух групп по «Опроснику эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)»

Показатель

Ср. ранг первой группы

Ср. ранг второй группы

U , критерий Манна-Уитни

p ,

уровень значимости

Понимание причин состояния

7,18

15,2

54,5

0,003

Преобладание эмоционального фона взаимодействия

14,59

7,05

15,5

0,004

Так, из таблицы видно, что матери группы 2, у которых более старшие дети больше понимают причины различных состояний своих детей, чем мамы с более маленькими детьми группы 1. Это, скорее всего, связано с опытом, большим количеством пережитых событий, снижению тревожности, повышенный уровень которой может привести к гиперконтролю с увеличением допущения ошибок в распознании причин состояний.

При этом мамы первой группы больше, по сравнению с матерями второй группы, эмоционально взаимодействуют со своими детьми. Для большинства из них многое в новинку, что ведет к естественному эмоциональному реагированию, которое переходит во взаимодействие. Также это может быть связано с тем, что пока наполняется вербальный компонент у ребенка, родители поддерживают невербальное развитие за счет своих эмоциональных откликов на поведение детей.

Перейдем к описанию результатов, полученных при исследовании пробы на совместную деятельность (модификация методики «Архитектор-строитель»), таблица 2.

Таблица 2

Описательная статистика пробы на совместную деятельность «Архитектор-строитель»

Показатель

Ср. знач. ± стд. откл.

Количество инициатив мамы

5,95±3,471

Количество положительных ответов ребенка

4,43±3,443

Количество отрицательных ответов ребенка

1,52±1,365

Количество инициатив ребенка

2,29±2,759

Количество положительных ответов мамы

1,33±2,517

Количество отрицательных ответов мамы

0,81±1,25

Судя по таблице, в среднем матери обеих групп проявляют больше инициатив, чем дети. Это нормально, с точки зрения воспитания, взращивания, передачи своего, взрослого, опыта подрастающему поколению. При этом дети дают в среднем больше ответов (как положительных, так и отрицательных) на инициативы матерей, чем мамы. Дети тянутся к родителям, учатся у них, набираются жизненного опыта.

С помощью критерия Манна-Уитни мы определили, что в данной пробе существует так же 2 достоверных различия между группами (таблица 3).

Таблица 3

Различия между результатами двух групп по пробе на совместную деятельность

Показатель

Ср. ранг первой группы

Ср.

ранг второй группы

U , критерий Манна-Уитни

p ,

уровень значимости

Количество инициатив ребенка

8,05

14,25

22,5

0,019

Положительные ответы мамы

8,23

14,05

24,5

0,01

Из таблицы 3 видно, что достоверное различие между возрастными группами заключается в том, что более взрослые дети больше проявляют инициативу (что связано с более осознанным познанием окружающего мира) и матери больше дают положительных ответов на эти инициативы (чем естественным образом подбадривают детей к новым инициативам). При выделении типов взаимодействия в диаде «мать-ребенок» мы получили следующие количественные характеристики указанные в таблице 4.

Таблица 4

Тип взаимодействия между матерью и ребенком

Номер группы

Тип взаимоотношений между матерью и ребенком

Гармоничные (кол.)

Дисгармоничные (кол.)

1 гр.

2

9

2 гр.

7

3

Как видно из таблицы 4, в нашем исследовании больше наблюдается дисгармоничный тип взаимоотношений (12 против 9). При этом в первой группе, где матери имеют детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, в отношениях больше примеров дисгармонии, когда ребёнок и мать не чувствуют друг друга на 100 %, а во второй группе (дети от 3 до 7 лет) больше гармоничного типа. Это может быть связано с тем, что мать и ребенок больше приспособлены друг к другу, мать больше реагирует на реакции и поведение ребенка, так как понимает причину таких реакций, а ребенок больше способен контролировать свои позывы и желания.

В ходе нашего эмпирического исследования было выделено еще два вида групп: по полу ребенка и по типу взаимоотношений в диаде «мать-ребенок». Достоверных различий по признаку пола ребенка (критерий Манна-Уитни) не выявлено,

По типу взаимодействий между матерью и ребенком было выявлено два достоверных различия таблица 5.

Таблица 5

Различия между результатами выборки по типу взаимодействия между матерью и ребенком

Показатель

Ср. ранг гармон. типа

Ср. ранг дисгарман. Типа

U, критерий Манна-Уитни

p, уровень значимости

Отрицательный ответ ребенка

13,06

9,46

18

0,009

Количество инициатив ребенка

15

8

20

0,004

Как видно из таблицы 5, дети, которые находятся в гармоничном взаимодействии со своими матерями (вне зависимости от возрастной группы), более открыты как в плане познания окружающей действительности, с точки зрения собственных инициатив, так и в рамках отрицательного реагирования в ответ на мамины действия, что является хорошей основой для развития эмоционального интеллекта.

Следующим шагом нашего исследования стало выявление корреляционных взаимосвязей между показателями «Опросника эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)» и пробы на совместную деятельность таблица 6.

Таблица 6

Корреляционный анализ между показателями «Опросника эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ)» и пробы на совместную деятельность

Взаимосвязи показателей

r

p

Понимание причин состояния

Количество инициатив ребенка

0,461*

0,035

Положительный ответ мамы

0,547*

0,01

Безусловное принятие

Отрицательные ответы мамы

-0,527*

0,014

*- при уровне значимости p≤0,05

Из таблицы видно, что есть как положительные корреляционные связи (когда при повышении одного показателя будет наблюдаться повышение второго, и наоборот), так и отрицательная корреляционная связь (когда при повышении одного показателя будет наблюдаться снижение второго, и наоборот).

К положительным корреляциям относятся следующие:

  1. Понимание причин состояния и количество инициатив ребенка. То есть чем больше мама понимает своего ребенка, умеет находить причинно-следственные связи между событиями и состояниями своего ребенка, тем больше ребенок проявляет самостоятельных инициатив как во взаимодействии с мамой, так и во взаимодействии с окружающим миром. Это дает возможность полноценному становлению и взрослению ребенка и более тесную и близкую связь между матерью и ребенком. При этом, чем меньше мама понимает своего ребенка, тем меньше он инициативен. Он может воспринимать мир опасным, враждебным; когда его действия приводят к неприятным ощущениям и когда мать не может облегчить это состояние, ребенок становится более осторожным и менее активным.
  2. Понимание причин состояния и количество положительных ответов мамы. Чем больше мать понимание причины состояния своего ребенка, тем больше она дает ему положительные ответы на его инициативы в поведении. Такие матери чувствуют себя более уверенно, открыто, свободно во время взаимодействия с ребенком. Матери, которые не понимают причинно-следственных связей в состоянии ребенка, дают меньше положительных ответов. Данное состояние сковывает их действия при взаимодействии со своими детьми.

К отрицательной корреляции относится:

  1. Безусловное принятие и количество отрицательных ответов матери. Чем больше матери безусловно, без оценочно, без предубеждений принимают своих детей, процессы, происходящие во время их взросления, их поведение, тем меньше они отвечают на инициативы ребенка отрицательно (хмуростью, строгостью, отворачиванием от ребенка). Такие матери принимают материнство таким, какое оно есть: и веселым, светлым, интересным, и сложным, порой некрасивым, лишающим последних сил.

Перейдем к сопоставлению результатов мы видим, что матери второй группы более спокойные, менее тревожные относительно своих детей. Они с взрослением ребенка становятся более открытыми и уверенными при взаимодействии со своими детьми. При взаимодействии матери первой группы более эмоциональны, к тому же у них преобладает именно эмоциональный фон взаимодействия с ребенком (в анкете у первой группы больше ответов в плане затруднения понимания своего ребенка). По совместной деятельности первая группа характеризуется большей гармоничностью во взаимоотношениях, чем во второй. При этом в диадах наблюдается большее количество инициатив ребенка, и количество положительных ответов матери, что так же подтверждает лучшую совместную деятельность. Следовательно, ответы, полученные по анкете и по стандартизированным методикам, соотносятся друг с другом и дополняют картину взаимоотношений между матерями и детьми.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Нельзя с абсолютной уверенностью говорить, что дисгармоничность взаимодействия является характерной чертой для взаимодействия матерей с преждевременно родившимся ребенком в раннем и дошкольном возрасте. В нашей выборке есть семьи как с гармоничным типом взаимодействия (9 диад), так и с дисгармоничным (12 диад). Однако, в первой группе, где дети от 1,5 до 3 лет, дисгармоничного типа больше (9), чем гармоничного (2), а во второй — 3 и 7 соответственно.
  2. Существуют отличия во взаимодействии матерей со своими детьми в двух группах: матери, имеющие детей в возрасте от 3 до 7 лет, лучше понимают своих детей и их состояния, чем матери, имеющие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. При этом они проявляют больше инициатив по отношению к ребенку. Так, матери второй группы достоверно отличаются от матерей первой группы в лучшую сторону по трем показателям: понимание причин состояния, количество инициатив ребенка, положительные ответы мамы.

При анализе и интерпретация родительских сочинений на тему «История жизни моего ребенка» мы смогли выделить четыре фактора, с помощью которых также можно сравнить представительниц наших групп (рисунок 4):

Сравнительный анализ двух групп на основании факторов

Рис. 4. Сравнительный анализ двух групп на основании факторов

На основании нашего анализа были получены следующие результаты:

Во-первых, матери двух групп в одинаковом количестве упоминали о своих переживаниях. При этом у большинства переживания носили негативный, порой резко негативный фон. Несколько матерей упоминали о своих переживаниях, но не захотели сильно акцентировать свое внимание в настоящем на этом, так как жизнь идет своим чередом и сейчас другие заботы.

Во-вторых, матери двух групп одинаково по количеству говорили о здоровье ребенка. Некоторые делали акцент на здоровье во время родов и в период выхаживания, некоторые столкнулись с продолжительными проблемами со здоровьем детей уже после выписки. Без сомнения, тема здоровья у нашей выборки является важной.

В-третьих, матери двух групп много описывали позитивные качества своих детей (1 групп — 5 матерей из 6, 2 группа — 6 матерей из 6). Несмотря на все сложности, с которыми столкнулись в родительстве наши испытуемые, они позитивно говорят о своих детях, отмечают их сильные стороны, как в психологическом плане, так и в творческом, спортивном, социальном. Многие адекватно оценивают возможности детей, понимают причины застенчивости, скованности.

В-четвертых, были получены сильные различия между группами по фактору «перспективы развития ребенка». Из первой группы ни одна мать не упомянула данную тему в своем сочинении. В это же время три матери второй группы отметили, что у их детей все получится, что их ждет хорошее будущее. Это может быть связано, с тем, что более взрослые дети более ярко проявляют свою индивидуальность в поведении и психике, что дает возможность родителям, в частности матерей, поводы для гордости и надежды. Следует отметить, что и в первой, и во второй группе есть матери (одна там и там), которые не возлагают благоприятного будущего и больших достижений своим детям.

Таким образом, родительские сочинения на тему «История жизни моего ребенка» позволили более широко узнать про недоношенных детей, отношение матерей к ним и контекст развития и взросления каждого ребенка.

Выводы

  1. Ответы, полученные по анкете и по стандартизированным методикам, соотносятся друг с другом и дополняют картину взаимоотношений между матерями и детьми.
  2. В нашем исследовании в диаде «мать-ребенок» наблюдается больше дисгармоничный тип взаимоотношений — 12 пар, в то время как гармоничных — 9 пар. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что это является характерной чертой для матерей и недоношенных детей ( первая гипотеза не подтвердилась ).
  3. Существуют различия между группами исследования: матери с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет (1 группа) и матери с детьми в возрасте от 3 до 7 лет (2 группа). В первой группе наблюдается лучшее понимание причин состояния ребенка, больше количество инициатив ребенка и положительных ответов матерей на них ( вторая гипотеза подтверждена ). В это же время у второй группы преобладает эмоциональный фон взаимодействия.
  4. Не выявилось достоверных различий между группами, выделенных по половому признаку. То есть взаимодействие между матерями и их сыновьями и дочерями достоверно не отличается ( третья гипотеза не подтвердилась ).
  5. Дети, которые находятся в гармоничном взаимодействии со своими матерями, более открыты, с точки зрения собственных инициатив, и в рамках отрицательного реагирования в ответ на мамины действия.
  6. Было получено три корреляционных взаимосвязи: две положительных (понимание причин состояния и количество инициатив ребенка; понимание причин состояния и количество положительных ответов мамы) и одна отрицательная (безусловное принятие и количество отрицательных ответов матери).
  7. Родительские сочинения позволили дополнить картину жизни и развития недоношенных детей.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н. Биологические детерминанты материнского поведения [Электронный ресурс] /Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1
  2. Квасова Л. К. Психологические особенности эмоционального взаимодействия матерей и их преждевременно рожденных детей младенческого возраста // Медицинская психология в России. 2019. № 1.
  3. Лидерс А. Г., «Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия». — 432 с». 2007
  4. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мать, группа, инициатива ребенка, совместная деятельность, понимание причин состояния, ответ, положительный ответ мамы, таблица, Ваш ребенок.


Похожие статьи

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Главенствующая роль при общении матери с ребенком отводится поддержке его стремления к роли мужчины или женщины. Мать имеет возможность изучить внутренний мир своего ребенка, его интересы и потребности, на основании этого она в состоянии индивидуализировать...

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Ребёнок очень сильно зависит от мамы, она всегда заботиться о нем. Между ними теплая и прочная связь.

«Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М

До родителей доводилось понимание, что у детей свои взгляды на жизнь, что они...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Высокий уровень — дети, адекватно оценивающие и определяющие причины эмоциональных состояний сверстника, имеющие высокий уровень

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей...

Психологический климат в семье как фактор формирования...

Ребенок бессознательно имитирует своего родителя в деятельности.Носителем речевых форм общения и взаимоотношений для ребенка являются родители. Он поступает так же как папа и мама, он разговаривает как они.Ребёнок во всём подражает.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании...

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов...

Формирование положительных взаимоотношений детей...

Сурьянинова, Т. А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности / Т. А. Сурьянинова, И. Г. Ткаченко.

Главными предметами изучения были восприятие, понимание и познание ребенком других людей. В отличие от этого значительное...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно — изменяется эмоциональное состояние и социальное развитие осуществляется неполноценно.

Проблема влияния личности матери на развитие ребенка раннего...

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта...)

Ребёнок осваивает предметный мир в процессе совместной деятельности со взрослым и свои первые успехи демонстрирует ему.

Так, отмечается, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после...

Похожие статьи

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Главенствующая роль при общении матери с ребенком отводится поддержке его стремления к роли мужчины или женщины. Мать имеет возможность изучить внутренний мир своего ребенка, его интересы и потребности, на основании этого она в состоянии индивидуализировать...

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Ребёнок очень сильно зависит от мамы, она всегда заботиться о нем. Между ними теплая и прочная связь.

«Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М

До родителей доводилось понимание, что у детей свои взгляды на жизнь, что они...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Высокий уровень — дети, адекватно оценивающие и определяющие причины эмоциональных состояний сверстника, имеющие высокий уровень

ребенок, отношение, детский сад, группа, совместная деятельность, дошкольный возраст, действие сверстника, группа детей...

Психологический климат в семье как фактор формирования...

Ребенок бессознательно имитирует своего родителя в деятельности.Носителем речевых форм общения и взаимоотношений для ребенка являются родители. Он поступает так же как папа и мама, он разговаривает как они.Ребёнок во всём подражает.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании...

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов...

Формирование положительных взаимоотношений детей...

Сурьянинова, Т. А. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности / Т. А. Сурьянинова, И. Г. Ткаченко.

Главными предметами изучения были восприятие, понимание и познание ребенком других людей. В отличие от этого значительное...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно — изменяется эмоциональное состояние и социальное развитие осуществляется неполноценно.

Проблема влияния личности матери на развитие ребенка раннего...

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта...)

Ребёнок осваивает предметный мир в процессе совместной деятельности со взрослым и свои первые успехи демонстрирует ему.

Так, отмечается, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после...

Задать вопрос