Отношения персонажей в романе «Текст» Д. Глуховского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Куцебо, Е. И. Отношения персонажей в романе «Текст» Д. Глуховского / Е. И. Куцебо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92690/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению отношений персонажей в романе Д. Глуховского; выявлены группы героев, которые входят в коммуникацию с главными персонажами: Ильей Горюновым; Петром Хазиным; герои, с которыми Илья Горюнов вступает в коммуникацию от лица Петра Хазина. С последней группой героев Илья общается посредством мобильного телефона, что создает ситуацию двоемирия, где сложно взаимодействуют реальный и виртуальный мир.

Ключевые слова : Д. Глуховский, роман, «Текст», персонаж.

Через взаимосвязь персонажей автор обычно показывает нам свое представление о взаимоотношении человека с природой, обществом и т. д. Под системой персонажей мы понимаем определенную художественную взаимосвязь всех главных и второстепенных героев в литературном произведении [3; с. 260].

В романе Д. А. Глуховского «Текст» систему персонажей можно условно разделить на персонажей, представляющих окружение главных героев:

— окружение Ильи Горюнова,

— окружение Петра Хазина и тех персонажей, с которыми Илья Горюнов общается виртуально, по смартфону в мессенджерах от лица Хазина.

В таблице 1 нами отражены герои, которые входят в коммуникацию с главными персонажами. Условные обозначения, используемые в таблице:

«+» общение и/или знакомство героев;

«–» отсутствие знакомства.

Таблица 1

Герои, которые входят в коммуникацию с главными персонажами

Герои

Илья Горюнов

Петр Хазин

Герои, с которыми Илья Горюнов вступает в коммуникацию от лица Петра Хазина

Второстепенные герои

Вера

+

Горюнова Тамара Павловна

+

Гоша

+

+

Денис Сергеевич

+

+

Игорь К.

+

+

Коржавин Борис Павлович

+

+

Левковская Нина

+

+

Магомед-Дворник

+

+

Хазина Светлана

+

+

Хазин Юрий Андреевич

+

+

Эпизодические герои

Альбина

+

+

Анна Витальевна

+

Беляев Антон Константинович

+

+

Борис Иванович Лапин

+

Гуля

+

Кира

+

Ксения

+

+

Лейтенант

+

Мать Ксении

+

+

Саня

+

Серега

+

Синицын

+

+

Стася

+

Судья

+

Тема

+

Тетя Ира

+

Рассмотрев систему персонажей, можно сказать, что в романе «Текст» большое количество персонажей, но главных только два. Остальные персонажи выстраиваются вокруг двух центральных героев, которые по ходу действия оказываются соединенными посредством смартфона. У Ильи Горюнова контакты происходят с 27 персонажами, тогда как у Петра Хазина их всего 14. То есть Горюнов преобладает, доминирует, у него больше связей с другими героями, так как он взаимодействует с ними и от своего лица, и от лица Хазина.

На наш взгляд, здесь возникает ситуация двоемирия, где Илья сначала вытесняет Петра, а затем замещает его и начинает играть за двоих и жить двумя реальностями. В его жизни начинают переплетаться живые контакты, реальный мир и виртуальный, где преобладает второй.

После выхода из тюрьмы Илья пытается актуализировать свои связи с самыми близкими ему людьми: Вера, Серега, мама — именно их номера телефона он помнил наизусть. Однако эта попытка оказывается неудачной, его контакты ни с кем не возобновляются: мама умирает за день до его приезда, Вера вышла замуж и больше не желает с ним общаться, а Серега стал ему чужим. В своей жизни он оказывается выключенным из прежней социальной реальности и вынужден подхватить круг связей Хазина — для него это становится выходом из ситуации одиночества.

Петр Хазин отождествляется с его телефоном, персонаж раскрывается через: социальные сети, электронную почту, фотографии, видеозаписи и т. д. Благодаря тому, что Илья заполучает смартфон героя, он примеряет на себя его жизнь, даже общается с близкими Хазина в его манере. Окружение Петра не сразу понимает, что с ними общается не их сын, друг, коллега, возлюбленный.

В современном мире у человека в смартфоне осуществляется почти вся жизнь, Горюнов говорит: «…все в телефоне хранилось; все в высокой четкости, все в максимальной яркости. Фотографии и видео. Память у Суки <прозвище, которое Илья дает Хазину. — Прим. К.Е.> была — 128 гигабайт. Жизнь умещалась целиком, и еще оставалось место для музыки» [2].

Прячась за личностью Петра, Илья пытается восполнить все свои потери, телефон создает иллюзию семьи для Горюнова: умершую мать и неизвестного отца заменяют родители Хазина. Неудавшаяся любовная история с Верой воплощается в отношениях с Ниной, а нереализованность в профессиональной, деловой сфере — в переписке с коллегами Хазина.

Смартфон как будто оживает в руках Ильи. Описание этого предмета сопровождается в романе обилием глагольной лексики и метафорами-олицетворениями: «дрожит», «молчит», «орет», «долго не приходит в себя», «поет», «не мешает», «мигает в последний раз», «окончательно сдыхает». Благодаря технике, Горюнов не чувствует свое тотальное одиночество, телефон становится его собеседником, а потом и альтер-эго. После того как телефон разряжается, умирает и Илья. По мнению Т. Е. Автухович, в романе «Текст» идея человека-текста «буквализируется, при этом не теряя свои философско-символические проекции и отсылки к актуальным проблемам современной медиакультуры» [1]. Д. Глуховский затрагивает актуальную на сегодня тему утверждения в современном мире виртуальной реальности. Илья Горюнов, убив Петра Хазина, завладевает его смартфоном и начинает проживать за него другой вариант его жизни. Он вступает в общение с Ниной (девушкой Петра), его родителями, сослуживцами и партнерами по наркобизнесу. В момент общения с окружением Петра, Илья симулирует образ мыслей погибшего человека. Это ставит под вопрос традиционное представление о человеке как единстве тела и духа, у Д. Глуховского человеку не нужна материальная оболочка, человек — это не более чем текст. Из этого следует, что текст, сохраненный в памяти телефона, более реален, чем настоящая жизнь, незафиксированная письменно.

Таким образом, Илья Горюнов выполняет в «Тексте» функцию судьи и своеобразного заместителя положительного двойника для преступного Хазина. Горюнов своими действиями пытается исправить ошибки и своего двойника несмотря на то, что последний в свое время посадил невиновного Горюнова в тюрьму. Для автора является важным идея созидательного участия в жизни, возможность гармонизации, восполнения неизбежных утрат возвращением к нравственным принципам существования.

Литература:

  1. Автухович Т. Е. Человек-текст в мире-тексте и / или в мире текстов (на материале романов Д. Глуховского). Журнал Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации. — 2020. — С. 24–33. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358911& (дата обращения: 30.04.2022).
  2. Глуховский Д. А. Текст [Электронный ресурс]. — М.: АСТ, 2017. — 320 с. — URL: https://readli.net/tekst/ (дата обращения: 30.04.2022).
  3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, горюн, жизнь, персонаж, система персонажей, главное, коммуникация, лицо, роман, смартфон, современный мир, телефон.


Ключевые слова

персонаж, роман, Д. Глуховский, «Текст»

Похожие статьи

Тип маленького человека как продолжение русской классической...

главный герой , главная героиня , исповедальный роман , русская критика, современный человек . На наш взгляд, достаточно

Данное сравнение героя Простислава со сказочным персонажем дает адресанту более полное и точное. Дориан Грей — главный герой романа...

Система персонажей в романе французской писательницы Анны...

Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и

Данные определения в полной мере позволяют понять принципы построения системы персонажей в романе Анны Гавальда «Я ее любил.

Проекция личности героя на читателя | Статья в журнале...

Ограничений в построении личности главного персонажа, как таковых, не существует.

Главный герой романа решил проверить свою теорию, поэтому пошел на определенные

Герои — это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственными поступками в.

Особенности художественной типизации персонажей...

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Роль художественной категории пространства-времени в создании...

Гендерные характеристики персонажей в романе О. Хаксли «О дивный новый мир ». Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке ».

А кто он — герой нашего времени? | Статья в журнале...

Ключевые слова: герой, современный героизм, героическое, альтруизм, героический поступок, риск.

Что ж, соединив описание понятий героя и нашего времени, можно получить весьма полное представление о современном герое, хоть и немного

Главное — хорошо стараться!

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Другой герой повести Раймон «поколачивал» часто свою подругу, но «любя». Ее измена породила в душе мужчины ярость, сексуальную ревность и недоумение одновременно: ведь Раймон ее осчастливил, но счастлив сам он не стал. Герои А. Камю одиноки и беспомощны...

Влияние анимационных фильмов на детскую аудиторию...

1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».

Человек и его миры как шифры названия эпопеи Л. Н. Толстого...

Сюжет романа мифологизируется: главный герой слышит во сне миф о сотворении мира и. Система персонажей романа включает в себя

На примере данного романа мы видим, что роль рассказчика в современной биографии претерпевает как некую универсализацию, так и...

Похожие статьи

Тип маленького человека как продолжение русской классической...

главный герой , главная героиня , исповедальный роман , русская критика, современный человек . На наш взгляд, достаточно

Данное сравнение героя Простислава со сказочным персонажем дает адресанту более полное и точное. Дориан Грей — главный герой романа...

Система персонажей в романе французской писательницы Анны...

Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и

Данные определения в полной мере позволяют понять принципы построения системы персонажей в романе Анны Гавальда «Я ее любил.

Проекция личности героя на читателя | Статья в журнале...

Ограничений в построении личности главного персонажа, как таковых, не существует.

Главный герой романа решил проверить свою теорию, поэтому пошел на определенные

Герои — это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственными поступками в.

Особенности художественной типизации персонажей...

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Роль художественной категории пространства-времени в создании...

Гендерные характеристики персонажей в романе О. Хаксли «О дивный новый мир ». Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке ».

А кто он — герой нашего времени? | Статья в журнале...

Ключевые слова: герой, современный героизм, героическое, альтруизм, героический поступок, риск.

Что ж, соединив описание понятий героя и нашего времени, можно получить весьма полное представление о современном герое, хоть и немного

Главное — хорошо стараться!

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Другой герой повести Раймон «поколачивал» часто свою подругу, но «любя». Ее измена породила в душе мужчины ярость, сексуальную ревность и недоумение одновременно: ведь Раймон ее осчастливил, но счастлив сам он не стал. Герои А. Камю одиноки и беспомощны...

Влияние анимационных фильмов на детскую аудиторию...

1. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».

Человек и его миры как шифры названия эпопеи Л. Н. Толстого...

Сюжет романа мифологизируется: главный герой слышит во сне миф о сотворении мира и. Система персонажей романа включает в себя

На примере данного романа мы видим, что роль рассказчика в современной биографии претерпевает как некую универсализацию, так и...

Задать вопрос