Дифференцированный подход как основа методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Арсентьев, П. И. Дифференцированный подход как основа методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу / П. И. Арсентьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92683/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье приведены результаты оценки уровня технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу, которые свидетельствуют о необходимости дифференциации подготовки игроков. Предложены условия эффективности дифференцированного подхода как основы методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу.

Ключевые слова: мини-футбол, студенческий спорт, техническая подготовка, дифференцированный подход, дифференциация подготовки.

Известно, что мини-футбол — популярный и значимый вид спорта, выбираемый для занятий по физической культуре. Согласно статистике, к 2025 году количество занимающихся спортом студентов должно достичь 90 % от общего количества обучающихся [1]. Реализуемый в настоящее время проект «Мини-футбол — в вузы» способствует росту интереса студентов к здоровому образу жизни, формированию потребности в регулярных физических нагрузках.

Исследование, проведенное на базе Череповецкого государственного университета, позволило установить, что часть игроков сборной команды университета по мини-футболу имеют уровень технической подготовленности ниже среднего (см. рисунок 1).

Распределение результатов оценки технической подготовленности игроков сборной команды университета по мини-футболу по уровням, %

Рис. 1. Распределение результатов оценки технической подготовленности игроков сборной команды университета по мини-футболу по уровням, %

Анализ полученных результатов показал, что основные проблемы в подготовке команды состоят именно в технической части и работе с мячом. Спортсмены с невысоким уровнем технической подготовленности требуют пристального внимания со стороны тренерского состава и трудоемкой работы, как в группе, так и индивидуально [2].

Техническая подготовка студентов-футболистов не может осуществляться без дифференцированного подхода, поскольку в рамках одной команды могут встречаться игроки как с очень высокими техническими показателями, так и с очень низкими.

В научно-методической литературе дифференцированный подход рассматривается, прежде всего, как совокупность организационных решений, средств и методов для подготовки к соревнованиям [3]. В спортивной подготовке он предполагает создание стабильных и мобильных подгрупп, различающихся по ряду признаков, например, уровню технической подготовленности. Дифференцированное обучение должно учитывать физические возможности хорошо подготовленных и слабо подготовленных спортсменов и способствовать росту результатов у спортсменов обеих групп.

Очевидно, что применение дифференцированного подхода к технической подготовке спортсменов в мини-футболе будет эффективным, если созданы специальные условия. По нашему мнению, одним из основных условий является сочетание приемов внешней и внутренней дифференциации подготовки.

Внешняя дифференциация спортивной подготовки в нашем исследовании рассматривается как организация технической подготовки студентов-спортсменов, которая предусматривает выделение внутри команды двух подгрупп в зависимости от уровня спортивной квалификации, имеющих разные программы подготовки и календарь соревнований за рамками городских, региональных и межрегиональных студенческих соревнований. В этом случае выделяется группа спортсменов, имеющих спортивный разряд и значительный стаж занятий футболом в спортивной школе, и группа, сформированная из числа студентов без спортивного разряда. В нашем исследовании была выделена группа спортсменов, имеющих спортивную квалификацию от II спортивного разряда до кандидата в мастера спорта по футболу (n=5), которые совершенствовали свое техническое мастерство в течение учебного года преимущественно в рамках участия в турнире любительской (коммерческой) мини-футбольной лиги г. Череповца. Остальные члены команды, не имеющие разряда, занимались по утвержденному расписанию под руководством тренера команды 4 часа в неделю, при этом основное внимание на таких занятиях отводилось технической подготовке.

Под внутренней (внутригрупповой) дифференциацией мы понимаем организацию процесса технической подготовки, позволяющую учитывать индивидуально-типологические особенности спортсменов внутри группы.

Так, в процессе технической подготовки проводились занятия, как с целой группой спортсменов, так и с группами, выделенными по уровням технической подготовленности. В таблице 1 представлены упражнения для студентов различного уровня подготовленности.

Таблица 1

Упражнения для разноуровневых групп футболистов

Уровень

Упражнения

% времени

Низкий

– подвижные игры и игровые упражнения;

– общеразвивающие упражнения;

– скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов;

– обучение работе с мячом;

– обучение ударам;

– обучение финтам;

– обучение отбору мяча.

5 %

10 %

10 %

30 %

20 %

10 %

15 %

Средний

– подвижные игры и игровые упражнения;

– общеразвивающие упражнения;

– скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов;

– обучение работе с мячом;

– обучение ударам;

– обучение финтам;

– обучение отбору мяча.

5 %

10 %

15 %

20 %

15 %

20 %

15 %

Высокий

– подвижные игры и игровые упражнения;

– общеразвивающие упражнения;

– скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов;

– обучение работе с мячом;

– обучение ударам;

– обучение финтам;

– обучение отбору мяча.

5 %

5 %

20 %

20 %

15 %

25 %

10 %

Как видно из таблицы 1, подбор упражнений осуществлялся дифференцированно для студентов различных уровней технической подготовленности. Чем выше уровень студента, тем больше внимания должно уделяться поддержанию его физической и игровой формы посредством его участия в соревновательной и игровой деятельности. Если у игрока в команде низкий уровень, тогда больше внимания со стороны тренерского состава должно уделяться процессу тренировки, в которой участвует игрок, группа игроков. Для такой тренировки составляют план-конспект тренировочного занятия с конкретными упражнениями, направленными на изучение либо закрепление технических элементов, с которыми у спортсмена возникают проблемы. Каждое упражнение подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей. Такой дифференцированный подход в тренировочном и игровом процессе позволяет точно регулировать физическую нагрузку, повысить активность, уменьшить риск перетренированности и в целом обеспечить планомерное повышение уровня технической подготовленности спортсменов.

Следующим условием эффективности дифференцированного подхода к технической подготовке студентов-футболистов, на наш взгляд, является выделение базовых элементов техники, необходимых и достаточных для участия в соревнованиях студенческих мини-футбольных команд, и акцентированная отработка данных игровых приемов.

К базовым техникам в студенческом мини-футболе можно отнести: различные техники передвижений игрока, удары по мячу, техники остановки мяча, а также технику владения и овладения мячом, ряд силовых упражнений и работа с мячом [4]. Наши наблюдения показали, что разные спортсмены в команде в разной степени владеют этими приемами. Для реализации дифференцированного подхода тренер должен давать упражнения на отработку и совершенствование базовых техник отдельным группам спортсменов, в зависимости от уровня владения тем или иным элементом.

Например, для отработки удара по мячу могут быть предложены следующие разноуровневые задания: базовый уровень — удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места в стену; продвинутый уровень — удар серединой подъема по катящемуся мячу с разбега в ворота после передачи партнера и т. д.

Таким образом, в процессе технической подготовки необходимо учитывать различия в спортивной квалификации студентов-футболистов и дифференцировать формы, средства и приемы работы, что позволяет значительно улучшить показатели команды в целом.

Литература:

  1. Алиев Э. Г. Перспективы развития мини-футбола (футзала) в Российской Федерации в период до 2030 года //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 3–6.
  2. Арсентьев П. И., Варфоломеева З. С. Особенности технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу (на примере сборной команды Череповецкого государственного университета) // Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодежи [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ.50-летию высш. физ-культур.-спортив. образования во Владим. обл.15 нояб. 2021 г., г. Владимир / Координац. науч.-метод. Центр кафедр физ. воспитания Евраз. ассоц. ун-тов; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Ин-т физ. культуры и спорта. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. — С. 15–20.
  3. Палий В. И. Особенности формирования мотивации у подростков к занятиям мини-футболом на этапе начальной подготовки //Вестник спортивной науки. 2020. № 5. С. 31–35.
  4. Шумихин Н. А., Лукашов Д. А. Дифференцированный подход в физической подготовке спортсменов-многоборцев по гимнастике // Сборник статей итоговой научной конференции военно-научного общества военного института физической культуры за 2019 год / под. ред. В. Л. Пашута. — СПб, 2020. — С. 244–246.
Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, техническая подготовка, техническая подготовленность, упражнение, обучение, отбор мяча, спортивный разряд, уровень, спортивная квалификация, спортивная подготовка.


Похожие статьи

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

Задачи этапа начальной подготовки. 1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей. 2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов для развития...

Организационно-методические особенности подготовки...

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их.

Основные стадии спортивного отбора | Статья в сборнике...

Следует различать две стадии определения спортивной отбора. Первая — первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта, ориентирование наиболее способных спортсменов и углубленные специальные тренировки в избранном виде спорта.

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

Ключевые слова: физическая подготовка, скоростно-силовые, физическая подготовка юных

Вернемся в нашу футбольную действительность. Речь пойдет о программе для спортивных

3. В игровых упражнениях не создано условий для закрепления полученных технических навыков.

Формирование оптимальных педагогических моделей...

Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу...

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня...

Начальная техническая подготовка юных футболистов

Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу, подготовка юных

Техническая подготовка начинается с этапа обучения базовым элементам техники. На начальном этапе необходимо обучить технике...

Совершенствование технической подготовки... | Молодой ученый

Техническая подготовка занимает неотъемлемую часть в боксе, от уровня технической подготовки зависит спортивная результативность боксера. В процессе обучения и совершенствования техники постоянно наблюдаются ошибки. Их своевременное выявление и...

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки...

− Кроссфит является эффективной методикой спортивной подготовки, но требующий дифференцированного подхода при внедрении в медицинский вуз; − Методика подготовки Табата несомненно более проста в применении и использовании без наличия какой бы то ни...

Похожие статьи

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

Задачи этапа начальной подготовки. 1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей. 2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирования средств и методов для развития...

Организационно-методические особенности подготовки...

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их.

Основные стадии спортивного отбора | Статья в сборнике...

Следует различать две стадии определения спортивной отбора. Первая — первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта, ориентирование наиболее способных спортсменов и углубленные специальные тренировки в избранном виде спорта.

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

Ключевые слова: физическая подготовка, скоростно-силовые, физическая подготовка юных

Вернемся в нашу футбольную действительность. Речь пойдет о программе для спортивных

3. В игровых упражнениях не создано условий для закрепления полученных технических навыков.

Формирование оптимальных педагогических моделей...

Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу...

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня...

Начальная техническая подготовка юных футболистов

Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу, подготовка юных

Техническая подготовка начинается с этапа обучения базовым элементам техники. На начальном этапе необходимо обучить технике...

Совершенствование технической подготовки... | Молодой ученый

Техническая подготовка занимает неотъемлемую часть в боксе, от уровня технической подготовки зависит спортивная результативность боксера. В процессе обучения и совершенствования техники постоянно наблюдаются ошибки. Их своевременное выявление и...

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки...

− Кроссфит является эффективной методикой спортивной подготовки, но требующий дифференцированного подхода при внедрении в медицинский вуз; − Методика подготовки Табата несомненно более проста в применении и использовании без наличия какой бы то ни...

Задать вопрос