Несомненно, многие из вас не раз пробовали свои силы в футбольных поединках во дворе, в школе, в загородном лагере. Эти поединки всегда звонкие, не утихающие порой допоздна, часто заканчивающиеся с двузначным счетом. И все же, прелесть этой игры не только в этом. Футбол — это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя предугадать, как сложится матч, кто выйдет победителем. Наряду с этим, футбол имеет еще одно ценное качество — он универсален. Так систематические занятия школьников футболом оказывают на организм всестороннее внимание, совершенствуется функциональная деятельность организма, происходит правильное физическое развития, а также формируются положительные навыки и черты характера. Занятие футболом — благодатная почва для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО.
Ключевые слова: здоровье, эмоциональность, подвижность, развитие, формирование.
Футбол, как игра, зародился в глубокой древности. У разных народов мира встречаются элементы этой игры. Первое упоминание игры в мяч относится к 180 году до н. э. в Древней Греции. Считается, что своими корнями футбол уходит к древнеримской игре «Гарпустум», которая была завезена легионерами Цезаря в страны Западной Европы. В территории Китая в IV-VI веках играли в игру «Чжу-кэ», отдаленно напоминающую футбол. Она считалась важным элементов военной подготовки. В Японии долгое время существовала игра «Комери» [1]. Суть игры заключалась в том, что по особой церемонии передавали друг другу мяч. В Италии и сейчас еще играют в средневековую игру «Кальчие», являющейся одной из разновидностей современного футбола. И все же, современные историки утверждают, что футбол, зародился на мексиканской земле, под названием «Пок-та-пок». А привычные для нас современные черты эта игра приобрела на Британских островах.
Футбол, наряду со своими достоинствами, предъявляет и высокие требования к игрокам. Огромные размеры футбольного поля вынуждают участников этой игры преодолевать большие расстояния, в ходе игры, нападающим приходится вступать в единоборства с защитниками, а защитники вынуждены в свою очередь атаковать игроков команды соперников [3]. Каждый игрок обязан владеть не только различными техническими приемами, но и разбираться в секретах тактики, а также выдерживать высокий темп и силовое противоборство игроков команды соперников. Поэтому современной молодежи, увлекающейся футболом, необходимо подумать о своей разносторонней подготовке, как физической, технической, так и тактической.
Студентам рекомендуется начинать подготовку с упражнений для развития ловкости. Ловкость футболиста проявляется на поле в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в условиях быстро изменяющейся игры [5]. Ловкость тесно связана с мыслительной деятельностью спортсмена. Вот почему те ребята, которые в своих занятиях используют упражнения на развитие ловкости, могут вскоре почувствовать, что они лучше стали думать на поле, лучше воспринимать и предугадывать ход игры. Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости — как можно больше разнообразия.
Немаловажными считаются упражнения для развития гибкости. Гибкость — это высокая подвижность в суставах, способность хорошо расслаблять мышцы, выполнять упражнения с большей амплитудой. Особенно нападающему, в борьбе с защитником требуется высоко прыгнуть и, хорошо прогнувшись, точно направить мяч в сетку противника [2]. Упражнения для развития гибкости рекомендуется выполнять на каждой тренировке, но следить за нагрузкой, чтобы не получить повреждения мышц и связок.
В игре необходима быстрая реакция и способность выполнять действия с большей скоростью. Поэтому необходимо знать, что развитие быстроты возможно только в юности, примерно до 12–14 лет [7]. Конечно, в более позднем возрасте развивать быстроту тоже можно, однако она поддается развитию с большим трудом. Для развития этого качества нужно подбирать хорошо усвоенные и знакомые упражнения, которые можно выполнять на предельной скорости, не сосредотачиваясь на выполнении самих упражнений. Основной метод развития быстроты — повторный метод.
Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25–30 шагов или выполнять длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой [4]. Сила — это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Самая важная сила для футболиста — это сила ног. Еще следует уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Футболист, если он желает добиться успеха в спорте должен быть развит гармонично. На тренировках упражнения силового характера обязательно чередуются с расслабляющими упражнениями.
Выносливость — способность организма продолжительное время выполнять физическую нагрузку в условиях игры [8]. Она зависит не только от функциональных возможностей организма, но и от рациональной техники футболиста, его волевых качеств. Главным средством развития выносливости является бег в равномерном темпе, сочетание ходьбы и бега, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках [6]. И в тоже время сама игра в футбол развивает это качество у играющего. Упражнения на выносливость включают в самом конце тренировки.
Итак, мы перечислили все физические качества необходимые игроку в футбол. А теперь уделим внимание тем ребятам, чьё физическое развитие и физическая подготовка явно недостаточны. Думается, в этом случае не следует отлынивать от занятий физической культурой, тем более футболом, а напротив, необходимо включиться в такие занятия. А чтобы быстрее догнать сверстников нужно выполнять дополнительные задания по физической подготовке.
Говоря о такой увлекательной игре как футбол о ее достоинствах и прелестях, нужно выяснить, а как в современной среде молодёжи относятся к этой игре. Мы провели анкетирование в группе. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отношение молодежи к футболу
№ п/п |
Нравится ли вам игра футбол? |
Как часто играете в футбол? |
Где играете в футбол? |
1 |
Да |
раз в месяц |
Во дворе |
2 |
Нет |
0 раз |
|
3 |
Да |
Два-три раза в неделю |
На стадионе |
4 |
Да |
3–4 раза в месяц |
Во дворе |
5 |
Да |
Стараюсь несколько раз в неделю |
В спортзале |
6 |
Да |
2 раза в месяц |
На стадионе |
7 |
Нет |
0 раз |
|
8 |
Да |
2 раза в неделю |
На стадионе |
9 |
Да |
3 раза в месяц |
В спортзале |
10 |
Нет |
0 раз |
Были опрошены 10 человек, из них не испытывают симпатию к футболу 3 человека. Частота игры в футбол — в среднем молодые люди играют в футбол 2–3 раза в месяц, 3 человека вообще не увлекаются футболом. Результаты позволяют сделать вывод, что большинство студентов моей группы являются активными игроками футбола и игра занимает в их жизни значительную часть свободного времени.
В процессе работы над данной статьей я пришла к выводу, что футбол является не только средством развития физических качеств, но и возможностью улучшить соматическое состояние человека, его физическую подготовленность и работоспособность. Таким образом, можно сделать вывод, что футбол помогает: увеличить мышечную силу, скорость реакции; улучшить прочность и скорость регенерации костей; увеличить объем и массу мышц бедра и голени, в особенности икроножных мышц, следовательно, улучшить баланс и устойчивость тела; добиться положительной динамики в работе сердечно-сосудистой системы, и со стороны органов дыхания; снижению общего холестерина в крови, следовательно, — и уменьшение процесса образования атеросклеротических бляшек в сосудах головного мозга и в коронарных сосудах, почечных сосудах, в сосудах нижних конечностей; улучшить работу нервной системы; нормализации цикла сна, а в следствии, — улучшении работы головного мозга, практически отсутствует утренняя гипотония и сонливость; отказу от вредных привычек для улучшения своих спортивных показателей и состояния здоровья в целом.
Литература:
- Бишаева А. А. Физическая культура. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Бомпа Т. Периодизация спортивной тренировки. — М.: Спорт, 2016.
- Вайн Х. Как научиться играть в футбол. — М.: Человек, 2004.
- Виноградов П. А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта. — М.: Советский спорт, 2013.
- Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. — М.: Феникс, 2011.
- Кожевникова Н. Актуальные проблемы формирования здоровья студентов. — Германия, 2013.
- Лапшин О. Б. Учим играть в футбол. — М.: Человек, 2015.
- Лемов Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений. — М., 2013.