Анализ перспектив использования образовательной робототехники в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Балтабек, Ерлан Ермекулы. Анализ перспектив использования образовательной робототехники в школе / Ерлан Ермекулы Балтабек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92467/ (дата обращения: 19.11.2024).



В условиях цифровизации мира образовательной сфере требуются инновационные формы обучения, способные дать больше возможностей для дальнейшего обучения и существования в новых реалиях. Современность требует от школьников овладения не только традиционными знаниями, умениями и навыками, но и способностями в области цифровых технологий, в том числе взаимодействия со все более проникающими в человеческое существование изделиями робототехнического характера. Это определяет актуальность темы данной статьи, предполагающей анализ образовательной робототехники (далее: ОРТ) как инструмента развития познавательного интереса у учеников современной школы.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что ОРТ может внедряться в воспитательно-образовательный процесс уже с этапа детского сада. В частности, здесь стоит говорить об интеграции ряда образовательных областей, таких, как: познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Игра и экспериментально-исследовательская коллективная деятельность в пределах начального конструирования — значимые факторы развития творческой активности детей и их воображения.

Тем более актуально внедрение подобных образовательных технологий в школе, на всех этапах обучения.

Так, начальная школа с помощью занятий по ОРТ дает возможность развития у младших школьников логического мышления, ручной мелкой моторики, координации на уровне «рука-глаз», а также коллективной проектной деятельности.

Н. И. Лагашина отмечает, что «поставленные перед школьниками задачи и проблемы, появляющиеся в процессе решения, дают им возможность сплотиться, почувствовать себя частью команды. Решая задачи вместе, ученики анализируют возникающие проблемы, разрабатывают план для её решения, распределяют каждому роль для выполнения подзадач, выполняют поиск ресурсов от информационных до материальных. В процессе обучения школьникам предоставляется возможность воспитывать в себе лидерские качества, формировать умение проявлять инициативу, развивать творческие способности» [2, с. 4].

Если же учесть получение в процессе первичных знаний о конструкциях и их главных свойствах, таких, как устойчивость, прочность, а также жесткость, и удовлетворение возрастной тяги к созиданию, обоснованность в необходимости занятий по ОРТ в начальной школе не вызывает сомнения.

Средняя школа посредством занятий по ОРТ продолжая развитие прежних областей предполагает углубленное изучение школьниками задач математического и геометрического характера, а также деятельность (на базовом уровне) в области сборки и программирования простых моделей, что, в свою очередь, замечательно стимулируется при придании данной деятельности соревновательного характера.

Наконец, старшие классы позволяют ученикам задуматься в рамках самоактуализации и самореализации о профессиональном использовании знаний из ОРТ во взрослой жизни, формируя потребность исследовательской деятельности в области технических дисциплин, потребности в решении конкретных задач на базе физических законов.

Недаром, в своем традиционном обращении в 2019 году наш Президент В. В. Путин четко определил приоритеты: ««Нужно, чтобы было больше компаний в сфере развития робототехники и развития цифровых технологий. Всё законодательство должно работать на новую реальность и передовые отрасли и технологии, а также на расширение рынков» [4]. Соответственно, возрастают и потребности в соответствующих специалистах, которые еще в школе должны определить для себя данную область, как приемлемую, отвечающую личным устремлениям, интересную, важную для государства и хорошо оплачиваемую.

Е. А. Челнокова утверждает, что «робототехника — главное направление научно-технического прогресса, где происходит соприкосновение проблем механики и инновационных технологий с искусственным разумом» [5, с. 297]. Это предполагает серьезный взгляд на возможности человека, уже в школе получившего начальные знания о предмете.

Возвращаясь к проблеме ОРТ в школе, нужно отметить, что ОРТ непосредственно связан с такими дисциплинами, как:

– конструирование;

– 3D-моделирование;

– черчение [1, с. 40].

Это предполагает и развитие детьми трехмерного восприятия пространства, осознанности в решениях, ими принимаемых, системного подхода к решениям и знаний о системах с позиции функционирования.

В современных условиях цифрового мира умения работы с компьютерными моделями, проектирование системных проектов, независимо от отрасли — важный аспект из числа характеристик полезного члена российского общества.

Впрочем, продолжая анализ возможностей ОРТ в школе, стоит отметить, что в 2022 учебном году будет введен, согласно обновленному содержанию образования, в предмет «Информатика» модуль «Робототехники»

Итак, если ОРТ — это область техники, которая имеет непосредственную связь с проектированием, сборкой и управлением компьютерными роботизированными системами, она требует, в качестве особой, инновационной области, знаний, умений и, конечно, навыков комплексного характера. Биология, информатика, математика, геометрия, физика и даже родной язык становятся важнейшими факторами, обеспечивающими успешность осуществления школьниками проектной деятельности.

Значит, в первую очередь, речь идет о познавательном развитии учеников. Причем, комплексного характера, когда школьнику дается возможность ощутить системность мира, овладеть взглядом на действительность, где каждый элемент необходим и обоснован.

А здесь появляется возможность еще и развития в детях экологичности, человеколюбия, терпимости и четкой гражданской позиции, которая способна быть развита в патриотическом характере при должной работе воспитательных сегментов образовательного учреждения.

Данный аспект предполагает использование ОРТ, по предложению Е. А. Челноковой, «не только на уроках как иллюстративную поддержку, дополнительные возможности для практических работ, но и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании» [5, с. 298]. И логика в данном предложении присутствует, несомненно.

Следует отметить, что в рамках снабжения образовательных учреждений учебно-методическими комплексами, к началу учебного года в сентябре 2022 г. российские школы получат более 3 тыс. систем для создания и программирования беспилотных летательных систем «Пионер мини», разработки российской компании «Геоскан». Как отмечается Минпросвещения, мера поможет модернизировать информационно-технологическую инфраструктуру в школах и внедрить последние технические достижения в процесс обучения. Дроны будут использовать при изучении математики, физики, программирования и инженерии, ими заменят уже устаревшее оборудование. В частности, на беспилотниках будут установлены гироскопы, акселерометры, барометр, вольтметр, амперметр, датчик расстояния, есть две системы навигации в помещении, видеокамера высокого разрешения и WiFi-передатчик [3].

В рамках ОРТ, это способно стимулировать значительный интерес к робототехнике в образовательных учреждениях.

В заключение вычленим из текста статьи главные перспективы использования ОРТ в школе:

1) ОРТ способно предложить преемственность образовательного процесса с детского сада до высшей школы;

2) ОРТ органично включается в существующую систему образования, предлагая расширение знаний, умений и навыков в смежных дисциплинах, таких, как конструирование, 3D-моделирование, математика, геометрия, черчение и т. д.;

3) занятия по ОРТ предполагают развитие у детей логического мышления, ручной мелкой моторики, координации на уровне «рука-глаз», а также коллективной проектной деятельности;

4) развитие детьми трехмерного восприятия пространства, осознанности в решениях, ими принимаемых, системного подхода к решениям и знаний о системах с позиции функционирования;

5) в рамках самореализации школьники могут решить продолжить занятия робототехникой на профессиональном уровне, что является важной потребностью нашего государства, заинтересованного в подобных специалистах;

6) познавательное развитие;

7) развитие в детях экологичности, человеколюбия, терпимости и четкой гражданской позиции.

Таким образом, можно говорить о недостаточней инициативности отечественной системы образования. Требуется внедрение ОРТ не на уровне модуля в пределах одной дисциплины, но выделение ОРТ как самостоятельного предмета с большим числом предложений по использованию ОРТ в дополнительном образовании и на уровне кружковой работы.

Мир трансформируется столь быстро, что образование обязано реагировать на данные изменения не менее оперативно и эффективно, что, к сожалению, можно наблюдать далеко не всегда.

Литература:

  1. Емельянов В. В. Робототехника в школе // Вестник научных конференций. — 2018. — № 7–1(35). — С. 39–40.
  2. Лагашина Н. И., Назарова Т. В. Внедрение робототехники в школе в рамках предмета «технология» // Scienceina megapolis. — 2020. — № 3(19). — С. 4.
  3. Мартынова П., Зыкина Т. Школы к 1 сентября получат более 3 тыс. беспилотников «Пионер мини» // РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/31/05/2022/6295d0029a79471ab04c56cd
  4. Путин: В России настало время развития робототехники // Национальная служба новостей. Режим доступа: https://nsn.fm/lenta-novostei/hots-putin-v-rossii-nastalo-vremya-razvitiya-robototekhniki
  5. Челнокова Е. А., Хижная А. В., Казначеев Д. А. Робототехника в образовательной практике школы // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65–1. С. 297–300.
Основные термины (генерируются автоматически): ОРТ, школа, детский сад, дополнительное образование, коллективная проектная деятельность, комплексный характер, логическое мышление, начальная школа, ручная мелкая моторика, системный подход.


Задать вопрос