Традиционные славянские праздники как инструмент духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Бревнова, С. В. Традиционные славянские праздники как инструмент духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи / С. В. Бревнова, А. И. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92379/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы говорят о традиционных славянских праздниках как базисе для духовно-нравственного воспитания молодежи.

Ключевые слова : традиционные праздники, славяне, молодежь.

В данной статье мною поднимается проблема оторванности современной молодежи от традиций, культуры и истории родной страны, ложное негативное представление о них, низкий уровень национального самосознания как следствие.

Проблема духовно — нравственного развития и воспитания патреотически настроенной молодежи в культурном и физическом смысле актуальна как никогда. Родители и педагоги много спорят о том как эффективно противостоять негативному воздействию социальных сетей, медиа порталов и агрессивных компьютерных игр формирующих ложные духовно — нравственные ценности, идеалы и цели, а так же прививающие подрастающему поколению культуру избыточного потребления, отказа от семейных ценностей и даже гендерных различий. На мой взгляд противопоставить ему можно систему народных праздников создающую духовную общность для детейи взрослых, базу в которуюзаложены высокие духовно –нравственные идеалы, модель здоровых отношений в семье, система осознанного потребления, здорового образа жизни и бережного обращения к природе. Всеми этими качествами, несомненно, обладает богатейшая культура славянских народов.

Не секрет что с вступлением в пубертатный период юноши и девушки отдают предпочтение свободному время препровождению с друзьями, теряют интерес к традиционным, семейным праздникам, часто навязываемым им дома и в школе. Вовлечь их в изучения исконной культуры сложнее, чем малышей. Однако эта проблема касается и младших школьников и дошкольников. Часто мы видим как педагоги и воспитатели используют антураж «русской — народной» культуры в праздничных постановках, при этом искажая до не узнаваемости и народный костюм и суть праздников, что в дальнейшем негативно сказывается на отношении детей к ним.

Таким образом, мы видим, что проблема создания актуального, отвечающего модным тенденциям формата приобщения детей и подростков к традиционной культуре и богатому культурному опыту предков остается открытой.

Обзор литературы

О использовании календаря традиционных праздников в воспитании молодежи уже давно говорят наши коллеги. К примеру, кандидат наук Бурова, Н.В. из Саратова в 2017 году в своей диссертации «Приобщение учащихся к традициям культуры донских казаков в дополнительном образовании» поднимает схожие проблемы и предлагает их решение через обращения к казачьей культуре.

Так же обращение к традициям предков в работе с подростками мы видим у кандидата наук Умарова А. в диссертации «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики».

А вот убедиться в значимости досугового элемента мы можем на примере диссертации «Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры» кандидата наук Хайруллина А. А.

Основная часть

Фундамент традиционных ценностей, который заложен в основу культурного кода любого народа, бесценен, основываясь на устоявшихся веками постулатах можно воспитать гармоничного и нравственно богатого человека.

Культура и традиции славянских народов в частности как нельзя лучше подходят для достижения заданной цели. С уверенностью можно говорить о комплексе знаний и умений выражающихся в декоративно — прикладной, песенной, обрядовой традиции.

Однако, мы часто сталкиваем с непониманием, как самими педагогами, так и родителями истинного смысла и красоты народной культуры. Что не удивительно, преемственность в передаче из поколения в поколение праздников и их составляющих была прервана и утеряна в тяжелых перипетиях российской истории. Сегодня мы часто можем наблюдать, как на школьных и городских праздниках детские коллективы отплясывают и поют песни в псевдонародном стиле, который при ближайшем рассмотрении не имеет ничего общего с исторически верным. Пестрые костюмы и развеселые напевы создают впечатление того, что на Руси не было ничего, кроме скоморохов и частушек. И если дети дошкольного и младше школьного возраста с радостью участвуют в подобных мероприятиях, то в среде подростков подобные акции попадают в категорию немодных и нередко вызывают отторжение, подвергаются высмеиванию. Ситуация часто усугубляется неправильным подходом со стороны организатора, не чувствующего или не желающего мириться с современными течениями и подростковой модой.

Просвещение молодежи, создание правильного, исторически верного облика традиционной культуры, приобщение к настоящим праздникам, традициям и обрядам — один из немногих возможных способов возрождения исконных ценностей и патриотизма.

В своем исследовании я обращаюсь к календарю традиционных славянских праздников. Систематизируя наиболее значимые, актуальные и доступные для понимания даты я выстраиваю план в соответствие с временами года, так как мировоззрение славян существовало в тесной связи с природными и аграрными циклами. Обобщая собранный материал, представляю небольшие лекции, которые могут существовать как в традиционном живом формате, так и с использованием информационно коммуникативных технологий в виде вебинара или видеолекций, освещающих данную тему, основная задача которых состоит в том, чтобы в простой и доступной для понимания молодежи форме рассказать о главных праздниках славян, и предложить им вариации нового, современного прочтения и исполнения древних обрядов дома, в кругу семьи или с друзьями. Перенос традиции из официального в неформальный формат и делает ее живой.

Курс состоит из 4 лекций: «Осенние, Зимние, Летние, Весенние праздники славян» и кратко описывает заданную тему. Для большего погружения используются записи народных песен в исполнении носителей культуры собранные этнографами в экспедициях или заботливо реконструированные исследователями. А также предполагаются мастер-классы по изготовлению традиционных игрушек или оберегов.

Данный курс может послужить основой для написания полноценной программы в области дополнительного образования, использоваться в работе этнографического кружка или клуба.

Вывод

Подводя итоги, хочется отметить что, несмотря на то что в мировой и отечественной педагогике и этнопедагогике концепция воспитания детей через призму народной культуры не нова, и уже много лет данная тема активно обсуждается и реализовывается в проектах ведущих педагогов страны, доля проектов, ориентированных именно на культуру и традиции славян, чрезвычайно мала, а сама культура славянских народов незаслуженно задвигается на задний план антипатриотическими ресурсами в интернете и на телевидении. Подросткам навязывается концепция отсталости и неактуальности исконно-славянского культурного наследия.

Требуется восстановить равновесие и уже сегодня взяться за возрождение угасающих знаний и опыта славянских народов, богатейшая материальная культура которых наполнена сакральными смыслами, помогающими человеку обрести внутреннюю гармонию. И в этом деле важно не навредить, не вызвать отвращение и негативные ассоциации.

Актуальность использования в качестве базиса для создания развивающе-воспитывающего пространства именно календарную обрядность славянских народов неоспорима. В ней откликается глубинная философия уважения к предкам, природе и отечеству, воспеваются исконные семейные ценности.

Развитие подростков в аспекте культуры славян может проходить по разным направлениям: от кулинарии до стрельбы из лука, от ремесел до хорового пения, от уютных посиделок до массовых гуляний, таким образом охватывая все возможные потребности, возникающие у взрослеющего человека, и помогая ему сориентироваться в мире.

Литература:

  1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 2 изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
  2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений — М.: Издательский центр “Академия», 1999. — 168 с.
  3. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. — Чебоксары. 2004. — 488 с.
  4. А. Э. Измайлов., Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана /А. Э Измайлов. — Москва.: Педагогика, 1991. — 256с.
  5. В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  6. «Истяминь эрятано-Тяфтаминь эрятама»/ Г. Н. Миняева; Поволж. Центр культур фино-угорских народов. -Саранск, 2012.-132с.
  7. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В. В. Малявин. М., 1996
  8. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учеб. практ. пособие для дошк. учреждений. / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. — Санкт — Петербург, 1988. — 300 с.
  9. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой / Владимирс. област. инст. усов. учит. — Владимир. -1995. — 184 с.
  10. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое обраование: теория, эмпирика, практика. — Ектеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2001. 330 с.
  11. Социальная педагогика: Вызовы XXI века /Social Pedagogy: Challenges of the XXI Century/ Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию социальной педагогики в России. 2011. Том 1.
Основные термины (генерируются автоматически): народная культура, праздник, дополнительное образование, кандидат наук, народ, традиционная культура, ценность.


Ключевые слова

молодежь, славяне, традиционные праздники

Похожие статьи

Значение народных традиций и их сохранение в современных...

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей...

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

Традиционная праздничная культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики позитивно будет влиять на становление и развитие личности детей, формируя у

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Паршин Ю. М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Воспитание детей на традициях народной культуры

- Народные праздники и обряды. - Знакомство с народно-прикладным искусством. - Практическое освоение навыков и умений в рукоделии

Продолжать пополнять и обогащать знания детей о культуре русского народа, о традиции заготовки капусты и других овощей впрок.

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В этом отношении народная художественная культура имеет особое значение, т. к

Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры

В системе дополнительного образования детей в Республике Хакасия функционируют 87...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников.

Народный праздник является проводником культуры, так как он напрямую связан с проблемой формирования личности, воспитания высоких чувств...

Праздники на основе вековых традиций как основа российской...

Ключевые слова: вековые традиции, традиции, праздники, культура.

В книге «Народные традиции и фольклор», определение «традиции» дал советский и российский фольклорист и этнограф

Народ — это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть...

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и...

Фольклорный праздник как средство приобщения детей...

Русские народные традиции как средство воспитания... праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Значение народных традиций и их сохранение в современных...

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей...

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

Традиционная праздничная культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики позитивно будет влиять на становление и развитие личности детей, формируя у

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Паршин Ю. М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Воспитание детей на традициях народной культуры

- Народные праздники и обряды. - Знакомство с народно-прикладным искусством. - Практическое освоение навыков и умений в рукоделии

Продолжать пополнять и обогащать знания детей о культуре русского народа, о традиции заготовки капусты и других овощей впрок.

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В этом отношении народная художественная культура имеет особое значение, т. к

Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры

В системе дополнительного образования детей в Республике Хакасия функционируют 87...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников.

Народный праздник является проводником культуры, так как он напрямую связан с проблемой формирования личности, воспитания высоких чувств...

Праздники на основе вековых традиций как основа российской...

Ключевые слова: вековые традиции, традиции, праздники, культура.

В книге «Народные традиции и фольклор», определение «традиции» дал советский и российский фольклорист и этнограф

Народ — это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть...

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и...

Фольклорный праздник как средство приобщения детей...

Русские народные традиции как средство воспитания... праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность.

Задать вопрос