Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 797 раз

Библиографическое описание:

Костелова, К. А. Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении / К. А. Костелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92127/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: методическая работа, профессиональная компетентность педагогов, самообразование педагогов, квалификация педагогов.

Методическая работа с воспитателями в ДОО представляет собой как средство научного управления полноценным педагогическим процессом, повышением профессиональных качеств воспитателей и развития их творческих способностей, что способствует улучшению компетентности педагогов.

В педагогической литературе встречается множество определений понятия «методическая деятельность». По мнению А.И Васильевой, методическая деятельность ДОО — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обручение воспитателей методам и приёмам работы с детьми [4, с. 7].

К. Ю. Белая считает, чтоб методическая деятельность — целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога [2, с.3].

Л. И. Фалюшина рассматривает методическую деятельность как функцию управления качества воспитательно-образовательной работы в педагогических системах [6, с. 11].

По мнению Л. М. Волобуевой, методическая деятельность — это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений, навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога [3, с.2].

Основная цель организации методической работы заключается в подготовке педагогов к приобретению требуемого качества образования. Поэтому при определении содержания методической деятельности необходимо учитывать все факторы, встречающиеся в работе педагогов, специфику ДОО, а также функции развития методической деятельности в организации.

При организации методической деятельности, педагогам следует придерживаться данных положений (К. Ю. Белая):

— главная задача — формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя;

— методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников;

— система непрерывного образования предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрения достижений науки и передовой практики в деятельность детского сада [2, с. 9].

В роли объектов методической работы выступают педагоги, воспитатели и родители, в роли субъектов — руководитель ДОУ, старший воспитатель, руководители временных творческих коллективов.

Как указывает Е. Ю. Аншукова, грамотно организованная методическая деятельность в ДОО имеет свои преимущества:

  1. Носит непрерывный характер, способствующий тому, что каждый педагог может определенную часть времени посвящать повышению квалификации, овладению передовым опытом.
  2. Позволяет непрерывно связывать повышение квалификации педагога с учебно-воспитательным процессом, способствующим изменениям в качестве знаний, умений и навыков воспитанников.
  3. Способствует изучению деятельности и личностных качеств конкретных воспитателей и педагогов, выявлению затруднения и достижения в их работе.
  4. Проходит в хорошо организованном педагогическом коллективе, сплоченность которого создает благоприятные условия для ее организации.
  5. Предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годового плана работы, но и в планировании и разработке программы развития ДОО.
  6. Позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров, так как тесно связана с учебно-воспитательной работой [1, с. 12].

Современное общество требует от воспитателей нового набора необходимых знаний, умений и навыков. Овладение педагогами ДОО информационными и компьютерными технологиями, умение пользоваться аудиовизуальными средствами обучения и другим учебно-методическим оборудованием — одно из главных направлений организации современной методической работы [3, с.8].

Педагогическая компетентность и методическая работа — два взаимосвязанных понятия, которые при грамотной организации позволяют: непосредственно наблюдать каждого педагога в педагогической деятельности с детьми; наиболее четко выявлять возникающие проблемы; строить и своевременно корректировать индивидуальные программы развития профессиональной компетентности; удовлетворять образовательные потребности педагога с учетом его стажа, уровня образования, индивидуально-личностных особенностей.

Руководство всей работой, в том числе и методической, осуществляет заведующий ДОО. Непосредственный организатор методической работы в ДОУ — заместитель заведующего по воспитательной и методической (учебно-воспитательной) работе или старший воспитатель, должностные обязанности которого связаны с выполнением функций по руководству работой воспитателей.

При планировании и организации методической деятельности в ДОО необходимо придерживаться таких подходов, как:

— системно-деятельный подход: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

— личностно-ориентированный подход: обеспечение раскрытия скрытых возможностей и способностей каждого педагога и коллектива в целом;

— дифференцированный подход: учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении методической работы в ДОО;

— подход свободного самоопределения: свободный выбор образовательных программ и путей их самореализации;

— мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

— коррекционный подход: устранение недостатков в работе и определение причин их возникновения [5, с. 17].

При организации методической работы необходимо использовать в работе с педагогическим коллективом данные формы и методы:

Анкетирование — определение, с помощью анкет, методических проблем, затруднении, возникающих у воспитателей в процессе работы.

Дебаты — обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия — это обсуждение, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов.

Круглый стол — собрание, направленное на выработку навыков критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОО, умению аргументировать, отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Педагогические ситуации, экспромт — метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай — эти формы работы успешно используются для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Мастер — класс — знакомство с передовым педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Творческая мастерская — работа небольшими группами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа НОД, внедряются новые нетрадиционные техники работы с детьми.

Педагогическая мастерская — педагог знакомит коллектив с основными идеями воспитательно-образовательного процесса, практическими рекомендациями по ее реализации.

Игровое моделирование — деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций.

Новой формой, позволяющей в комплексе решать практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов, является научно-методический совет . В его основу входит создание коллектива единомышленников, которые разрабатывают стратегию, методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации, а также изучение их влияния на развития ребенка [4, с. 72].

Использование в процессе повышения профессионального мастерства воспитателей ДОО, указанных форм и методов позволяет педагогам в дальнейшем грамотно организовать учебный процесс, способствует развитию инновационной деятельности, формированию потребности в самообразовании и профессиональном совершенствовании, развитию навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

Выводы.

Таким образом, можно сказать, что грамотно организованная методическая работа в ДОО, должна опираться на систему современных форм работы с педагогическими кадрами и подходы организации методической деятельности, для сплочения педагогического коллектива и повышению уровня профессиональной компетентности.

Литература:

  1. Аншукова, Е. Ю. Методическая служба в ДОУ / Е. Ю. Аншукова // Управление в ДОУ. — 2007. — № 8. — С. 91–96.
  2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.
  3. Волобуева, Л. М. Методическая работа в системе непрерывного образования / Л. М. Волобуева // Управление ДОУ. — 2009. — № 7. — С. 13–17.
  4. Елжова, Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 247 с.
  5. Кучергина, О. В. Планирование методической работы в ДОУ / О. В. Кучергина // Управление ДОУ. — 2007. — № 8. — С. 37–47.
  6. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л. И. Фалюшина. — М.: Аркти, 2009. — 261 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, методическая деятельность, педагог, научно-методический совет, педагогический коллектив, передовой опыт, передовой педагогический опыт, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, старший воспитатель.


Ключевые слова

методическая работа, профессиональная компетентность педагогов, самообразование педагогов, квалификация педагогов

Похожие статьи

Методическая работа с воспитателями детского сада

Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.

Совершенствование форм профессионального развития...

Профессиональное развитие влияет на развитие профессиональной компетентности педагога

Профессиональное мастерство педагога является четвертой стадией и вершиной его

Профессиональное мастерство прежде всего подразумевает профессиональную...

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Научно-практическая конференция — это форма совместной научной деятельности ученых, педагогов и учащихся.

От правильной и грамотной работы методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном...

Проблема управления методической работой в дошкольном...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – это часть системы непрерывного образования педагогического коллектива ДОУ (А.К.Лукина). Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М. М. Паташник рассматривает методическое сопровождение как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают...

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по...

Научно-методический совет. В него входят педагоги детского сада с высшей квалификационной категорией, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и более. НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в дошкольном учреждении, за создание...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала...

Особенности информационно-методической поддержки...

Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Роль методической службы дошкольного образовательного...

 В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные...

Похожие статьи

Методическая работа с воспитателями детского сада

Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.

Совершенствование форм профессионального развития...

Профессиональное развитие влияет на развитие профессиональной компетентности педагога

Профессиональное мастерство педагога является четвертой стадией и вершиной его

Профессиональное мастерство прежде всего подразумевает профессиональную...

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Научно-практическая конференция — это форма совместной научной деятельности ученых, педагогов и учащихся.

От правильной и грамотной работы методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном...

Проблема управления методической работой в дошкольном...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – это часть системы непрерывного образования педагогического коллектива ДОУ (А.К.Лукина). Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М. М. Паташник рассматривает методическое сопровождение как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают...

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по...

Научно-методический совет. В него входят педагоги детского сада с высшей квалификационной категорией, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и более. НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в дошкольном учреждении, за создание...

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, методическая...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала...

Особенности информационно-методической поддержки...

Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Роль методической службы дошкольного образовательного...

 В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные...

Задать вопрос