Физическая культура как часть культуры общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 3990 раз

Библиографическое описание:

Коробчиц, У. А. Физическая культура как часть культуры общества / У. А. Коробчиц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92082/ (дата обращения: 16.12.2024).



Физическая культура как часть культуры общества

Физическая культура это неотделимый компонент культуры общества, стоящий в одном ряду с материальной и духовной культурой. Являя собой общественное явление, физическая культура выражает и показывает множество моментов социальной действительности и, по этой причине, все дальше и существеннее укрепляется в жизнях людей.

Большое количество ученых занимались и занимаются изучением физической культуры. Однако, здесь возникает проблема, так как такое явление как физическая культура — предмет исследования множества наук, где каждая дисциплина имеет свой взгляд на её сущность.

Человек соединяет в себе биологическое и социальное начало, телесное и духовное, поэтому принято делить дисциплины, изучающие человека на 3 категории: естественно-научные, гуманитарные и социальные. Первая категория (естественные науки), куда входят такие дисциплины как анатомия, физиология, изучает человеческий организм. Социальные науки, такие как экономика, история, политика, подходят к изучению человека со стороны взаимоотношений между людьми и цивилизациям. И гуманитарные дисциплины, такие как педагогика, психология, изучают духовный мир человека, становление и формирование личности.

Однако, такое разграничение наук довольно условное, так как оно не затрагивает те науки, которые располагаются на границе перечисленных наук, к которым можно отнести философию, социальную гигиену, социальную психология и такое прочее.

В связи с этим, такое большое количество наук о человеке, немного препятствует осознанию и представлению большинства процессов, и таким образом, лишь при применении системного подхода можно сформировать приближенное к реальности представление о физической культуре [4, с.152].

Вследствие сказанного выше, уместно дать определения понятию «физическая культура» и попытаться дать им сравнительный анализ.

Б. А. Ашмарин в своей работе «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании» изучает физическую культуру как часть культуры общества. Она является комплексом духовных и материальных ценностей, которая разрабатывается и применяется для физического развития человека [1, с.18]. Исследователь В. И. Ильинич дает следующее понятие физической культуре: физическая культура — это часть культуры общества, которая показывает систему физической деятельности, результаты, среду, обязательную для насаждения привычки, действия, направленные на овладение, формирование и управление физическими и психологическими возможностями человека, улучшение здоровья и увеличение работоспособности [3, с.34]. В. П. Лукъянов в своем исследовании рассматривает физическую культуру как часть личностной культуры, особенностью которой является качественно построенная систематическая физическая деятельность, необходимая личности для повышения эффективности своего организма [7, с.59].

Большая советская энциклопедия дает нам такое понятие «физической культуры» — это элемент общей культуры, одна из частей социальной деятельности, направленная на улучшение здоровья и физического состояния человека, используемая в согласованности с потребностями общества [2].

Вышеперечисленные понятия физической культуры указывают на сложный состав и значимую роль физкультуры в развитии человеческих способностей. Вместе с тем, все определения согласны с тем, что физическая культура это существенный элемент культуры общества.

Физической культуре присущи некоторые признаки, которые можно объединить в 3 категории:

1. Развитие важных для жизнедеятельности человека двигательных навыков через активную двигательную работу. Также улучшение данных с рождения признаков организма, увеличение работоспособности и укрепление общего состояния здоровья человека. В этом случае главными методами являются физические упражнения, разминки и зарядки.

2. Развитие в лучшую сторону физических способностей человека: увеличение физической работоспособности, количественное и качественное повышение важных для жизни навыков и умений, прогресс в выполнении сложных физических упражнений, улучшение общего состояния здоровья. Показателем полномерного применения физической культуры — это достижение человеком физического совершенства.

3. Совокупность как материальных, так и духовных ценностей, которые были разработаны общественными институтами для плодотворного развития физических способностей человека. В данную категорию относятся: оборудования и условия для возможности занятия физкультурой, спортивные игры и состязания, набор физических упражнений, разнообразные виды гимнастики, методики преподавания, научные знания [6, с. 216].

Говоря о физической культуре, всегда подразумевается тело человека. Начиная с рождения, процесс формирования и подготовки тела к физической деятельности шел беспрерывно. Первым способом была игра, которая создавала для ребенка нужный физический, психологический и социальный опыт. А на первых ступенях истории человека тело использовалось для различных обрядов, и оно должно было быть физически подготовленным. Это говорит нам о том, что игры и обряды наполняли физическое тело культурными элементами [6, с. 147].

Развитие физической культуры относится к природным возможностям людей, разумеется, они различаются у каждого человека. Но, не смотря на это, является важным научить людей разнообразным физическим действиям, которые укрепляют, трансформируют и улучшают природные, врожденные возможности человека, создавая физические черты человека, такие как силу, гибкость, стойкость. Все эти качества формируются благодаря систематическим тренировкам, которые нужны не только профессионалам в спорте, но и каждому человеку, чтобы его тело было подготовлено для разного рода труда и отдыха. Правильный итог физической активности — это долгие годы жизни, подтянутое и здоровое тело, психологическая стойкость. Всё это и является основными целями физической культуры.

Однако, есть и иные цели у человека, занимающегося физической культурой, это воспитание воли и чувств прекрасного. Воля формируется у человека в ситуациях, когда ему необходимо преодолеть какое-либо препятствие, а такое препятствие всегда присутствует у человека занимающегося физической культурой, будь это соревнования, игры, тренировки. Помимо воли у физически развитого человека формируется и чувство прекрасного, эстетическое восприятие пропорционального, красивого и гармоничного тела [5, с. 64].

Важно, чтобы все перечисленные качества человека формировались и совершенствовались энергично и в одном темпе. Игнорирование хоть одного качества не поможет сформировать гармонично развитую личность.

Подводя итоги, можно сказать, что физическая культура — это особенный компонент культуры общества, а её цели и результаты важны как для отдельного человека, так и для всего человечества. По этой причине трудно переоценить её значение в каждой сфере общества, будь это образование, экономика, воспитание.

Список использованной литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Просвещение, 1999. — 287 с.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 Т. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. — Т. 24.

3. Ильинич В. И. Физическая культура студента: учеб. пос. — М.: Гардарики, 2001. — 448 с.

4. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л.: 1991. — 384 с.

5. Коган Л. Н. Социология в системе наук о человеке и обществе // Гуманитарий: ежегодник. — СПб.: 1995. — № 1. — С. 59–72.

6. Леонтюк А. М. Физическая культура как средство социализации человека. — СПб.: ИЦ СПбГМТУ, 2008. — 360 с.

7. Лукъянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: учеб. пособие. — Ставрополь, 2001. — 345 с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): Физическая культура, Советская энциклопедия, часть культуры общества, наука, Системный подход, увеличение работоспособности, улучшение здоровья, физическая деятельность, физическая способность человека, физическое воспитание.


Задать вопрос