В статье рассматривается понятие экономической безопасности, ее влияние на развитие России, возможные угрозы для этой безопасности и механизм ее проведения.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая безопасность в Российской Федерации, угрозы экономической безопасности, механизм проведения экономической безопасности.
Потребность в безопасности — это основная, ключевая потребность не только для отдельного человека и его семьи, но и для различных объединений людей, включая общество и государство. Согласно опросу Левада–центра, 1600 человек 22–25 апреля 2016 года сочли, что именно экономические проблемы являются главной внутренней угрозой для России — 44 % (Таблица 1). Можно сделать вывод о том, что население очень обеспокоено состоянием экономики страны.
Таблица 1
Март.06 |
Апр.07 |
Апр.14 |
Апр.15 |
Апр.16 |
|
Экономические проблемы, снижение темпов развития экономики, рост государственного долга |
37 |
33 |
31 |
36 |
44 |
Произвол и безответственность никем не контролируемых властей |
- |
- |
13 |
13 |
16 |
Ослабление единства России, утрата центральной властью контроля за положением дел на местах |
21 |
19 |
9 |
9 |
9 |
Политическая нестабильность |
15 |
24 |
15 |
11 |
9 |
Борьба между различными коррумпированными «кланами» во власти |
- |
- |
7 |
8 |
8 |
Политический экстремизм (фашизм, мусульманский радикализм, крайний национализм) |
8 |
10 |
8 |
8 |
5 |
Национальный сепаратизм, возможность отделения от России Чечни и других северокавказских республик |
11 |
6 |
2 |
3 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
9 |
11 |
9 |
7 |
Экономическая безопасность государства — это такое состояние экономики и государственных институтов страны, при котором гарантируется защищенность граждан и необходимые для этой защищенности средства обороны в случае неблагоприятных государству условий для развития внутренних и внешних процессов.
Стоит учитывать, что у экономической безопасности имеется сложная структура, внутри которой можно выделить три наиболее важных элемента:
— Первая — экономическая независимость. Государство может проводить контроль за национальными ресурсами, а также оно способно достигать такого уровня производства и качества продукции, который обеспечивал бы его конкурентоспособность и позволял бы на равных участвовать в мировом рынке, обмениваться научными и техническими достижениями;
— Вторая — стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, борьбу с криминальными структурами в экономике и т. д.;
— Третья — способность к саморазвитию и прогрессу, что крайне важно в динамично развивающемся мире.
Таким образом, под экономической безопасностью Российской Федерации следует понимать состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [2].
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности в Российской Федерации, на которые стоит обратить внимание федеральным государственным органам, являются:
- Усиление имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности в стране, что приводит к нарушению социального мира. Чаще всего это вызвано ростом безработицы, несвоевременной выплатой заработной платы, остановки бизнеса и тому подобное.
- Деформированная структура экономики России, вызванная данными факторами: усиление топливно-сырьевой ориентации экономики; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий и многое другое. Судить об экономическом потенциале Российской Федерации позволяет такой показатель, как валовой внутренний продукт и темпы его роста (Рисунок 1).
Рис. 1
- Всё только нарастающая неравномерность социально-экономического развития регионов страны, на которую влияют различия в уровне социально-экономического развития регионов, увеличивающийся разрыв в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации и др.
- Криминализация общества и экономической деятельности, вызванная всё тем же ростом безработицы, ослаблением системы государственного контроля, а также сращиванием организованной преступности с должностными лицами государственных органов, что даёт этим структурам возможность управлять определенной частью производства и, даже, возможность проникнуть в различные властные структуры [5].
В связи с такими угрозами механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых мер по предотвращению этих угроз, включающий в себе такие элементы, как:
- Прогноз социально-экономического развития страны с учетом потенциальных факторов и процессов, которые могут угрожать экономической безопасности;
- Мониторинг и анализ факторов и процессов, которые определяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства;
- Разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению возможных угроз экономической безопасности Российской Федерации во всех сферах и отраслях народного хозяйства;
- Разработка критериев и пороговых значений экономической безопасности Российской Федерации [5].
Чтобы создать устойчивую национальную структуру своей экономики, удовлетворяющий требованиям рынка, Россия должна пройти долгий и болезненный путь определения своих приоритетов по всем существующим направлениям, также как и на всех уровнях общества и экономики. Ведь она должна не только внедриться в нынешнюю мировую экономику, но и постараться спрогнозировать свою роль в глобальном разделении труда. Предотвращение или, хотя бы, смягчение последствий тех действий, которые могут представить угрозу экономической безопасности Российской Федерации, требует выявления и постоянного мониторинга факторов, которые ещё могут разрушить стабильность социально-экономической системы государства.
Тем не менее, вопросам безопасности уделяется все больше и больше внимания в российском обществе, как на самом высоком уровне, так и на уровне отдельных организаций и учреждений. Предполагается, что если Россия продолжит проявлять нынешнюю деятельность, то это может привести к заметному улучшению состояния национальной экономической безопасности.
Литература:
- Михайлов Л. М. Социально-экономическое развитие России в среднесрочной и долгосрочной перспективе: анализ современных программ и концепций // Сб. науч. тр. преподавателей МАЭП. М.: МАЭП, 2007. С. 62–64.
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»// СПС «Консультант Плюс»
- Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. — М.: Изд-во РАГС, 2011. — 45 с.
- Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В. И. Авдийский, В. А. Дадалко… — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. — 235 c.
- Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
- СтудЦентр, реферат «Экономическая безопасность и направления противодействия её угрозам»