Колоративные прилагательные в поэзии Велимира Хлебникова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Трофименко, Е. Н. Колоративные прилагательные в поэзии Велимира Хлебникова / Е. Н. Трофименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91983/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор пытается определить место и роль колоративной лексики в творчестве Велимира Хлебникова.

Ключевые слова: колоративные прилагательные, цветономинативная лексика, поэзия, футуризм.

Цвет или оттенок вызывает у человека особый отклик на психоэмоциональном уровне. В культуре всех народов цвет всегда имел особое значение.

Цвета имеют собственную номинацию, которую в русском языке принято определять в отдельную группу, называемую колоративной лексикой.

Использование данной лексической группы в творчестве того или иного автора является одним из важнейших экспрессивных средств, которые помогают четче представить изображаемое в художественном контексте. Цветономинативные слова — это своеобразные акценты мировидения автора.

Велимир Хлебников — один из основателей футуризма, чье имя знаменито не только в русской литературе, но и во всем мире.

В процессе литературоведческого анализа была обнаружена тенденция, заключающаяся в доминировании некоторых колоративных прилагательных. Ими оказались прилагательные синий , желтый , красный , черный , белый .

Цветономинативная лексика играет значительную роль в экспрессивности текста, выполняет ряд функций.

Велимир Хлебников в своей поэзии стремится к тому, чтобы читающие получили точное представление об изображаемом, поэтому основная функция цветономинативов состоит в четкой передаче цвета.

Кроме того, они выполняют художественно-изобразительную функцию.

Так? Велимир Хлебников часто использует колоративные прилагательные в качестве эпитета:

Младенец с пышною косой

Стоял в дубраве золотой .

Цветономинативы в его творчестве могут входить в состав метафоры, сравнительных оборотов:

И красным цветком осени

Были сложены губы;

Или:

А осень — золотая кровать

Лета в зеленом шелковом дыме.

Красный цвет в его творчестве связан с мистикой, магией, религией. Колоративное прилагательное содержит отсылки к мифологии. Он также передает «цвет зари» и «цвет огня»:

И белые суда увел

В красные воды Персии.

Колоративное прилагательное белый в художественной палитре Велимира Хлебникова чаще всего несет значение светлого, божественного. Выступает как символ чистоты, святости, идеальности:

Глаза Спаса

Белых священных знамен

Чтобы вы трепыхались

Над лавками Русского мяса

Прилагательное черный выполняет функцию прямой номинации, то есть обозначает цвет (темноты, ночи). Его осмысление в творчестве Велимира Хлебникова двояко: обозначает либо что-то недоброе, нехорошее, либо мистическое, загадочное, тайное:

И черный змей, завит в кольцо,

Шипел неведомо кому…

Колоративное прилагательное синий в поэтическом контексте оказывается знаком либо слепоты, либо, напротив, божественного прозрения, особого видения мира. Мотив слепоты и прозрения распространён в поэзии Велимира Хлебникова:

Какие синие глаза!

Сошли ли наземь образа —

Дыханьем вечности волнуя,

Идут сквозь праздник поцелуя

Как и колоратив синий, В. Хлебников использует желтый для обозначения цвета глаз:

На этом кладбище валов,

Ручья свобод на ложе каменном,

Носился ящер-рыболов

С зрачком удава желтым пламенным;

Или:

Мой товарищ с желтым оком,

Посмотри на мир широкий!

Подводя итоги, можно констатировать, что колоративной лексике поэт отводил принципиальную роль в своем творчестве. Велимир Хлебников избирательно использует цветономинативы в своем творчестве. Среди доминирующих он употребляет как хроматические, так и ахроматические цвета.

В творчестве Велимира Хлебникова она колоритна, символична, многозначна. С её помощью создается красочный тон того или иного поэтического текста.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. — М.,1995.
  2. Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб., 2005.
  3. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. — М., 1975.
  4. Бахтина Н. Б. История цветообозначений в русском языке/ Н. Б. Бахилина. — М., 1975.
  5. Герасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. — М., 1996.
  6. Жданова Е. С. Символика синего цвета в поэтических текстах В. Хлебникова. — Таганрог, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): велимира Хлебников, прилагательное, творчество, лексика.


Ключевые слова

поэзия, футуризм, колоративные прилагательные, цветономинативная лексика

Похожие статьи

Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока

В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Сравнительные конструкции в произведениях Ильдара Абузярова

В данной статье сделана попытка изучить особенности использования сравнительных оборотов в творчестве И.Абузярова. Сравнительный оборот рассматривается с разных сторон: лингвистической, исторической. Описывается схема построения сравнительного оборот...

Функциональная роль вводных слов в публицистическом стиле

В статье авторы пытаются определить, какую роль выполняют вводные слова в публицистическом тексте.

О компаративе в языке поэзии В. С. Высоцкого

Данная статья посвящена анализу функционирования компаратива в языке поэзии Владимира Высоцкого. Компаратив является одним из наиболее типичных средств выражения интенсивности, экспрессии в произведениях поэта. Особое место занимают примеры использов...

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Перифрастические иносказания в немецкоязычных публицистических статьях и способы их перевода

В статье рассматриваются перифразы в публицистических статьях, поскольку они являются не только стилеобразующим элементом, но и выполняют различные функции в газете.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Цветовые фразеологизмы как фрагмент идиоматической картины мира в немецком языке

В статье автор исследует систематизацию цветовых фразеологических единиц в немецком языке, описывая ее составляющие. Также пытается понять, как цветовые фразеологизмы влияют на лингвокультурный характер языка.

Компаративный анализ средств выражения отказа в русском и английском языках (на материале современной прозы)

В статье автор пытается выявить сходства и различия в формировании высказываний, выражающих отказ в русской и английской лингвокультурах.

Использование метонимии в политическом дискурсе

В статье автор раскрывает суть использования метонимии и особенности ее их перевода, которые используются в политической публицистике англоязычных СМИ.

Похожие статьи

Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока

В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Сравнительные конструкции в произведениях Ильдара Абузярова

В данной статье сделана попытка изучить особенности использования сравнительных оборотов в творчестве И.Абузярова. Сравнительный оборот рассматривается с разных сторон: лингвистической, исторической. Описывается схема построения сравнительного оборот...

Функциональная роль вводных слов в публицистическом стиле

В статье авторы пытаются определить, какую роль выполняют вводные слова в публицистическом тексте.

О компаративе в языке поэзии В. С. Высоцкого

Данная статья посвящена анализу функционирования компаратива в языке поэзии Владимира Высоцкого. Компаратив является одним из наиболее типичных средств выражения интенсивности, экспрессии в произведениях поэта. Особое место занимают примеры использов...

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Перифрастические иносказания в немецкоязычных публицистических статьях и способы их перевода

В статье рассматриваются перифразы в публицистических статьях, поскольку они являются не только стилеобразующим элементом, но и выполняют различные функции в газете.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Цветовые фразеологизмы как фрагмент идиоматической картины мира в немецком языке

В статье автор исследует систематизацию цветовых фразеологических единиц в немецком языке, описывая ее составляющие. Также пытается понять, как цветовые фразеологизмы влияют на лингвокультурный характер языка.

Компаративный анализ средств выражения отказа в русском и английском языках (на материале современной прозы)

В статье автор пытается выявить сходства и различия в формировании высказываний, выражающих отказ в русской и английской лингвокультурах.

Использование метонимии в политическом дискурсе

В статье автор раскрывает суть использования метонимии и особенности ее их перевода, которые используются в политической публицистике англоязычных СМИ.

Задать вопрос