В статье автор пытается определить место и роль колоративной лексики в творчестве Велимира Хлебникова.
Ключевые слова: колоративные прилагательные, цветономинативная лексика, поэзия, футуризм.
Цвет или оттенок вызывает у человека особый отклик на психоэмоциональном уровне. В культуре всех народов цвет всегда имел особое значение.
Цвета имеют собственную номинацию, которую в русском языке принято определять в отдельную группу, называемую колоративной лексикой.
Использование данной лексической группы в творчестве того или иного автора является одним из важнейших экспрессивных средств, которые помогают четче представить изображаемое в художественном контексте. Цветономинативные слова — это своеобразные акценты мировидения автора.
Велимир Хлебников — один из основателей футуризма, чье имя знаменито не только в русской литературе, но и во всем мире.
В процессе литературоведческого анализа была обнаружена тенденция, заключающаяся в доминировании некоторых колоративных прилагательных. Ими оказались прилагательные синий , желтый , красный , черный , белый .
Цветономинативная лексика играет значительную роль в экспрессивности текста, выполняет ряд функций.
Велимир Хлебников в своей поэзии стремится к тому, чтобы читающие получили точное представление об изображаемом, поэтому основная функция цветономинативов состоит в четкой передаче цвета.
Кроме того, они выполняют художественно-изобразительную функцию.
Так? Велимир Хлебников часто использует колоративные прилагательные в качестве эпитета:
Младенец с пышною косой
Стоял в дубраве золотой .
Цветономинативы в его творчестве могут входить в состав метафоры, сравнительных оборотов:
И красным цветком осени
Были сложены губы;
Или:
А осень — золотая кровать
Лета в зеленом шелковом дыме.
Красный цвет в его творчестве связан с мистикой, магией, религией. Колоративное прилагательное содержит отсылки к мифологии. Он также передает «цвет зари» и «цвет огня»:
И белые суда увел
В красные воды Персии.
Колоративное прилагательное белый в художественной палитре Велимира Хлебникова чаще всего несет значение светлого, божественного. Выступает как символ чистоты, святости, идеальности:
Глаза Спаса
Белых священных знамен
Чтобы вы трепыхались
Над лавками Русского мяса
Прилагательное черный выполняет функцию прямой номинации, то есть обозначает цвет (темноты, ночи). Его осмысление в творчестве Велимира Хлебникова двояко: обозначает либо что-то недоброе, нехорошее, либо мистическое, загадочное, тайное:
И черный змей, завит в кольцо,
Шипел неведомо кому…
Колоративное прилагательное синий в поэтическом контексте оказывается знаком либо слепоты, либо, напротив, божественного прозрения, особого видения мира. Мотив слепоты и прозрения распространён в поэзии Велимира Хлебникова:
Какие синие глаза!
Сошли ли наземь образа —
Дыханьем вечности волнуя,
Идут сквозь праздник поцелуя
Как и колоратив синий, В. Хлебников использует желтый для обозначения цвета глаз:
На этом кладбище валов,
Ручья свобод на ложе каменном,
Носился ящер-рыболов
С зрачком удава желтым пламенным;
Или:
Мой товарищ с желтым оком,
Посмотри на мир широкий!
Подводя итоги, можно констатировать, что колоративной лексике поэт отводил принципиальную роль в своем творчестве. Велимир Хлебников избирательно использует цветономинативы в своем творчестве. Среди доминирующих он употребляет как хроматические, так и ахроматические цвета.
В творчестве Велимира Хлебникова она колоритна, символична, многозначна. С её помощью создается красочный тон того или иного поэтического текста.
Литература:
- Апресян Ю. Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. — М.,1995.
- Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб., 2005.
- Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. — М., 1975.
- Бахтина Н. Б. История цветообозначений в русском языке/ Н. Б. Бахилина. — М., 1975.
- Герасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. — М., 1996.
- Жданова Е. С. Символика синего цвета в поэтических текстах В. Хлебникова. — Таганрог, 2000.