Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Колоративные прилагательные в поэзии Велимира Хлебникова

Филология, лингвистика
26.05.2022
85
Поделиться
Библиографическое описание
Трофименко, Е. Н. Колоративные прилагательные в поэзии Велимира Хлебникова / Е. Н. Трофименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91983/.


В статье автор пытается определить место и роль колоративной лексики в творчестве Велимира Хлебникова.

Ключевые слова: колоративные прилагательные, цветономинативная лексика, поэзия, футуризм.

Цвет или оттенок вызывает у человека особый отклик на психоэмоциональном уровне. В культуре всех народов цвет всегда имел особое значение.

Цвета имеют собственную номинацию, которую в русском языке принято определять в отдельную группу, называемую колоративной лексикой.

Использование данной лексической группы в творчестве того или иного автора является одним из важнейших экспрессивных средств, которые помогают четче представить изображаемое в художественном контексте. Цветономинативные слова — это своеобразные акценты мировидения автора.

Велимир Хлебников — один из основателей футуризма, чье имя знаменито не только в русской литературе, но и во всем мире.

В процессе литературоведческого анализа была обнаружена тенденция, заключающаяся в доминировании некоторых колоративных прилагательных. Ими оказались прилагательные синий , желтый , красный , черный , белый .

Цветономинативная лексика играет значительную роль в экспрессивности текста, выполняет ряд функций.

Велимир Хлебников в своей поэзии стремится к тому, чтобы читающие получили точное представление об изображаемом, поэтому основная функция цветономинативов состоит в четкой передаче цвета.

Кроме того, они выполняют художественно-изобразительную функцию.

Так? Велимир Хлебников часто использует колоративные прилагательные в качестве эпитета:

Младенец с пышною косой

Стоял в дубраве золотой .

Цветономинативы в его творчестве могут входить в состав метафоры, сравнительных оборотов:

И красным цветком осени

Были сложены губы;

Или:

А осень — золотая кровать

Лета в зеленом шелковом дыме.

Красный цвет в его творчестве связан с мистикой, магией, религией. Колоративное прилагательное содержит отсылки к мифологии. Он также передает «цвет зари» и «цвет огня»:

И белые суда увел

В красные воды Персии.

Колоративное прилагательное белый в художественной палитре Велимира Хлебникова чаще всего несет значение светлого, божественного. Выступает как символ чистоты, святости, идеальности:

Глаза Спаса

Белых священных знамен

Чтобы вы трепыхались

Над лавками Русского мяса

Прилагательное черный выполняет функцию прямой номинации, то есть обозначает цвет (темноты, ночи). Его осмысление в творчестве Велимира Хлебникова двояко: обозначает либо что-то недоброе, нехорошее, либо мистическое, загадочное, тайное:

И черный змей, завит в кольцо,

Шипел неведомо кому…

Колоративное прилагательное синий в поэтическом контексте оказывается знаком либо слепоты, либо, напротив, божественного прозрения, особого видения мира. Мотив слепоты и прозрения распространён в поэзии Велимира Хлебникова:

Какие синие глаза!

Сошли ли наземь образа —

Дыханьем вечности волнуя,

Идут сквозь праздник поцелуя

Как и колоратив синий, В. Хлебников использует желтый для обозначения цвета глаз:

На этом кладбище валов,

Ручья свобод на ложе каменном,

Носился ящер-рыболов

С зрачком удава желтым пламенным;

Или:

Мой товарищ с желтым оком,

Посмотри на мир широкий!

Подводя итоги, можно констатировать, что колоративной лексике поэт отводил принципиальную роль в своем творчестве. Велимир Хлебников избирательно использует цветономинативы в своем творчестве. Среди доминирующих он употребляет как хроматические, так и ахроматические цвета.

В творчестве Велимира Хлебникова она колоритна, символична, многозначна. С её помощью создается красочный тон того или иного поэтического текста.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. — М.,1995.
  2. Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб., 2005.
  3. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. — М., 1975.
  4. Бахтина Н. Б. История цветообозначений в русском языке/ Н. Б. Бахилина. — М., 1975.
  5. Герасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. — М., 1996.
  6. Жданова Е. С. Символика синего цвета в поэтических текстах В. Хлебникова. — Таганрог, 2000.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
колоративные прилагательные
цветономинативная лексика
поэзия
футуризм
Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 246-248):
Часть 3 (стр. 173-253)
Расположение в файле:
стр. 173стр. 246-248стр. 253

Молодой учёный