Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 25.05.2022

Статья просмотрена: 1276 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, С. Д. Деятельность воспитателя по обучению сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / С. Д. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 470-471. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91630/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сюжетное рисование — это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Оно предполагает воспроизведение в рисунке отдельного сюжета, а также чаще всего выражение своего отношения к изображаемому.

Существует три основных разновидности сюжетного рисования: по собственному замыслу; рисование на заданную тему; рисование иллюстраций к прочитанным произведениям [1].

Главное в создании сюжетного рисунка — композиция, определяющая размещение основных структурных единиц рисунка в пространстве и времени. С создания замысла композиции начинается работа над сюжетным рисунком.

Сюжетное рисование развивает мелкую моторику, что очень важно, так как развитие мелкой моторики — прямая подготовка к письму. Кроме того, рисуя сюжет, ребенок развивает в себе творческие и изобразительные способности.

Наблюдая за природой, знакомясь с литературными произведениями, дети старшего дошкольного возраста испытывают яркие впечатления, которые и учатся передавать в процессе сюжетного рисования. Во время обучения сюжетному рисованию дети знакомятся с основными требованиями к композиции сюжетного рисунка и иллюстраций, учатся передавать в рисунках формы, пропорции, пространственное размещение предметов [2].

Для детей дошкольного возраста характерно изображать предметы схематически. Дети рисуют предметы, располагая их в один ряд. Поэтому схематизм — один из самых значимых особенностей детского рисунка [3].

Первые занятия начинают вводить на занятиях по изобразительному искусству в средней группе. Обучение идет по следующему сценарию: сначала дети помещают 2–3 предмета на одной линии, потом постепенно научаются размещать их по всему листу бумаги. В старшем дошкольном возрасте дети уже воспринимать окружающую среду и мыслить пространственными категориями. При этом присутствует одна характерная особенность в сюжетном рисовании этого возраста: рисуя центральный объект композиции, дети не меньше внимания уделяют и предметам, которые его окружают.

Прежде чем определиться с тематикой сюжета в рисунке в старшей группе, педагог первым делом должен отталкиваться от знаний и впечатлений детей, которые получают их в процессе наблюдения за окружающим миром. При озвучивании темы для рисунка обязательно соблюдение двух условий: конкретизация задачи и четко определенная тема сюжетной линии [4].

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6–7 лет. Для этого необходимо:

— разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;

— научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);

— развивать композиционные умения — научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких — внизу листа и удаленных — вверху (без изменения размеров);

— развивать чувство цвета — учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету [6].

Самое сложное для детей такого возраста — найти главное, разобраться в отношениях и связях объектов сюжета. При сюжетном рисовании очень важна правильная передача пропорций между предметами. В свою очередь, это достигается только тогда, когда ребенок уже умеет сравнивать и сопоставлять объекты, а также умеет устанавливать смысловую связь между ними [2].

Для детей старшего дошкольного возраста творческий процесс воображения базируется на разнообразии личного опыта. Поэтому так важно использовать на занятиях по рисованию наглядность в виде картин. Это позволяет педагогу убедиться в том, что именно дети знают о том или ином предмете, а также дает возможность познакомить их с некоторыми изобразительными приемами [6].

Очень важную роль в процессе обучения детей сюжетному рисованию играет поощрение. Слушая в свой адрес похвалу, дети чувствуют, что педагог рад их творчеству, оно ему нравится, и тогда они с большим усердием и самостоятельностью будут стремиться работать.

Еще один действенный метод обучения, который способствует развитию творческой инициативы и расширяет круг тем для рисунков, — использование литературных произведений [5].

Дети старшей группы уже умеют сравнивать продукт своей изобразительной деятельности с оригиналом: натурой, образом или внутренними представлениями. Во время анализа работ педагог задает ребенку наводящие вопросы, и тот, сравнивая, уже видит и положительные моменты в своем рисунке, и ошибки.

Очень важны в обучении детей сюжетному рисованию разные упражнения, благодаря которым можно отработать отдельные приемы.

Еще одним видом наглядности, применяемым в работе со старшими дошкольниками, являются педагогические эскизы.

Важным методом обучения является показ. Он применяется в различных ситуациях. Показ может быть полным и частичным. При полном показе происходит объяснение последовательности изображения какого-либо предмета, объекта. Частичный показ подразумевает наиболее глубокое и подробное демонстрирование отдельного приема [5].

Литература:

  1. Погодин, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. − Москва: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с. — Текст: непосредственный.
  2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. — Москва: Издательство «Академия», 2008. − 344 с. — Текст: непосредственный.
  3. Доронова, Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова. — Москва: Школа-Пресс, 2005. — 96 с. — Текст: непосредственный.
  4. Погодин, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. − Москва: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с. — Текст: непосредственный.
  5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищу по специальности 2002 и 2010 / [В. А. Езикеева и др.]/ — Просвещение, — 272 с. — Текст: непосредственный.
  6. Ковалева, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Ковалева. — Москва: Мозаика-Синтез, 2016. — 190 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): сюжетное рисование, ребенок, старшая группа, старший дошкольный возраст, сюжетный рисунок, мелкая моторика, предмет, рисунок.


Похожие статьи

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста...

Занятия по обучению детей рисованию с натуры следует проводить с детьми старшего

В обучении рисованию с натуры важную роль играет подбор предметов для изображения.

Для детей старшей группы берутся предметы с количеством частей не более 5 (одинаковые...

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Успех обучения рисованию, в частности, в развитии изобразительно-выразительных умений у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.

- мониторинг развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рисование — это искусство изображать на листе бумаги существующие или воображаемые предметы, с очертанием их форм линиями

Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет. Опыт старших педагогов подсказывает: дети, начавшие...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

2. Предложить ребёнку дорисовать изображение одного предмета, например, паровозик, разными

Рисование с натуры учит детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Развитие творческой активности старших дошкольников...

Спецификой творческой активности старших дошкольников является то, что рисунки

Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы

Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, содержат уже...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой...

Почему так важно рисовать? | Статья в сборнике международной...

Рисование — одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка.

Приемы обучения старших дошкольников основам живописи...

В старшей группе дети учатся правильно обращаться с красками. При работе с красками

Чтобы рисунок попал на выставку, ребенок очень старается. Для малыша большая честь

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. ребенок, цвет, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста...

Занятия по обучению детей рисованию с натуры следует проводить с детьми старшего

В обучении рисованию с натуры важную роль играет подбор предметов для изображения.

Для детей старшей группы берутся предметы с количеством частей не более 5 (одинаковые...

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об...

Развитие изобразительно-выразительных умений у детей...

Успех обучения рисованию, в частности, в развитии изобразительно-выразительных умений у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.

- мониторинг развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рисование — это искусство изображать на листе бумаги существующие или воображаемые предметы, с очертанием их форм линиями

Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет. Опыт старших педагогов подсказывает: дети, начавшие...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

2. Предложить ребёнку дорисовать изображение одного предмета, например, паровозик, разными

Рисование с натуры учит детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Развитие творческой активности старших дошкольников...

Спецификой творческой активности старших дошкольников является то, что рисунки

Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы

Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, содержат уже...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой...

Почему так важно рисовать? | Статья в сборнике международной...

Рисование — одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка.

Приемы обучения старших дошкольников основам живописи...

В старшей группе дети учатся правильно обращаться с красками. При работе с красками

Чтобы рисунок попал на выставку, ребенок очень старается. Для малыша большая честь

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. ребенок, цвет, дошкольный возраст.

Задать вопрос