В статье рассматриваются некоторые проблемы законодательного регулирования конституционно-правового статуса общественных объединений, а также усматриваются тенденции развития их правового положения.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус, правовое положение, общественное объединение, проблемы законодательного регулирования, тенденции развития.
Проанализировав законодательные положения, регулирующие деятельность общественных объединений на разных этапах развития законодательства, можно выделить те проблемы, которые существуют в правовом регулировании их конституционно-правового статуса. Так, данный правовой институт отражает фактическое (юридическое) положение общественных объединений в обществе и государстве, поэтому думается, что выявление недостатков этого механизма представляет для нас существенное значение. Это объясняется необходимостью совершенствования законодательства об общественных объединения для более эффективной реализации их прав и качественного исполнения обязанностей, что, в конечном счете, ведет к повышению взаимодействия общества и государства, позволяет государству реализовать такое приоритетное направление развития, как построение гражданского общества и правового государства. Характер взаимоотношений государства и общественных объединений в этой связи может показаться двойственным. С одной стороны в рамках существования правового государства граждане реализуют свое право на объединение самостоятельно, без вмешательства в это государства и его органов, а с другой стороны — уровень воздействия общественных объединений на государство настолько значителен, что исследователи включают их деятельность в число форм непосредственной демократии [1].
Существование пробелов, несоответствий, норм, которые искажают сущность регулируемых общественных отношений, делают актуальным осуществление непрерывного научного мониторинга действующего законодательства. Это необходимо в целях достижения максимального уровня соответствия законодательных положений и объективных потребностей общества. В этой связи представляется целесообразным выявление недостатков действующего законодательства и возможными предложениями по поиску путей их устранения.
Начать следует с основополагающего для существования общественных объединений правомочия, а именно — права на объединение. Несоответствие проявляется в несогласованности положений статьи 30 Конституции РФ и статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» [2]. Федеральный закон закрепляет право граждан на объединение, в то время как Конституция РФ устанавливает право каждого на объединение [3]. Налицо прослеживается ситуация, когда Федеральный закон неоправданно сужает субъектный состав реализации данного права, то есть совершенно необоснованно вводит ограничение на реализацию права на объединение, при этом противореча положениям Основного закона [4].
Следующая проблема заключается в неточности формулировки одного из положений, регулирующих создание общественных объединений, в связи с чем возникают вопросы в толковании данной нормы. Часть 4 статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепляет положение о том, что «создаваемые гражданами общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации приобретения прав юридического лица». Представляется, что закрепленное данной статьей положение требует уточнения. Осуществление общественными объединениями определенного объема предоставленных им законом прав, в частности, осуществление предпринимательской и иной внешнеэкономической деятельности, заключение гражданско-правовых сделок, учреждение организаций и хозяйственных товариществ, распоряжение принадлежащим имуществом, возможность проведения аукционов, выставок, спортивных и иных мероприятий, предполагает наличие статуса юридического лица, без чего невозможно участие в гражданских правоотношениях [4]. Кроме того, действующий в настоящее время Федеральный закон «Об общественных объединениях», не закрепляя обязанность общественных объединений регистрироваться, недостаточно раскрывает в то же время характер правосубъектности таких незарегистрированных формирований [1]. В любом случае, такая правосубъектность не будет носить характера гражданско-правовой. Так, представляется разумным и необходимым установить в законодательном порядке обязательную государственную регистрацию общественных объединений.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» законодательно закреплено право общественных объединений выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти [2]. Это право, несомненно, дает общественным объединениям правомочие на принятие активного участия в жизни государства посредством выдвижения каких-либо инициатив. Тем не менее, представляется возможным и необходимым в современных условиях общественно-политических преобразований предоставить общественным объединениям возможность реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательных органах субъектов Российской Федерации (речь идет о распространении данного правомочия на все общественные объединения). Думается, что данная мера могла бы способствовать расширению правового статуса общественных объединений и обеспечила бы их активное участие в законотворческом процессе.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» была определена система общественных объединений, выделив шесть организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, политическая партия. В то же время данный Закон вводит такой термин, как «вид общественного объединения». Содержание же понятий «организационно-правовая форма» и «вид» в законодательстве не раскрывается. Так, обычно виды общественных объединений выделяют по тем целям, которые установлены общественными объединениями в качестве уставных, так называемые, узкоспециализированные цели какого-либо общественного объединения (благотворительные организации, профсоюзы и др.). Но наряду с этим, к примеру, политическая партия выступает в качестве организационно-правовой формы общественного объединения, а не вида, несмотря на наличие специальных политических целей деятельности. Поэтому предлагается конкретизировать понятие организационно-правовой формы и утвердить его законодательно.
При рассмотрении элементов конституционно-правового статуса общественных объединений нами не рассматривалась такая категория, как ликвидация общественного объединения, хотя она имеет к нему прямое отношение, так как через ликвидацию можно усмотреть определенные черты, характерные для правового статуса. Так, суды при привлечении общественных объединений к ответственности в виде ликвидации общественного объединения обязаны не пренебрегать частью 3 ст. 55 Конституции РФ и обязаны учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений и исключая основания, по которым нельзя привлечь общественное объединение к ответственности, не ограничиваясь при этом установлением одного только формального основания. В противном случае это будет противоречить праву каждого на судебную защиту, закрепленному Основным законом. Стоит отметить, что ликвидационные процедуры не могут быть применены к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию, что следует из позиции Конституционного суда Российской Федерации [5]. В связи с этим необходимо отметить, что нарушения общественного объединения должны быть в совокупности настолько существенными, чтобы суд с учетом всех обстоятельств, смог применить данную ответственность в целях защиты законных интересов других лиц.
Думается, что решение проблем, которые были выделены в настоящем исследовании, позволит обеспечить наиболее эффективное взаимодействие и сотрудничество общественных объединений и государства посредством предоставления им новых прав и исправления определенных законодательных недоработок.
Наряду с этим, государством уже на протяжении нескольких лет ведется деятельность по разработке направлений взаимодействия с общественными объединениями. Однако устойчивых связей между данными субъектами пока так и не сложилось, отношения во многом остаются неоднозначными. В этой связи стоит упомянуть реализацию идеи социального партнерства, которая, к сожалению, на данный момент затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. Поэтому на всех уровнях сейчас является актуальной задача разработки и принятия закона о социальном заказе, а также положения о конкурсной комиссии, которые смогут решить вопрос оказания государственной поддержки общественным объединениям. Развитие идеи социального партнерства позволит построить такую концепцию взаимодействия между обществом и государством, которая будет базироваться на том, что общественные объединения смогут выступать естественными партнерами государства, его правой рукой в решении задач общегосударственного значения. Суть данного подхода будет состоять в передаче государством части своих полномочий (функций) в развитии социальной сферы, при этом оказывая требующуюся материальную и финансовую поддержку общественным объединениям, продемонстрировавшим через конкурсный отбор свое желание и способности к осуществлению деятельности по реализации социальных программ. В случае надлежащей реализации этой идеи социальное партнерство в дальнейшем сможет обходиться без дополнительного государственного финансирования, и сможет способствовать наиболее эффективному применению средств, выделяемых на развитие социальной сферы.
Литература:
- Уткин Р. В. Развитие законодательства об общественных объединениях в Российской Федерации (вопросы теории и практики): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02,- Архангельск, 2007. — 31с.
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 02.12.2019) // СПС КонсультантПлюс.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
- Карлина Т. Д. Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук наук: 12.00.02,- Мытищи, 2009. — 25с.
- Кибакин С. М. Актуальные проблемы деятельности общественных объединений и пути их решения через толкование конституционных норм конституционным судом Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014, № 4. — С. 70–72.