Преступность в широком смысле представляет собой явление разрушительного характера, способное угрожать существованию и нормальному развитию всего человеческого социума. Во все времена людьми предпринимались меры для сведения к минимуму её распространение среди других членов общества. Социальный прогресс привёл к тому, что важнейшей частью государственного устройства и наполнением содержания бюрократического аппарата становятся конкретные функции по борьбе общества и государства с преступностью. К нашему времени практически во всех государствах сформировалась система специальных государственных и общественных органов, целью которой является противостояние преступности.
Борьба с преступностью, согласно позиции А. И. Долговой — это особый вид взаимодействия двух противоположных сторон, представляющий собой активное столкновение общества с таким социальным явлением, как преступность [2].
Возникли основные направления борьбы с рассматриваемым явлением: могут предприниматься действия по профилактике преступлений путём их предупреждений, прогнозирований и т. д., а также всесторонне и объективно исследоваться уже совершенные деяния с целью отыскания виновных лиц, применения к ним мер ответственности, восстановления социальной справедливости.
Предупреждение преступлений, согласно позиции В. Н. Бурлакова — это специфический вид деятельности государства и общества. Он направлен на борьбу с преступностью, осуществляется для удержания этой преступности на минимально возможном уровне путём непосредственного воздействия на причины и условия, которые её порождают [4, с. 150].
В. Е. Эминов определяет предупреждение преступлений как многоуровневую систему, включающую в себя различные меры по борьбе с преступностью и субъектов, способных эти меры осуществлять. Меры по предупреждению преступлений позволяют выявлять и устранять: причины возникновения преступности; условия, мотивирующие или провоцирующие лиц на совершение преступлений; риски совершения преступлений на определённой территории или представителями той или иной социальной группы; риск совершения преступлений отдельным лицом [3, с. 238].
Прогнозирование преступности представляет собой специфическую деятельность государства в лице уполномоченных на то органов, результатом которой выступает криминологический прогноз. Прогноз позволяет на основе проведённого анализа состояния преступности за прошлые периоды времени разработать и применить меры предупредительного характера для того, чтобы в будущем, во-первых, нейтрализовать действие криминогенных факторов, во-вторых, усилить влияние антикриминогенных факторов. Также прогнозирование призвано помочь государственным органам расставить приоритеты в деятельности по борьбе с преступностью и сформировать верный баланс социальных, экономических и иных мер предупреждения преступности, то есть фактически является предпосылкой для принятия верных решений в области профилактики преступлений.
Методика прогнозирования преступности обладает признаком комплексности, поскольку включает в себя такие методы, как интерполяции, дача экспертных оценок, математическое моделирование и другие с последующим сравнением результатов и, при наличии расхождений, причин этого. В ходе прогнозирования происходит исследование огромного массива данных, включающего в себя: уголовную статистику, статистику, характеризующую объект и структуру социально-профилактической, уголовно-правовой и иной правоохранительной деятельности, в том числе деятельности специализированных формирований общественности; демографическую статистику; статистику благосостояния и материальной обеспеченности граждан; статистику образованности, не менее чем за 10 лет. При этом учитываются факторы как стимулирующие преступность, так и антикриминогенные элементы. В результате удаётся выявить и разграничить статистические и реальные изменения в преступности, объяснить «переломы» в тенденциях за прошлый период, определить возможность распространения новых тенденций преступности в будущем и т. д.
Общеизвестным фактом является то, что фигура следователя в деятельности по борьбе с преступностью является наиважнейшей. Его полномочия детально регламентируются уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными актами, т. е. приказами и распоряжениями того ведомства, в котором он работает. Первостепенными задачами, для которых общество в лице государства создавало их, является расследование преступлений и проведение проверок сообщений о преступлениях. В то же время, существуют и иные задачи, на первых взгляд которые могут показаться неочевидными — это предупреждение и прогнозирование будущих преступлений. К сожалению, не всегда следователи придают этим функциям важного значения и нередко не уделяют им необходимого внимания в силу различных причин, прежде всего — из-за загруженности конкретного работника по его основной деятельности [1, с. 28-31].
Законодательную базу деятельности по профилактике преступлений составляет Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Согласно ст. 5 рассматриваемого закона, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации являются субъектами профилактики правонарушений, а ч. 1 ст. 6 регламентирует основные направления этой деятельности: так, предупреждение правонарушений является частью профилактики преступлений. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции. Компетенция этого субъекта установлена в уголовно-процессуальном законе и в ФЗ № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010. Так, ч. 2 ст. 158 УПК РФ закрепляет право следователя, установившего в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. На практике же сложилось таким образом, что вынесение представления в порядке ст. 158 УПК РФ становится для следователей обязательной процедурой, поскольку закрепляется в качестве таковой на уровне приказов Следственных управлений Следственного комитета. Резюмируя, следователь не только расследует преступления, но и осуществляет деятельность по их профилактике в том объёме, в котором от него этого требует законодатель и его непосредственное руководство.
Следователь в ходе своей профессиональной деятельности занимается в том числе и прогнозированием преступлений, поскольку в его должностные обязанности входит сбор статистической информации по преступлениям путём составления статистических карточек. Так, согласно ч. 2 ст. 42 ФЗ № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010, Следственный комитет обеспечивает предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а п. 4.1 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений возлагает обязанность непосредственно на следователя по осуществлению фиксации в учётных документах сведений об объектах учёта.
Учёт — это деятельность уполномоченного субъекта по фиксированию в учётных документах сведений об объектах учёта с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчётность сведений об объектах, отражённых в учётных документах. В качестве объекта учёта, согласно п. 27 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений, выступает любое преступление с его обязательной юридической квалификацией, по факту которого было возбуждено уголовное дело, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или вынесен обвинительный приговор в случае, если дело частного обвинения.
Следователь — это важная фигура в системе противодействия преступности. Расследование преступлений — это сложный процесс, который требует от проводящего расследование максимальной концентрации, умственных и временных ресурсов. В то же время, в обязанности следователя входит не только расследование преступлений, но, как уже было сказано, их профилактика и прогнозирование. В пределах своих полномочий следователь, во-первых, по окончанию предварительного расследования имеет право выносить представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а во-вторых, выступает в качестве субъекта собирания статистической информации. В связи с этим следователю необходимо уделять пристальное внимание не только своей основной деятельности, но и исполнять в полном объёме иные возложенные на него обязанности.
Литература:
- Григорьев М. Ю. Профилактическая деятельность следователя — один из важных элементов борьбы с превышениями должностных полномочий, совершенными с применением психического и физического насилия, специальных средств или оружия // Российский следователь. 2013. No 23;
- Долгова А. И. Преступность и общество / Серия «Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом». — Вып. 3. — М., 1992;
- Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2009;
- Криминология: Курс лекций / Под ред. В. Н. Бурлакова, С. Ф. Милюкова и др. — СПб., 1995;
- Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57951/ (дата обращения: 16.05.2022);
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 16.05.2022);
- Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/ (дата обращения: 16.05.2022);
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // URL: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (дата обращения: 16.05.2022).