Предупреждение и прогнозирование преступлений в деятельности следователя Следственного комитета России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 675 раз

Библиографическое описание:

Богданов, Я. И. Предупреждение и прогнозирование преступлений в деятельности следователя Следственного комитета России / Я. И. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91841/ (дата обращения: 17.12.2024).



Преступность в широком смысле представляет собой явление разрушительного характера, способное угрожать существованию и нормальному развитию всего человеческого социума. Во все времена людьми предпринимались меры для сведения к минимуму её распространение среди других членов общества. Социальный прогресс привёл к тому, что важнейшей частью государственного устройства и наполнением содержания бюрократического аппарата становятся конкретные функции по борьбе общества и государства с преступностью. К нашему времени практически во всех государствах сформировалась система специальных государственных и общественных органов, целью которой является противостояние преступности.

Борьба с преступностью, согласно позиции А. И. Долговой — это особый вид взаимодействия двух противоположных сторон, представляющий собой активное столкновение общества с таким социальным явлением, как преступность [2].

Возникли основные направления борьбы с рассматриваемым явлением: могут предприниматься действия по профилактике преступлений путём их предупреждений, прогнозирований и т. д., а также всесторонне и объективно исследоваться уже совершенные деяния с целью отыскания виновных лиц, применения к ним мер ответственности, восстановления социальной справедливости.

Предупреждение преступлений, согласно позиции В. Н. Бурлакова — это специфический вид деятельности государства и общества. Он направлен на борьбу с преступностью, осуществляется для удержания этой преступности на минимально возможном уровне путём непосредственного воздействия на причины и условия, которые её порождают [4, с. 150].

В. Е. Эминов определяет предупреждение преступлений как многоуровневую систему, включающую в себя различные меры по борьбе с преступностью и субъектов, способных эти меры осуществлять. Меры по предупреждению преступлений позволяют выявлять и устранять: причины возникновения преступности; условия, мотивирующие или провоцирующие лиц на совершение преступлений; риски совершения преступлений на определённой территории или представителями той или иной социальной группы; риск совершения преступлений отдельным лицом [3, с. 238].

Прогнозирование преступности представляет собой специфическую деятельность государства в лице уполномоченных на то органов, результатом которой выступает криминологический прогноз. Прогноз позволяет на основе проведённого анализа состояния преступности за прошлые периоды времени разработать и применить меры предупредительного характера для того, чтобы в будущем, во-первых, нейтрализовать действие криминогенных факторов, во-вторых, усилить влияние антикриминогенных факторов. Также прогнозирование призвано помочь государственным органам расставить приоритеты в деятельности по борьбе с преступностью и сформировать верный баланс социальных, экономических и иных мер предупреждения преступности, то есть фактически является предпосылкой для принятия верных решений в области профилактики преступлений.

Методика прогнозирования преступности обладает признаком комплексности, поскольку включает в себя такие методы, как интерполяции, дача экспертных оценок, математическое моделирование и другие с последующим сравнением результатов и, при наличии расхождений, причин этого. В ходе прогнозирования происходит исследование огромного массива данных, включающего в себя: уголовную статистику, статистику, характеризующую объект и структуру социально-профилактической, уголовно-правовой и иной правоохранительной деятельности, в том числе деятельности специализированных формирований общественности; демографическую статистику; статистику благосостояния и материальной обеспеченности граждан; статистику образованности, не менее чем за 10 лет. При этом учитываются факторы как стимулирующие преступность, так и антикриминогенные элементы. В результате удаётся выявить и разграничить статистические и реальные изменения в преступности, объяснить «переломы» в тенденциях за прошлый период, определить возможность распространения новых тенденций преступности в будущем и т. д.

Общеизвестным фактом является то, что фигура следователя в деятельности по борьбе с преступностью является наиважнейшей. Его полномочия детально регламентируются уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными актами, т. е. приказами и распоряжениями того ведомства, в котором он работает. Первостепенными задачами, для которых общество в лице государства создавало их, является расследование преступлений и проведение проверок сообщений о преступлениях. В то же время, существуют и иные задачи, на первых взгляд которые могут показаться неочевидными — это предупреждение и прогнозирование будущих преступлений. К сожалению, не всегда следователи придают этим функциям важного значения и нередко не уделяют им необходимого внимания в силу различных причин, прежде всего — из-за загруженности конкретного работника по его основной деятельности [1, с. 28-31].

Законодательную базу деятельности по профилактике преступлений составляет Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Согласно ст. 5 рассматриваемого закона, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации являются субъектами профилактики правонарушений, а ч. 1 ст. 6 регламентирует основные направления этой деятельности: так, предупреждение правонарушений является частью профилактики преступлений. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции. Компетенция этого субъекта установлена в уголовно-процессуальном законе и в ФЗ № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010. Так, ч. 2 ст. 158 УПК РФ закрепляет право следователя, установившего в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. На практике же сложилось таким образом, что вынесение представления в порядке ст. 158 УПК РФ становится для следователей обязательной процедурой, поскольку закрепляется в качестве таковой на уровне приказов Следственных управлений Следственного комитета. Резюмируя, следователь не только расследует преступления, но и осуществляет деятельность по их профилактике в том объёме, в котором от него этого требует законодатель и его непосредственное руководство.

Следователь в ходе своей профессиональной деятельности занимается в том числе и прогнозированием преступлений, поскольку в его должностные обязанности входит сбор статистической информации по преступлениям путём составления статистических карточек. Так, согласно ч. 2 ст. 42 ФЗ № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010, Следственный комитет обеспечивает предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учёта данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а п. 4.1 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений возлагает обязанность непосредственно на следователя по осуществлению фиксации в учётных документах сведений об объектах учёта.

Учёт — это деятельность уполномоченного субъекта по фиксированию в учётных документах сведений об объектах учёта с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчётность сведений об объектах, отражённых в учётных документах. В качестве объекта учёта, согласно п. 27 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений, выступает любое преступление с его обязательной юридической квалификацией, по факту которого было возбуждено уголовное дело, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или вынесен обвинительный приговор в случае, если дело частного обвинения.

Следователь — это важная фигура в системе противодействия преступности. Расследование преступлений — это сложный процесс, который требует от проводящего расследование максимальной концентрации, умственных и временных ресурсов. В то же время, в обязанности следователя входит не только расследование преступлений, но, как уже было сказано, их профилактика и прогнозирование. В пределах своих полномочий следователь, во-первых, по окончанию предварительного расследования имеет право выносить представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а во-вторых, выступает в качестве субъекта собирания статистической информации. В связи с этим следователю необходимо уделять пристальное внимание не только своей основной деятельности, но и исполнять в полном объёме иные возложенные на него обязанности.

Литература:

  1. Григорьев М. Ю. Профилактическая деятельность следователя — один из важных элементов борьбы с превышениями должностных полномочий, совершенными с применением психического и физического насилия, специальных средств или оружия // Российский следователь. 2013. No 23;
  2. Долгова А. И. Преступность и общество / Серия «Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом». — Вып. 3. — М., 1992;
  3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2009;
  4. Криминология: Курс лекций / Под ред. В. Н. Бурлакова, С. Ф. Милюкова и др. — СПб., 1995;
  5. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57951/ (дата обращения: 16.05.2022);
  6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 16.05.2022);
  7. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/ (дата обращения: 16.05.2022);
  8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // URL: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (дата обращения: 16.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Следственный комитет, преступность, предупреждение преступлений, расследование преступлений, следователь, единый порядок регистрации уголовных дел, основная деятельность, статистическая информация, учетный документ сведений.


Похожие статьи

Совершенствование деятельности ФССП России по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

Способы обеспечения эффективности деятельности комитета по аудиту совета директоров

Организация планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Обоснование требований к дисциплинированности курсантов внутренних войск МВД России

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании мошенничества в сфере компьютерной информации

Похожие статьи

Совершенствование деятельности ФССП России по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных учреждений в Казахстане

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

Способы обеспечения эффективности деятельности комитета по аудиту совета директоров

Организация планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Обоснование требований к дисциплинированности курсантов внутренних войск МВД России

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании мошенничества в сфере компьютерной информации

Задать вопрос