Инновации интернет-технологий, такие как интернет вещей, укрепляют и расширяют возможности смарт-контрактов и могут привести к новой экономической парадигме. Цифровые валюты, которые принадлежат цифровым сообществам и регулируются ими, выиграли от быстрого совершенствования технологий. Спрос на криптовалюты вырос в результате прорывов в новых технологиях и финансовой экономики, которые упростили построение доверия между людьми во всем мире. Криптовалюты могут быть привлекательными благодаря ряду технологических и экономических преимуществ. Криптовалюты, например, обеспечивают одноранговые транзакции, быстрые транзакции в реальном времени с электронной историей, трансграничное использование, низкие транзакционные издержки, конфиденциальность и анонимность, а также другие преимущества.
Значительный спрос на электронные деньги увеличил объем рынка с 1,44 миллиарда долларов в 2013 году до более чем 1076 миллиардов долларов в 2021 году, при этом, по прогнозам, к 2028–2030 годам объем увеличится в четыре раза. Существует более 2000 криптовалют, наиболее известными из которых являются Ripple, Ethereum, Litecoin, Bitcoin и другие.
За последние несколько лет биткойн, известная криптовалюта, вызвал большой интерес со стороны средств массовой информации, правительства и ученых. Сатоши Накамото предложил биткойн в качестве альтернативной валюты в 2008 году, позволяя пользователям мгновенно отправлять и получать платежи без вмешательства правительств, финансовых учреждений или любой другой третьей стороны. Биткойн — это цифровая валюта, которая перемещается по миру без физической формы или официальной поддержки, но на нее распространяются некоторые цифровые правила и ограничения.
Ученым рекомендуется исследовать индивидуальное восприятие биткойна из-за нехватки подходов, ориентированных на человека, в литературе по биткойну. Насколько известно авторам, в существующей литературе существует всего несколько статей уровня журнала, посвященных ориентированным на человека подходам к биткойну. В нашем исследовании используется Модель Принятия Технологий (МПТ), которая является наиболее известной моделью в исследованиях информационных систем и объясняет, почему люди принимают новые технологии в таком большом количестве. Текущее исследование отличается от предыдущих исследований ориентированных на человека подходов биткойна тем, что расширило МПТ, включив в него эффекты безопасности и контроля, а также обработки транзакций, которые ранее никогда не изучались в литературе по Биткойну.
Биткойн состоит не более чем из битов, которые совершенно неосязаемы. Биткойн завоевал широкий интерес за короткий период времени благодаря своему потенциалу высокой прибыли, быстрой волатильности цен, прозрачности и множеству других потенциальных технологических преимуществ. Традиционные банковские системы, с другой стороны, не решаются принимать биткойн, потому что он не принадлежит, не контролируется и не одобряется большинством правительств. В результате опасения по поводу приемлемости биткойна могут снизить желание людей использовать его. Однако утверждается, что уровень принятия биткойнов продолжает расти в результате активного участия розничных продавцов в оплате своих обязательств напрямую или через поставщиков услуг. Со временем растущая популярность биткойна может оказать огромное влияние на его будущую стоимость и полезность. Учитывая этот контекст, было бы крайне важно рассмотреть желание использовать биткойн. Несмотря на повышенный интерес к биткойнам за последние несколько лет, литература по этому вопросу все еще находится в зачаточном состоянии. Для изучения феномена биткойнов некоторые из этих исследований опирались на вторичные источники данных. Тем не менее, в литературе мало исследований по методам, ориентированным на человека, и требуются высококачественные журнальные статьи. Крайне важно понять, как думают потенциальные пользователи биткойнов, чтобы предвидеть, будут ли они использовать валюту. В результате крайне важно переключить передачу и сосредоточиться на ориентированных на человека способах изучения феномена биткойн.
Дэвис представил МПТ как решение [3]. Фезермен [4] и Венкатеш [2] позже расширили МПТ. МПТ основан на «Теории разумного действия» [10], в которой изучались поведенческие изменения после принятия новой технологии. Два компонента МПТ в первую очередь отвечают за поведенческое намерение человека использовать реальную систему. Основные конструкции МПТ, заключающиеся в восприятии простоты использования и воспринимаемой полезности, служат для формирования у пользователя намерения осваивать новые технологии [8]. МПТ — это широкая модель, которая предсказывает желание человека осваивать и использовать новые технологии [11]. Он широко используется для анализа тенденций внедрения инновационных технологий в информационные системы, образование и другие области. Чтобы проанализировать намерение людей в Казахстане использовать биткойн, в текущем исследовании используется МПТ и добавляются обработка транзакций, безопасность и контроль в качестве переменных принятия.
Гипотезы
Воспринимаемая простота использования и намерение использовать биткойн. Степень уверенности человека в использовании/эксплуатации определенной технологии/системы с минимальными усилиями характеризуется воспринимаемой простотой использования [3]. Индивидуальное восприятие воспринимаемой простоты использования зависит от множества аспектов, связанных с использованием компьютера. Компьютерная игривость, самоэффективность и использование компьютеров для снижения беспокойства и внешнего контроля являются примерами таких аспектов [12]. Было обнаружено, что знакомство и соответствующий опыт работы с компьютерами могут повысить самоэффективность человека и уменьшить беспокойство, связанное с ранним внедрением современных технологий. В различных контекстах исследования некоторые исследования подтвердили полезную связь между воспринимаемой простотой использования и поведенческими намерениями. Ученые считают, что снижение технологического барьера входа для участия в криптовалютах необходимо. Cети биткойн содержат различное вычислительное оборудование, которое легко доступно и используется (например, ноутбуки, смартфоны, мейнфреймы). Из этого вытекает наша исходная гипотеза.
Гипотеза 1: Воспринимаемая простота использования связана с желанием принять биткойн. Воспринимаемая простота использования и воспринимаемая полезность. Когда все остальные факторы остаются неизменными, приложения, которые конечные пользователи находят более простыми в использовании, предпочтительнее тех, которые они считают более сложными. Когда люди верят, что технологии не требуют усилий и просты в использовании, они считают их полезными. Другими словами, согласно [1] чем проще использовать технологию, тем она будет более полезной для людей. Согласно текущим исследованиям, воспринимаемая простота использования и воспринимаемая полезность имеют благоприятную связь. Наше исследование предполагает, что люди будут больше ценить систему биткойн, если будут считать, что для ее использования не требуется никаких усилий. В результате вносится следующее предложение:
Гипотеза 2: Воспринимаемая полезность биткойна положительно связана с его предполагаемой простотой использования.
Обработка транзакций и предполагаемая полезность. Современные информационные системы часто характеризуются с точки зрения их возможностей структуры данных и обработки транзакций. Обработка транзакций биткойн может похвастаться некоторыми преимуществами, связанными с транзакциями, связанными с системой биткойн, предоставляющей такие возможности для своих пользователей, как круглосуточная доступность, низкая комиссия за транзакцию, быстрые транзакции, система децентрализации и международные денежные переводы. Биткойн быстрее, чем любой другой способ оплаты, потому что он обеспечивает прямой онлайн-платеж между пользователями. Кроме того, децентрализация является свойством системы биткойн, на которую не влияют компромиссы безопасности и другие органы контроля. Согласно [4], большинство пользователей биткойн утверждают, что децентрализация является одной из ключевых причин, по которой они начали использовать биткойн. Система биткойн позволяет проводить трансграничные транзакции и занимает меньше времени, в то время как стандартные платежные системы требуют различных процедурных формальностей, которые задерживают транзакции. Предприятия электронной коммерции используют криптовалюты, такие как биткойн, чтобы преодолеть эту задержку и получить различные возможные преимущества. Криптовалюты сокращают затраты на аутентификацию и транзакции благодаря своей высоколиквидной структуре. Традиционные платежные системы (такие как дебетовые/кредитные карты) взимают комиссию за транзакцию, однако система биткойн имеет более низкую цену транзакции, чем другие существующие платежные механизмы, что делает ее выгодной для магазинов и потребителей, а транзакции могут быть бесконечными. Согласно сообщениям, система биткойн защищает клиентов от монопольного ценообразования и что никто не может взимать монопольную цену, даже если система станет монопольной. Биткойн можно использовать, среди прочего, для мелких транзакций и повседневных покупок. Согласно сообщениям, можно отправить очень небольшое количество (0,00000001 биткойнов) другим [7]. Система биткойн также отслеживает историю платежей своих пользователей, и эта функция позволяет им просматривать свои транзакции. Наконец, система биткойн отображает баланс биткойнов в местной валюте пользователя и позволяет пользователям подключать свое мобильное устройство к своему веб-кошельку, сканируя QR-код. Наша третья гипотеза основана на приведенной выше литературе и аргументах: Гипотеза 3: Характеристики, связанные с обработкой транзакций, положительно связаны с предполагаемой полезностью биткойна.
Результат. Целью этого исследования было изучить намерение человека использовать биткойн с помощью данных, собранных у граждан Китая. Результаты показали значительное влияние воспринимаемой простоты использования на намерение использовать биткойн и воспринимаемую полезность (H1, H2). Полученные данные подтверждают аргументы о том, что технология имеет достаточные шансы быть принятой пользователями, если она проста в использовании, понятна, гибка и полезна, что согласуется с прошлыми исследованиями [6]. Например, Дэвис [3] сообщил, что кажущаяся простота использования технологии усиливает намерение пользователя использовать новую технологию. Точно так же Венкатеш и Дэвис [2] сообщили о положительной связи между воспринимаемой простотой использования и намерением использовать технологию. Результаты для H2 показывают, что воспринимаемая простота использования оказывает значительное влияние на воспринимаемую полезность. Практики пришли к выводу, что воспринимаемая простота использования является важным предиктором воспринимаемой полезности [5]. Наши выводы согласуются с предыдущей литературой, подтверждающей, что технология будет восприниматься как более полезная, если она проста в использовании [2]. Результаты для H3 показывают, что обработка транзакций имеет положительную связь с воспринимаемой полезностью, что согласуется с предыдущей литературой [13]. Есть несколько вероятных причин. Например, система биткойн обеспечивает несколько преимуществ, связанных с транзакциями, таких как низкая комиссия, быстрая транзакция, система децентрализации, исключительная конфиденциальность и трансграничное использование [12]. Он позволяет оплачивать небольшую часть суммы (даже 0,00000001 биткойнов), что обычно не поддерживается другими платежными системами [7]. Биткойн также снижает стоимость комиссий по кредитным картам и возвратных платежей. Точно так же, в отличие от дебетовых / кредитных карт, можно продолжать совершать транзакции, не беспокоясь о подаче заявки на повторный выпуск / продление. Таким образом, все такие функции повышают его воспринимаемую полезность.
Литература:
- Бхатиасеви, В., и Юпетч, К. (2015). Детерминанты намерения использовать электронное бронирование среди молодых пользователей в Таиланде. Журнал гостиничного и туристического менеджмента, 23, 1–11.
- Венкатеш, В., и Дэвис, Ф.Д. (2000). Теоретическое расширение модели принятия технологии: четыре лонгитюдных полевых исследования. Наука управления, 46 (2), 186–204.
- Дэвис, Ф. Д. (1989). Воспринимаемая полезность, воспринимаемая простота использования и принятие пользователями информационных технологий. MIS Quarterly, 13, 319–340.
- Кромбхольц, К., Юдмайер, А., Гузенбауэр, М., и Вайппл, Э. (2016, февраль). Другая сторона медали: взаимодействие пользователей с безопасностью и конфиденциальностью биткойнов. В Международной конференции по финансовой криптографии и безопасности данных (стр. 555–580). Берлин, Гейдельберг: Springer
- Лю, С.-Х., Ляо, Х.-Л., и Пэн, К.-Дж. (2005). Применение модели принятия технологий и теории потоков к поведению пользователей электронного обучения в режиме онлайн. Вопросы информационных систем, 6 (2), 175–181.
- Лу, Ю., Папагианнидис, С., и Аламанос, Э. (2019). Изучение эмоциональных предшественников и результатов принятия технологий. Компьютеры в человеческом поведении, 90, 153–169.
- Поппер, Н. (2017). Что такое биткойн и как он работает? Нью-Йорк Таймс. https://www.nytimes.com/2017/10/01/technology/what-is-bitcoin-price.html
- Рока, Дж. К., Чиу, К.-М., и Мартинес, Ф. Дж. (2006). Понимание намерения продолжения электронного обучения: расширение модели принятия технологии. Международный журнал исследований человека и компьютера, 64 (8), 683–696.
- Фезерман, М.С., и Павлоу, П.А. (2003). Прогнозирование внедрения электронных услуг: перспектива аспектов предполагаемого риска. Международный журнал исследований человека и компьютера, 59 (4), 451–474.
- Фишбейн, М., и Айзен, И. (1980). Понимание установок и предсказание социального поведения. Прентис Холл.
- Фолкинштейн, Д., и Леннон, М. (2016). Выдерживая биткойн: анализ модели принятия технологий (TAM). Журнал исследований в области информационных технологий и приложений, 18 (4), 220–249. https://doi.org/10.1080/15228053.2016.1275242
- Шахзад Ф., Сю Г., Ван Дж. и Шахбаз М. (2018). Эмпирическое исследование принятия криптовалют среди жителей материкового Китая. Технологии в обществе, 55, 33–40.
- Элвелл, С.К., Мерфи, М.М., и Зейцингер, М.В. (2013). Биткойн: вопросы, ответы и анализ правовых вопросов (Отчет CRS 7–5700). Исследовательская служба Конгресса.