Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Сафронова, М. А. Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита») / М. А. Сафронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 609-611. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91724/ (дата обращения: 18.04.2024).



Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуации, а также пространство романа «Мастер и Маргарита». Отмечена характерная особенность мифопоэтического мира романа, позволяющая автору производить художественное пересоздание, перестройку действительности.

Ключевые слова: мифопоэтика, мифопоэтический анализ, мифопоэтический мир произведения, М. А. Булгаков, Мастер и Маргарита, профильное обучение.

На сегодняшний день преподавание литературы в результате многолетних преобразований выходит на качественно новый уровень. Литературное образование в современной школе предполагает решение задач как непосредственно художественного, так и общекультурного развития обучающихся. Большое значение придается развитию так называемой читательской грамотности — в результате чего обучающиеся получают способность не только читать произведения, но и анализировать, оценивать, воспринимать произведение в различных плоскостях культурного пространства. На основе литературного образования у обучающихся формируется представление о духовной культуре, развиваются понятия о нравственности, эстетике. Огромный потенциал литературное образование имеет для формирования и развития высокой культуры речи, эстетического вкуса, способности к самостоятельному творчеству.

При этом много внимания уделяется литературному образованию в профильных классах гуманитарной направленности. На уроках литературы в таких классах ставятся цели подготовки к последующей профессиональной деятельности обучающихся — это может быть как педагогическая деятельность непосредственно в сфере преподавания литературы, так и множество других сфер: журналистика, публицистика, редакторская, корректорская работа, литературоведческая, писательская профессия, работа литературного критика и множество других. В соответствии с такими целями литературного образования в профильных классах содержание образования организуется в рамках соответствующих технологий, методик. Большой объем теоретической и практической работы предполагает и наличие большего количества уроков литературы — как правило около десяти в неделю, сюда включаются также факультативы, элективные курсы, спецкурсы, внеклассная работа и т. д.

Преподавание литературы в профильных классах имеет свои особенности: во-первых, это глубокое гуманитарное содержание предмета, что предполагает формирование у обучающихся гуманитарного мышления, основанного на восприятии существующей национальной и мировой культуры; во-вторых, сегодня распространение получают элективные курсы, с помощью которых педагог может дифференцировать образовательный процесс таким образом, чтобы были учтены способности, устремления, склонности обучающихся, их возрастные и психологические особенности; в-третьих, на данном этапе развития государственных федеральных стандартов образования изучение литературы происходит через призму восприятия обучающихся, то есть при их непосредственном участии в учебном процессе, — так называемый субъект-субъектный подход.

Большая роль здесь отводится формированию и закреплению соответствующих компетенций — читательской, филологической, коммуникативной и т. д. Для реализации поставленных целей в профильных классах при изучении литературы упор делается на самостоятельную работу обучающихся, это включает организацию поисково-исследовательской работы, активизацию познавательной деятельности, что требует развитие исследовательских и аналитических навыков, позволяющих изучать множество пластов литературного произведения.

Произведения Булгакова в контексте профильных направлений литературного образования предлагает обучающимся уникальный мир, который можно понять только при глубоком в него погружении. Творчество писателя затрагивает множество сложных, неоднозначных, спорных аспектов жизни человека и общества — что позволяет каждому читателю находить и видеть в его произведениях то, что на данный момент ему видится важным, достойным исследования, познания. Глубина и сложность произведений Булгакова позволяет включать их в профильное литературное образование на уровне старших классов, когда обучающиеся становятся более самостоятельными, инициативными, ответственными, то есть способными к организации как процесса обучения, так и самообучения.

Во многом сложность произведений Булгакова определяется и глубиной, разнообразием мифопоэтического мира, что открывает возможность для поисковой работы обучающихся — в произведениях затрагиваются исторические, мифологические, мистические, этические корни. Таким образом, произведения Булгакова предоставляют множество возможностей для развития исследовательских умений и навыков обучающихся.

Мифопоэтический мир в творчестве любого писателя формируется под влиянием множества факторов — начиная с детства, среды, в которой он жил и воспитывался и заканчивая его восприятием исторического периода своей жизни. На все это глубокое влияние оказывает культурная среда — уровень образованности, глубины понимания мира его близкими родственниками, друзьями, учителями; огромное значение имеют художественные произведения, которые он сам читал и выбирал для себя. Очень большое значение имеет и то, как именно впитанные культурные, духовные, нравственные ценности были реализованы в жизни. Так, мы можем видеть случаи, когда человек, воспитывавшийся в религиозной среде, становился атеистом — ввиду негативных событий, и наоборот.

Все эти факторы постепенно, год за годом, создают основу для мифопоэтического мира, который становится почвой для произведений. Для человека само понятие мифа и мифотворчества — это один из методов познания мира, попытки понять то, что сложно или невозможно понять ввиду многоаспектности, глубины явления — например, феномен добра и зла, создания и разрушения — подчас достаточно сложно уложить в рамки естественнонаучной картины, — так появляется пространство мифа и мифологии. Художественный мифологизм, таким образом, является естественной чертой литературы.

Для познания мифопоэтического мира произведения сегодня существует мифопоэтический метод анализа, который ввиду многогранности художественных произведений, приобретает особую актуальность — как на уровне филологических, литературных исследований, так и на уровне преподавания литературы в школьных учреждениях.

На уроке литературы в профильном классе мифопоэтический метод анализа позволяет раскрыть новые способы и возможности понимания, интерпретации произведения. В рамках метода обучающиеся осваивают новые для себя навыки литературоведческого анализа. Мифопоэтический метод исследования направлен в первую очередь на выявление архетипического сюжета, мифической основы произведения. Появляется и новый инструмент интерпретации поступков героев произведения — проявляющиеся в них архетипы. Такой подход позволяет находить всё новые смыслы художественного текста.

При этом на процесс мифопоэтического анализа оказывают влияние следующие аспекты:

— уровень читательской культуры и читательской грамотности обучающихся;

— уровень самостоятельности, инициативности обучающихся;

— широта кругозора обучающихся — весьма важный фактор, поскольку зачастую мифологемы могут иметь весьма тонкий подтекст, невидимый с первого взгляда;

— стиль и педагогический опыт учителя литературы;

— наличие методических наработок в изучаемой области.

Определяющим аспектом, тем не менее, будет влияние самого произведения, поскольку действительно великое произведение литературы «само учит себя читать». Писательская работа — работа творческая, и как правило, работая над произведением, писатель ожидает прежде всего, умного читателя, для которого оставляет в тексте намеки, подсказки, сигналы — в надежде на то, что читатель будет достаточно внимателен, вдумчив, читая текст. Иными словами, писатель ведет незримый диалог с читателем, а способность услышать, понять произведение зависит от способности обоих к такому диалогу.

В этом отношении изучение романа «Мастер и Маргарита» раскрывает множество уровней читательского понимания, осознания, восприятия. Роман писался в определенных исторических рамках — а потому даже маститые критики сегодня трактуют его контекст совершенно по-разному. Так, даже определение прототипа Воланда порой становится неожиданным — кто-то признает в нем Сатану, а кто-то — Сталина, Ленина…

Само содержание романа очень неоднозначно и многослойно — «роман в романе» закручивается как карусель — переходы от сатиры к трагедии, от шутовства к романтической лирике. Все это предполагает и многослойность интерпретаций — поступки героев можно рассматривать по-разному, так же и по-разному определяя их этическую значимость.

О том же говорит и знаменитый эпиграф к роману из трагедии И. В. Гете «Фауст»:

…Так кто ж ты, наконец?

— Я — часть той силы,

Что вечно хочет зла

И вечно совершает благо.

Фигура Воланда является одной из определяющих мифопоэтического мира — с одной стороны, она вроде бы явно отражает Сатану, с другой — много в нём для привычного религиозного взгляда несвойственного. Персонаж противоречив в жанровом смысле, как отмечает А. Зеркалов, однако то мифопоэтическое пространство, которое автор создает с его помощью на страницах романа позволяет ему крайне органично вписаться в эти противоречия. Авторскую органичность персонажа поддерживает и свита Воланда — Азазелло, Коровьев, Бегемот.

В данном случае перед обучающимся встает задача не просто раскрытия религиозной мифологемы, но постижения её через призму истории, в особенности, политического контекста эпохи Булгакова. Для современного обучающегося — задача сложная, сегодняшние реалии в значительно мере отличаются от реалий начала двадцатого века — тем не менее, живость персонажей здесь будет дополнительным звеном, своего рода проводником в произведение — события с участием Воланда развиваются стремительно, что роднит его с веком сегодняшним.

При этом в рамках профильного класса можно предоставить обучающимся больше свободы в выборе формы и структуры интерпретации — так, педагог может предложить собрать мифопоэтический мир героев вокруг Воланда, или наоборот — концентрацию внешних сил — вокруг Мастера, Маргариты, а можно сделать центральной фигурой Иешуа Га-Ноцри. В любом случае открываются большие возможности для исследовательской работы обучающихся. В ходе такой работы они будут открывать для себя совершенно различный пласты мифопоэтической картины — от строгого реализма до мистического и сверхъестественного — ведь мир Булгакова синтезирует в себе одновременно мифическую основу, фантастическую, и вполне реальную, злободневную.

Следует обратить внимание на пространственные слои произведения — они также во многом являются структурой мифопоэтической основы романа. Так, в романе представлено вполне реальное пространство — города, квартиры, и, наряду с ним — пространство потустороннего, мистического — откуда приходит Воланд со свитой, куда отправляется Мастер. Немаловажное значение имеет и пространство историческое — Ершалаим, пространство, переосмысленное автором таким образом, что порождает больше вопросов, чем ответов.

Таким образом, изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах на примере романа «Мастер и Маргарита» предполагает глубокое погружение не только в сугубо литературную реальность, но в большей степени реальность историческую, психологическую, мифотворческую, мифологическую. Такую реальность, структура которой предполагает многочисленные и многослойные пересечения совершенно различных реальностей и пространств. Большим плюсом произведения является крайняя неоднозначность персонажей, что создает дополнительные возможности для интерпретации структуры и философии мифопоэтического мира, создаваемого писателем. Произведение не несет в себе однозначных выводов, какой-то абсолютно единой идеи — а потому представляет огромный потенциал для исследовательской работы обучающихся.

Литература:

  1. Алистратова А. А. Мифопоэтика инфернального образа Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период. — 2021. — С. 123–129.
  2. Корниенко О. А. Мифопоэтика инфернальной образности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2016. — №. 3.
  3. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  4. Москаленко А. В., Струк А. А. Мифологические истоки образа кота Бегемота в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита» // Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. — 2018. — С. 194–198.
  5. Самсонова М. А. Библия как прецедентный текст в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — 2017. — №. 4 (80).
  6. Худзиньска-Паркосадзе А. Б. Мифопоэтика романа «Мастер и Маргарита» МА Булгакова // Вопросы филологических наук. — 2014. — №. 3. — С. 6–18.
Основные термины (генерируются автоматически): мифопоэтический мир, литературное образование, произведение, урок литературы, обучающийся, исследовательская работа обучающихся, мифопоэтический анализ, мифопоэтический метод анализа, огромный потенциал, профильный класс.


Ключевые слова

профильное обучение, М. А. Булгаков, мифопоэтика, Мастер и Маргарита, мифопоэтический анализ, мифопоэтический мир произведения

Похожие статьи

Сафронова Мария Александровна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Сафронова, М. А. Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита») / М. А. Сафронова.

Литературно-художественный альманах.

Универсальные мифы в литературе XIX века на примере...

Именно эта сторона мифа присуща и произведениям И. С. Тургенева, одного из крупнейших не только русских, но и европейских писателей XIX века, яркого представителя литературы «золотого века». Если быть внимательным при чтении произведений автора, то в каждом его...

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

О безусловной космоцентричности мифопоэтического во 2-й половине 19 в. в рамках

Миры сакрального верха и низа в их оппозиции формируют особую пространственную ось романа.

Космоцентричность сакрального в мифопоэтической традиции проявляется, по наблюдениям...

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Важную роль в мифопоэтической организации пространства в художественном тексте

В контексте мифопоэтических представлений река является сакральной границей, границей двух миров.

Подробный анализ символики образа льва в Библии, у Отцов Церкви, в некоторых...

Интерпретация легендарно-мифологических мотивов...

Мифопоэтическая концепция Р. Грейвса в литературной критике и художественной прозе

В исследуемом произведении Р. Грейвс стремится подойти к исследованию мифологии и

Таким образом, Роберт Грейвс подчеркивает в собственных работах наличие связи между поэзией и...

Литературный анализ художественного произведения как один...

Особенности текста анализа художественного произведения. Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов. Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Роль мифопоэтических конструкций в жанре исторического романа

Проведенный предварительный анализ позволяет сделать вывод, что использование мифопоэтических конструкций в романе, а особенно в романе историческом, связан с взаимодействием исторического кода и мифа истории. При этом исторический код...

Внеклассная работа по литературе как средство развития...

Во-первых, необходима работа над художественными литературными произведениями, а во-вторых, нужно способствовать стремлению школьников к собственному литературному творчеству. По этому принципу и была организована внеклассная работа по литературе с...

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Как побудить учащихся к поиску истины в литературном произведении, а потом и в жизни? Ответы — в моих профессиональных размышлениях на тему «Формирование духовного мира личности и интеллектуальное развитие обучающихся на уроках литературы через...

Похожие статьи

Сафронова Мария Александровна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Сафронова, М. А. Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита») / М. А. Сафронова.

Литературно-художественный альманах.

Универсальные мифы в литературе XIX века на примере...

Именно эта сторона мифа присуща и произведениям И. С. Тургенева, одного из крупнейших не только русских, но и европейских писателей XIX века, яркого представителя литературы «золотого века». Если быть внимательным при чтении произведений автора, то в каждом его...

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

О безусловной космоцентричности мифопоэтического во 2-й половине 19 в. в рамках

Миры сакрального верха и низа в их оппозиции формируют особую пространственную ось романа.

Космоцентричность сакрального в мифопоэтической традиции проявляется, по наблюдениям...

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Важную роль в мифопоэтической организации пространства в художественном тексте

В контексте мифопоэтических представлений река является сакральной границей, границей двух миров.

Подробный анализ символики образа льва в Библии, у Отцов Церкви, в некоторых...

Интерпретация легендарно-мифологических мотивов...

Мифопоэтическая концепция Р. Грейвса в литературной критике и художественной прозе

В исследуемом произведении Р. Грейвс стремится подойти к исследованию мифологии и

Таким образом, Роберт Грейвс подчеркивает в собственных работах наличие связи между поэзией и...

Литературный анализ художественного произведения как один...

Особенности текста анализа художественного произведения. Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов. Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Роль мифопоэтических конструкций в жанре исторического романа

Проведенный предварительный анализ позволяет сделать вывод, что использование мифопоэтических конструкций в романе, а особенно в романе историческом, связан с взаимодействием исторического кода и мифа истории. При этом исторический код...

Внеклассная работа по литературе как средство развития...

Во-первых, необходима работа над художественными литературными произведениями, а во-вторых, нужно способствовать стремлению школьников к собственному литературному творчеству. По этому принципу и была организована внеклассная работа по литературе с...

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное...

Как побудить учащихся к поиску истины в литературном произведении, а потом и в жизни? Ответы — в моих профессиональных размышлениях на тему «Формирование духовного мира личности и интеллектуальное развитие обучающихся на уроках литературы через...

Задать вопрос