Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуации, а также пространство романа «Мастер и Маргарита». Отмечена характерная особенность мифопоэтического мира романа, позволяющая автору производить художественное пересоздание, перестройку действительности.
Ключевые слова: мифопоэтика, мифопоэтический анализ, мифопоэтический мир произведения, М. А. Булгаков, Мастер и Маргарита, профильное обучение.
На сегодняшний день преподавание литературы в результате многолетних преобразований выходит на качественно новый уровень. Литературное образование в современной школе предполагает решение задач как непосредственно художественного, так и общекультурного развития обучающихся. Большое значение придается развитию так называемой читательской грамотности — в результате чего обучающиеся получают способность не только читать произведения, но и анализировать, оценивать, воспринимать произведение в различных плоскостях культурного пространства. На основе литературного образования у обучающихся формируется представление о духовной культуре, развиваются понятия о нравственности, эстетике. Огромный потенциал литературное образование имеет для формирования и развития высокой культуры речи, эстетического вкуса, способности к самостоятельному творчеству.
При этом много внимания уделяется литературному образованию в профильных классах гуманитарной направленности. На уроках литературы в таких классах ставятся цели подготовки к последующей профессиональной деятельности обучающихся — это может быть как педагогическая деятельность непосредственно в сфере преподавания литературы, так и множество других сфер: журналистика, публицистика, редакторская, корректорская работа, литературоведческая, писательская профессия, работа литературного критика и множество других. В соответствии с такими целями литературного образования в профильных классах содержание образования организуется в рамках соответствующих технологий, методик. Большой объем теоретической и практической работы предполагает и наличие большего количества уроков литературы — как правило около десяти в неделю, сюда включаются также факультативы, элективные курсы, спецкурсы, внеклассная работа и т. д.
Преподавание литературы в профильных классах имеет свои особенности: во-первых, это глубокое гуманитарное содержание предмета, что предполагает формирование у обучающихся гуманитарного мышления, основанного на восприятии существующей национальной и мировой культуры; во-вторых, сегодня распространение получают элективные курсы, с помощью которых педагог может дифференцировать образовательный процесс таким образом, чтобы были учтены способности, устремления, склонности обучающихся, их возрастные и психологические особенности; в-третьих, на данном этапе развития государственных федеральных стандартов образования изучение литературы происходит через призму восприятия обучающихся, то есть при их непосредственном участии в учебном процессе, — так называемый субъект-субъектный подход.
Большая роль здесь отводится формированию и закреплению соответствующих компетенций — читательской, филологической, коммуникативной и т. д. Для реализации поставленных целей в профильных классах при изучении литературы упор делается на самостоятельную работу обучающихся, это включает организацию поисково-исследовательской работы, активизацию познавательной деятельности, что требует развитие исследовательских и аналитических навыков, позволяющих изучать множество пластов литературного произведения.
Произведения Булгакова в контексте профильных направлений литературного образования предлагает обучающимся уникальный мир, который можно понять только при глубоком в него погружении. Творчество писателя затрагивает множество сложных, неоднозначных, спорных аспектов жизни человека и общества — что позволяет каждому читателю находить и видеть в его произведениях то, что на данный момент ему видится важным, достойным исследования, познания. Глубина и сложность произведений Булгакова позволяет включать их в профильное литературное образование на уровне старших классов, когда обучающиеся становятся более самостоятельными, инициативными, ответственными, то есть способными к организации как процесса обучения, так и самообучения.
Во многом сложность произведений Булгакова определяется и глубиной, разнообразием мифопоэтического мира, что открывает возможность для поисковой работы обучающихся — в произведениях затрагиваются исторические, мифологические, мистические, этические корни. Таким образом, произведения Булгакова предоставляют множество возможностей для развития исследовательских умений и навыков обучающихся.
Мифопоэтический мир в творчестве любого писателя формируется под влиянием множества факторов — начиная с детства, среды, в которой он жил и воспитывался и заканчивая его восприятием исторического периода своей жизни. На все это глубокое влияние оказывает культурная среда — уровень образованности, глубины понимания мира его близкими родственниками, друзьями, учителями; огромное значение имеют художественные произведения, которые он сам читал и выбирал для себя. Очень большое значение имеет и то, как именно впитанные культурные, духовные, нравственные ценности были реализованы в жизни. Так, мы можем видеть случаи, когда человек, воспитывавшийся в религиозной среде, становился атеистом — ввиду негативных событий, и наоборот.
Все эти факторы постепенно, год за годом, создают основу для мифопоэтического мира, который становится почвой для произведений. Для человека само понятие мифа и мифотворчества — это один из методов познания мира, попытки понять то, что сложно или невозможно понять ввиду многоаспектности, глубины явления — например, феномен добра и зла, создания и разрушения — подчас достаточно сложно уложить в рамки естественнонаучной картины, — так появляется пространство мифа и мифологии. Художественный мифологизм, таким образом, является естественной чертой литературы.
Для познания мифопоэтического мира произведения сегодня существует мифопоэтический метод анализа, который ввиду многогранности художественных произведений, приобретает особую актуальность — как на уровне филологических, литературных исследований, так и на уровне преподавания литературы в школьных учреждениях.
На уроке литературы в профильном классе мифопоэтический метод анализа позволяет раскрыть новые способы и возможности понимания, интерпретации произведения. В рамках метода обучающиеся осваивают новые для себя навыки литературоведческого анализа. Мифопоэтический метод исследования направлен в первую очередь на выявление архетипического сюжета, мифической основы произведения. Появляется и новый инструмент интерпретации поступков героев произведения — проявляющиеся в них архетипы. Такой подход позволяет находить всё новые смыслы художественного текста.
При этом на процесс мифопоэтического анализа оказывают влияние следующие аспекты:
— уровень читательской культуры и читательской грамотности обучающихся;
— уровень самостоятельности, инициативности обучающихся;
— широта кругозора обучающихся — весьма важный фактор, поскольку зачастую мифологемы могут иметь весьма тонкий подтекст, невидимый с первого взгляда;
— стиль и педагогический опыт учителя литературы;
— наличие методических наработок в изучаемой области.
Определяющим аспектом, тем не менее, будет влияние самого произведения, поскольку действительно великое произведение литературы «само учит себя читать». Писательская работа — работа творческая, и как правило, работая над произведением, писатель ожидает прежде всего, умного читателя, для которого оставляет в тексте намеки, подсказки, сигналы — в надежде на то, что читатель будет достаточно внимателен, вдумчив, читая текст. Иными словами, писатель ведет незримый диалог с читателем, а способность услышать, понять произведение зависит от способности обоих к такому диалогу.
В этом отношении изучение романа «Мастер и Маргарита» раскрывает множество уровней читательского понимания, осознания, восприятия. Роман писался в определенных исторических рамках — а потому даже маститые критики сегодня трактуют его контекст совершенно по-разному. Так, даже определение прототипа Воланда порой становится неожиданным — кто-то признает в нем Сатану, а кто-то — Сталина, Ленина…
Само содержание романа очень неоднозначно и многослойно — «роман в романе» закручивается как карусель — переходы от сатиры к трагедии, от шутовства к романтической лирике. Все это предполагает и многослойность интерпретаций — поступки героев можно рассматривать по-разному, так же и по-разному определяя их этическую значимость.
О том же говорит и знаменитый эпиграф к роману из трагедии И. В. Гете «Фауст»:
…Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
Что вечно хочет зла
И вечно совершает благо.
Фигура Воланда является одной из определяющих мифопоэтического мира — с одной стороны, она вроде бы явно отражает Сатану, с другой — много в нём для привычного религиозного взгляда несвойственного. Персонаж противоречив в жанровом смысле, как отмечает А. Зеркалов, однако то мифопоэтическое пространство, которое автор создает с его помощью на страницах романа позволяет ему крайне органично вписаться в эти противоречия. Авторскую органичность персонажа поддерживает и свита Воланда — Азазелло, Коровьев, Бегемот.
В данном случае перед обучающимся встает задача не просто раскрытия религиозной мифологемы, но постижения её через призму истории, в особенности, политического контекста эпохи Булгакова. Для современного обучающегося — задача сложная, сегодняшние реалии в значительно мере отличаются от реалий начала двадцатого века — тем не менее, живость персонажей здесь будет дополнительным звеном, своего рода проводником в произведение — события с участием Воланда развиваются стремительно, что роднит его с веком сегодняшним.
При этом в рамках профильного класса можно предоставить обучающимся больше свободы в выборе формы и структуры интерпретации — так, педагог может предложить собрать мифопоэтический мир героев вокруг Воланда, или наоборот — концентрацию внешних сил — вокруг Мастера, Маргариты, а можно сделать центральной фигурой Иешуа Га-Ноцри. В любом случае открываются большие возможности для исследовательской работы обучающихся. В ходе такой работы они будут открывать для себя совершенно различный пласты мифопоэтической картины — от строгого реализма до мистического и сверхъестественного — ведь мир Булгакова синтезирует в себе одновременно мифическую основу, фантастическую, и вполне реальную, злободневную.
Следует обратить внимание на пространственные слои произведения — они также во многом являются структурой мифопоэтической основы романа. Так, в романе представлено вполне реальное пространство — города, квартиры, и, наряду с ним — пространство потустороннего, мистического — откуда приходит Воланд со свитой, куда отправляется Мастер. Немаловажное значение имеет и пространство историческое — Ершалаим, пространство, переосмысленное автором таким образом, что порождает больше вопросов, чем ответов.
Таким образом, изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах на примере романа «Мастер и Маргарита» предполагает глубокое погружение не только в сугубо литературную реальность, но в большей степени реальность историческую, психологическую, мифотворческую, мифологическую. Такую реальность, структура которой предполагает многочисленные и многослойные пересечения совершенно различных реальностей и пространств. Большим плюсом произведения является крайняя неоднозначность персонажей, что создает дополнительные возможности для интерпретации структуры и философии мифопоэтического мира, создаваемого писателем. Произведение не несет в себе однозначных выводов, какой-то абсолютно единой идеи — а потому представляет огромный потенциал для исследовательской работы обучающихся.
Литература:
- Алистратова А. А. Мифопоэтика инфернального образа Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период. — 2021. — С. 123–129.
- Корниенко О. А. Мифопоэтика инфернальной образности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2016. — №. 3.
- Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Москаленко А. В., Струк А. А. Мифологические истоки образа кота Бегемота в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита» // Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. — 2018. — С. 194–198.
- Самсонова М. А. Библия как прецедентный текст в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — 2017. — №. 4 (80).
- Худзиньска-Паркосадзе А. Б. Мифопоэтика романа «Мастер и Маргарита» МА Булгакова // Вопросы филологических наук. — 2014. — №. 3. — С. 6–18.