Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 17.05.2022

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Эпова, О. Л. Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка / О. Л. Эпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91659/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлен опыт развития исследовательской активности младших школьников средствами проблемно-ориентированной технологии на уроках русского языка.

Ключевые слова: младший школьник, исследовательская активность, информационная копилка, дидактическая загадка, причинно-следственные связи если, то, мотивационный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный.

В связи с новыми современными требованиями к результатам обучения на уровне начального общего образования встает проблема не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить способность к самоизменению и саморазвитию. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская активность учащихся выступает как современная личностная характеристика, позволяющая осваивать содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников [1,2,7].

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

Сегодня не хватает образования, полученного один раз и на всю жизнь, в быстро меняющемся информационном потоке есть одна достаточно большая проблема, которая выражена в том, что мы не знаем, что ждет обучающихся в ближайшем будущем, какие навыки и умения им точно будут необходимы. Поэтому стоит первоочередная задача научиться учиться, то есть научить младшего школьника очерчивать проблему и находить путь ее решения. То есть дат обучающемуся определенные навыки работы с проблемой разного характера. На помощь, по нашему мнению, педагогу приходят дидактические инструменты (приемы) проблемно-ориентированной технологии и развитие навыков исследовательской активности уже с младшего школьного возраста.

Современная отечественная педагогическая теория и практика имеет ряд научных обоснований термина «исследовательская активность».

С. М. Бондаренко и В. С. Ротенберг отмечают «исследовательскую активность» как неотъемлемую часть поведения любого живого существа, как условие его выживания и развития в изменяющейся среде [4].

А. М. Матюшкин под «исследовательской активностью» понимает внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение, условие для психического развития личности как процесса саморазвития. Основное, выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности к исследованию нового, в широкой любознательности [3].

В рамках нашей работы нас интересует исследовательская активность современного младшего школьника. Младший школьный возраст имеет ряд особенностей. В этом возрасте познавательные психические процессы характеризуются тем, что меняют непроизвольность действий на произвольность, то есть совершаются преднамеренно, превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие мотив, цель и способы выполнения. Общими характеристиками познавательных процессов в этом возрасте должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.

Особенностями восприятия в данном возрасте является то, что младшие школьники видят только общий знак, а не его элементы, в предметах видят не главное, существенное, а лишь то, что ярко выражено. Младшие школьники плохо управляют процессом восприятия, то есть у них слабо развиты мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, подведения под понятие.

Ведущими видами памяти в период младшего школьного возраста являются эмоциональная и образная. Основным направлением в развитии всех процессов памяти и ее видов (долговременная, оперативная, кратковременная) должно быть стимулирование словесно-логического запоминания.

В этом возрасте решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами. В этот период происходит формирование понятийного мышления и мыслительных операций. С формированием у младшего школьника произвольного внимания происходит и такое новообразование как планирование результатов действия и рефлексия.

Учитывая психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста, опираясь научно-исследовательские работы А. И. Савенкова [5,6] и на обобщения Н. Н. Поддьякова и А. Н. Поддьякова [8,9], под исследовательской активностью младшего школьника мы будем понимать преднамеренное взаимодействие младшего школьника с окружающей действительностью в процессе обучения с целью получения новых знаний и опыта:

– основанное на потребностях и интересах субъекта,

– характеризующееся стремлением и желанием, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой субъекта,

– приводящее к высоким познавательным достижениям.

Так как исследовательская активность младших школьников проявляется в процессе овладения учебной деятельностью, то данное взаимодействие с окружающей действительностью включает все компоненты учебной деятельности: целеполагание, целевыполнение, анализ и оценку, сами исследовательские действия и умения. На основе этого мы определяем структуру урока как трехкомпонентную, включающую такие компоненты: мотивационный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный.

Основными инструментами развития исследовательской активности младших школьников на наш счёт являются дидактические инструменты проблемно-ориентированного обучения.

На примере урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов. Звукосочетание [ца] в разных частях речи» мы предлагаем посмотреть, как происходит данный процесс.

Так мотивационный компонент урока отражает интерес и желание ребенка вести преднамеренное взаимодействие с окружающей действительностью и проявление настойчивости и целеустремленности в достижении поставленной цели. На этом этапе урока педагог использует прием «дидактическая загадка» или работа с понятиями, работа с определениями через характерные и обобщенные признаки. Данный прием помогает актуализировать имеющиеся знания для дальнейшей работы, то есть выявить поле знания и незнания для формулировки дальнейшей проблемы, дальнейшего противоречия. Пример таких загадок:

1) О какой части речи я говорю. Если вы меня спросите, на какой вопрос она отвечает, я скажу на вопросы Кто? Что? Если вы меня спросите, какие постоянные признаки она имеет, я отвечу: собственное (нарицательное), одушевленное, неодушевленное), род, склонение.

2) О какой части речи сейчас пойдет речь. Если вы меня спросите на какие вопросы отвечает? Я отвечу: где?, куда, почему, как?. Если вы меня спросите какие эта часть речи имеет признаки. Я скажу это неизменяемая часть речи.

Такой тип дидактических загадок позволяет детям в процессе анализа и синтеза провести четкую классификацию частей речи. Вспомнить все морфологические признаки изученных частей речи, а также имеет высокий мотивационный эффект.

Для закрепления теоретических понятий на данном этапе используется «информационная копилка» — это набор определенных объектов (могут быть не только слова, но и рисунки, картинки, для более младшего возраста могут быть и физические объекты). На уроке русского языка мы используем информационную копилку как набор слов, принадлежащих разным частям речи и имеющих звукосочетание [ца]. В процессе дальнейшей работы обучающиеся проводят классификацию информационной копилки. Затруднение выражено здесь в том, что некоторые слова имеют транскрипцию [ца]. Данный прием позволяет сформулировать проблему урока и спланировать дальнейший план работы, то есть определить тему урока и его цели.

Содержательно-операциональный компонент урока связан с возможными способами, приемами, средствами взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью и отражает практический опыт использования исследовательских действий и умений в процессе целевыполнения. На данном этапе урока обучающиеся непосредственно работают со словами, которые вызвали затруднение. Овладевают первичным овладением навыка написания звукосочетания [ца], делая вывод о том, что написание зависит от части речи. Решая одну проблему ребята, выходят на другую проблему, формулируя другое противоречие. Затруднение вызывает написание данного звукосочетания у глаголов. И здесь выстраивается дальнейшая работа с новой информационной копилкой глаголов с звкосочетанием [ца], которое должно перейти в буквосочетание тся или ться. На данном этапе урока мы предлагаем провести ряд исследовательских действий с данными словами по определенной модели. Так как это у нас младший школьный возраст и учитывая его особенности как возрастные, так и психологические, главным мы считаем непосредственную деятельность по изменению объекта, в данном случае объектом являются слова. Ребятам предлагается заполнить таблицу (таблица 1).

Таблица 1

Объект

Вопрос

Вывод

После заполнения таблицы, обучающееся легко формулируют причинно-следственные связи по формуле «Если… то…». То есть в конечном счете формулируется правило написания буквосочетания тся или ться. То есть формируется четкое понимание причины и следствия, от чего зависит написание ться или тся (Таблица 2).

Таблица 2

есть мягкий знак

То — — ТЬСЯ

Если в вопросе

нет мягкого знака

То — -тся

Рефлексивно-оценочный компонент урока представлен действиями контроля и оценки, которые функционируют в данном взаимодействии как самоконтроль и самооценка. На данном уроке русского языка мы использовали дидактический приём «конверт», который помимо дидактической задачи первичного закрепления изученного материала, позволяет опять же активизировать всех обучающихся класса и за небольшой временной промежуток отработать с большим информационным полем. А «открытый микрофон» в конце урока способствует развитию самоконтроля и самооценки.

Делая вывод, мы можем сказать, что развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка происходит при определенных условиях, которые включают в себя:

– Определенную структуру урока, которая включает в себя три основных компонента — мотивационный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный;

– Использование дидактических инструментов проблемно-ориентированного обучения — информационная копилка, дидактическая загадка, формула «Если.. то…».

Литература:

  1. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте//Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. — Волгоград, 2002. — с. 62–73.
  2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — Педагогика, 1972.
  3. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. — 1982. — № 4. — С. 5–17.
  4. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Изд. наука, 1984. –192 с.
  5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. — М.: Ось-89, 2006. — 470 с.
  6. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005. — 203 с.
  7. Савенков А. И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребёнка //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под ред. А. С. Обухова — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.
  8. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. …д-ра.психол.наук: — М., 2001. — 350 c.
  9. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская активность, младший школьник, младший школьный возраст, русский язык, информационная копилка, окружающая действительность, дальнейшая работа, часть речи, этап урока, дидактическая загадка.


Ключевые слова

младший школьник, мотивационный, исследовательская активность, информационная копилка, дидактическая загадка, причинно-следственные связи если, то, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности младших школьников...

Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться. Именно поэтому. Современный учитель, в современной школе должен постоянно...

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников.

На наш взгляд, активность школьников проявляется в способности осознанно относиться к тому, что и

- в способности анализировать процесс решения по этапам и в целом

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста...

Дидактическое обеспечение познавательной деятельности...

Младший школьный возраст — это определенный период жизни ребенка. В. А. Крутецкий младшим школьным возрастом считал «возраст детей

И.А Зимняя дает такое определение младшему школьному возрасту: «Младший школьник — это начало общественного бытия...

Формирование познавательного интереса у младших...

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы

Психологический облик человека, активность и направленность его деятельности

Так, включение проблемного материала в содержание урока готовит учащихся начальной...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества

Остановимся на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Младший школьный возраст — это тот период, когда речевой аппарат очень гибкий, хотя его формирование уже почти завершено. Речь малышей формируется в процессе его общения с окружающим миром и его познавательной деятельности.

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Мой опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу

У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление.

4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи младших школьников. Автор: Григорьева Татьяна Петровна.

Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением...

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности младших школьников...

Младший школьный возраст — это очень важный период в формировании личности ребенка, развитии его мыслительных процессов и становлении познавательной активности, умении учиться. Именно поэтому. Современный учитель, в современной школе должен постоянно...

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников.

На наш взгляд, активность школьников проявляется в способности осознанно относиться к тому, что и

- в способности анализировать процесс решения по этапам и в целом

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста...

Дидактическое обеспечение познавательной деятельности...

Младший школьный возраст — это определенный период жизни ребенка. В. А. Крутецкий младшим школьным возрастом считал «возраст детей

И.А Зимняя дает такое определение младшему школьному возрасту: «Младший школьник — это начало общественного бытия...

Формирование познавательного интереса у младших...

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы

Психологический облик человека, активность и направленность его деятельности

Так, включение проблемного материала в содержание урока готовит учащихся начальной...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества

Остановимся на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Младший школьный возраст — это тот период, когда речевой аппарат очень гибкий, хотя его формирование уже почти завершено. Речь малышей формируется в процессе его общения с окружающим миром и его познавательной деятельности.

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Мой опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу

У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление.

4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи младших школьников. Автор: Григорьева Татьяна Петровна.

Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением...

Задать вопрос