Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 17.05.2022

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Эпова, О. Л. Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка / О. Л. Эпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91659/ (дата обращения: 11.12.2024).



В статье представлен опыт развития исследовательской активности младших школьников средствами проблемно-ориентированной технологии на уроках русского языка.

Ключевые слова: младший школьник, исследовательская активность, информационная копилка, дидактическая загадка, причинно-следственные связи если, то, мотивационный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный.

В связи с новыми современными требованиями к результатам обучения на уровне начального общего образования встает проблема не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить способность к самоизменению и саморазвитию. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская активность учащихся выступает как современная личностная характеристика, позволяющая осваивать содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников [1,2,7].

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

Сегодня не хватает образования, полученного один раз и на всю жизнь, в быстро меняющемся информационном потоке есть одна достаточно большая проблема, которая выражена в том, что мы не знаем, что ждет обучающихся в ближайшем будущем, какие навыки и умения им точно будут необходимы. Поэтому стоит первоочередная задача научиться учиться, то есть научить младшего школьника очерчивать проблему и находить путь ее решения. То есть дат обучающемуся определенные навыки работы с проблемой разного характера. На помощь, по нашему мнению, педагогу приходят дидактические инструменты (приемы) проблемно-ориентированной технологии и развитие навыков исследовательской активности уже с младшего школьного возраста.

Современная отечественная педагогическая теория и практика имеет ряд научных обоснований термина «исследовательская активность».

С. М. Бондаренко и В. С. Ротенберг отмечают «исследовательскую активность» как неотъемлемую часть поведения любого живого существа, как условие его выживания и развития в изменяющейся среде [4].

А. М. Матюшкин под «исследовательской активностью» понимает внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение, условие для психического развития личности как процесса саморазвития. Основное, выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности к исследованию нового, в широкой любознательности [3].

В рамках нашей работы нас интересует исследовательская активность современного младшего школьника. Младший школьный возраст имеет ряд особенностей. В этом возрасте познавательные психические процессы характеризуются тем, что меняют непроизвольность действий на произвольность, то есть совершаются преднамеренно, превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие мотив, цель и способы выполнения. Общими характеристиками познавательных процессов в этом возрасте должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.

Особенностями восприятия в данном возрасте является то, что младшие школьники видят только общий знак, а не его элементы, в предметах видят не главное, существенное, а лишь то, что ярко выражено. Младшие школьники плохо управляют процессом восприятия, то есть у них слабо развиты мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, подведения под понятие.

Ведущими видами памяти в период младшего школьного возраста являются эмоциональная и образная. Основным направлением в развитии всех процессов памяти и ее видов (долговременная, оперативная, кратковременная) должно быть стимулирование словесно-логического запоминания.

В этом возрасте решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами. В этот период происходит формирование понятийного мышления и мыслительных операций. С формированием у младшего школьника произвольного внимания происходит и такое новообразование как планирование результатов действия и рефлексия.

Учитывая психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста, опираясь научно-исследовательские работы А. И. Савенкова [5,6] и на обобщения Н. Н. Поддьякова и А. Н. Поддьякова [8,9], под исследовательской активностью младшего школьника мы будем понимать преднамеренное взаимодействие младшего школьника с окружающей действительностью в процессе обучения с целью получения новых знаний и опыта:

– основанное на потребностях и интересах субъекта,

– характеризующееся стремлением и желанием, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой субъекта,

– приводящее к высоким познавательным достижениям.

Так как исследовательская активность младших школьников проявляется в процессе овладения учебной деятельностью, то данное взаимодействие с окружающей действительностью включает все компоненты учебной деятельности: целеполагание, целевыполнение, анализ и оценку, сами исследовательские действия и умения. На основе этого мы определяем структуру урока как трехкомпонентную, включающую такие компоненты: мотивационный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный.

Основными инструментами развития исследовательской активности младших школьников на наш счёт являются дидактические инструменты проблемно-ориентированного обучения.

На примере урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов. Звукосочетание [ца] в разных частях речи» мы предлагаем посмотреть, как происходит данный процесс.

Так мотивационный компонент урока отражает интерес и желание ребенка вести преднамеренное взаимодействие с окружающей действительностью и проявление настойчивости и целеустремленности в достижении поставленной цели. На этом этапе урока педагог использует прием «дидактическая загадка» или работа с понятиями, работа с определениями через характерные и обобщенные признаки. Данный прием помогает актуализировать имеющиеся знания для дальнейшей работы, то есть выявить поле знания и незнания для формулировки дальнейшей проблемы, дальнейшего противоречия. Пример таких загадок:

1) О какой части речи я говорю. Если вы меня спросите, на какой вопрос она отвечает, я скажу на вопросы Кто? Что? Если вы меня спросите, какие постоянные признаки она имеет, я отвечу: собственное (нарицательное), одушевленное, неодушевленное), род, склонение.

2) О какой части речи сейчас пойдет речь. Если вы меня спросите на какие вопросы отвечает? Я отвечу: где?, куда, почему, как?. Если вы меня спросите какие эта часть речи имеет признаки. Я скажу это неизменяемая часть речи.

Такой тип дидактических загадок позволяет детям в процессе анализа и синтеза провести четкую классификацию частей речи. Вспомнить все морфологические признаки изученных частей речи, а также имеет высокий мотивационный эффект.

Для закрепления теоретических понятий на данном этапе используется «информационная копилка» — это набор определенных объектов (могут быть не только слова, но и рисунки, картинки, для более младшего возраста могут быть и физические объекты). На уроке русского языка мы используем информационную копилку как набор слов, принадлежащих разным частям речи и имеющих звукосочетание [ца]. В процессе дальнейшей работы обучающиеся проводят классификацию информационной копилки. Затруднение выражено здесь в том, что некоторые слова имеют транскрипцию [ца]. Данный прием позволяет сформулировать проблему урока и спланировать дальнейший план работы, то есть определить тему урока и его цели.

Содержательно-операциональный компонент урока связан с возможными способами, приемами, средствами взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью и отражает практический опыт использования исследовательских действий и умений в процессе целевыполнения. На данном этапе урока обучающиеся непосредственно работают со словами, которые вызвали затруднение. Овладевают первичным овладением навыка написания звукосочетания [ца], делая вывод о том, что написание зависит от части речи. Решая одну проблему ребята, выходят на другую проблему, формулируя другое противоречие. Затруднение вызывает написание данного звукосочетания у глаголов. И здесь выстраивается дальнейшая работа с новой информационной копилкой глаголов с звкосочетанием [ца], которое должно перейти в буквосочетание тся или ться. На данном этапе урока мы предлагаем провести ряд исследовательских действий с данными словами по определенной модели. Так как это у нас младший школьный возраст и учитывая его особенности как возрастные, так и психологические, главным мы считаем непосредственную деятельность по изменению объекта, в данном случае объектом являются слова. Ребятам предлагается заполнить таблицу (таблица 1).

Таблица 1

Объект

Вопрос

Вывод

После заполнения таблицы, обучающееся легко формулируют причинно-следственные связи по формуле «Если… то…». То есть в конечном счете формулируется правило написания буквосочетания тся или ться. То есть формируется четкое понимание причины и следствия, от чего зависит написание ться или тся (Таблица 2).

Таблица 2

есть мягкий знак

То — — ТЬСЯ

Если в вопросе

нет мягкого знака

То — -тся

Рефлексивно-оценочный компонент урока представлен действиями контроля и оценки, которые функционируют в данном взаимодействии как самоконтроль и самооценка. На данном уроке русского языка мы использовали дидактический приём «конверт», который помимо дидактической задачи первичного закрепления изученного материала, позволяет опять же активизировать всех обучающихся класса и за небольшой временной промежуток отработать с большим информационным полем. А «открытый микрофон» в конце урока способствует развитию самоконтроля и самооценки.

Делая вывод, мы можем сказать, что развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка происходит при определенных условиях, которые включают в себя:

– Определенную структуру урока, которая включает в себя три основных компонента — мотивационный, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный;

– Использование дидактических инструментов проблемно-ориентированного обучения — информационная копилка, дидактическая загадка, формула «Если.. то…».

Литература:

  1. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте//Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. — Волгоград, 2002. — с. 62–73.
  2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — Педагогика, 1972.
  3. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. — 1982. — № 4. — С. 5–17.
  4. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Изд. наука, 1984. –192 с.
  5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. — М.: Ось-89, 2006. — 470 с.
  6. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005. — 203 с.
  7. Савенков А. И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребёнка //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под ред. А. С. Обухова — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.
  8. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. …д-ра.психол.наук: — М., 2001. — 350 c.
  9. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская активность, младший школьник, младший школьный возраст, русский язык, информационная копилка, окружающая действительность, дальнейшая работа, часть речи, этап урока, дидактическая загадка.


Ключевые слова

младший школьник, мотивационный, исследовательская активность, информационная копилка, дидактическая загадка, причинно-следственные связи если, то, содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный

Похожие статьи

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике

Похожие статьи

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом

В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике

Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике

Задать вопрос