Речевая агрессия в интернет-общении как объект судебной экспертизы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Александрович, А. С. Речевая агрессия в интернет-общении как объект судебной экспертизы / А. С. Александрович, И. В. Мураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91640/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы на примерах из Интернета рассказывают о речевой агрессии и особенностях ее выявления.

Ключевые слова: речевая агрессия, интернет-коммуникация, речевое воздействие.

«Речевая агрессия» и «вербальная агрессия» — термины, составляющие понятийный аппарат исследований, посвящённых проблемам, возникающих при производстве судебной лингвистической экспертизы.

Актуальность проблемы проявления речевой агрессии в Интернете заключается в том, что в 21 веке всё чаще проводятся лингвистические экспертизы на выявление речевой агрессии в текстах, размещённых во всемирной сети Интернет. Частое употребление речевой агрессии объясняется её возросшим уровнем при интернет-коммуникации, и именно большую распространённость она получила при общении в социальных сетях.

Цель нашего исследования заключается в поиске особенностей выражения речевой агрессии в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере «Telegram».

Впервые к агрессии как к деструктивному поведению интерес в научной среде возник в начале 20-го века, данную проблему подробно описали учёные ДЖ. Долард, Н. Миллер, Л. Дуб, О. Мауер и Р. Сирс в своей работе «Фрустрация и агрессия» [1].

Уже в первой половине 70-х годов речевую агрессию стали связывать с различными видами таких явлений, как теракты, угон самолётов, шантаж и прочее [2]. Главным итогом научных работ стало сравнение понятий «агрессия» и «агрессивное поведение», агрессию предлагали понимать, как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей в обществе, Интернете, наносящее как моральный, так и физический вред людям.

С. В. Андреева, В. Ю. Апресян, Е. Н. Басовская, В. И. Жельвис, М. Н. Кожина, Г. В. Колшанский, Л. М. Михайлов, О. М. Родионова, И. А. Стернин, К. Ф. Седов, Т. И. Стексова, Ю. В. Щербинина и многие другие рассматривали различные аспекты речевой агрессии.

В современной языковой ситуации всё большее количество экспертиз связаны с выявлением признаков речевой агрессии. По мнению М. Н. Черкасовой, работы, которые ведутся в этом направлении, объединяют текст с «потенциально опасными речевыми конструкциями» или составляющими языка вражды, речевыми формами агрессии, конфликтогенными единицами и т. д. [3, с.57]. Г. М. Резник пишет, что сейчас нет ни одного дела о криминализированных словах — клевете, оскорблении, возбуждении национальной или религиозной вражды, призывах к экстремистской деятельности, — по которым не назначалась бы лингвистическая экспертиза [4, с.4].

Враждебность представляет собой такое внутреннее состояние неприязни, ненависти, предубеждения, которое не включает в себя обязательной словесной или физической активности, может быть пассивным, внешне невыраженным.

По нашему мнению, речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает различные способы выражения. С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, отличающихся сравнительной устойчивостью и возникающих на основе высших социальных потребностей человека). С другой стороны, речевая агрессия может быть и как особое намерение — направленное стремление агрессора причинить коммуникативный ущерб адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).

Как и реальная коммуникативная среда, общение в Интернете не отмечено исключительно позитивной направленностью. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями вербальной агрессии. Опасность вербальной агрессии заключается в том, что она «препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия, деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможность взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия» [5, с.5]. В настоящее время рядом исследователей предложено множество определений агрессии, рассмотрим несколько их них.

В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение понятия «вербальной агрессии»: «это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [1, с. 98]. Исследователь Ю. Б. Можгинский определил «вербальную агрессию» как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [2, c. 176]. В обоих определениях говорится о том, что это открытые враждебные действия одного лица к другому, которые способны причинить вред. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н. и Войскунский А. Е. к видам вербальной агрессии относят оскорбление, угрозу, насмешку, упрёк, претензию и нападки. Они отмечают, что их объектами чаще всего становятся внешность, умственное развитие или поведение человека [6]. Проанализируем комментарии под постами, размещёнными в телеграм-канале «Ni Mash» [7] мессенджера «Telegram» и паблика «Рифмы и Панчи» [8] во «ВКонтакте» (орфография и пунктуация в комментариях сохраняется):

—«Слышь ты тупой ты то чего сделал??? Расскажи мне тупой диванный троль ??» — автор в данном случае употребляет негативно окрашенную просторечную лексику в виде словосочетания «диванный троль» — человек, который ничем не занят, у него много свободного времени каждый день, и чтобы развлечься он регистрируется в разных соц. сетях с одной целью — спровоцировать людей на конфликт;

—«Я угараю с тебя, и с ваших тёлок », « дура ненормальная ахаха», « Дура ты, я повидал больше чем ты» — использование негативных номинаций «дура» — характеризует глупую женщину и «тёлка» — женщина, достигшая физической зрелости, но не состоящая в браке, употребляется, как фамильярное обращение к женщине. Во всех случаях унижает женское достоинство, авторы комментариев не ставят ни во что женский пол;

—«Ты себя то видел, долбогном комнатный ? У меня то в отличии от тебя хоть что-то в мозгах есть» — с помощью оскорбительной номинации «долбогном» автор характеризует коммуниканта, как неадекватного человека, непонимающего простых вещей, слово образовано при помощи соединения двух основ «долб» и «гном». «Долб» — это слова долбанутый (т. е. ненормальный, глупый, со странностями), «гном» — это маленький человек, который из себя ничего не представляет. Эпитет «комнатный» , т. е. постоянно находящийся в одном пространстве и ничем не интересуется — усиливает негативную коннотацию номинации.

Соглашаясь с мнением Стексовой Т. И. [9, с.77], следует выделить такие особенности выражения речевой агрессии в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере «Telegram» (орфография и пунктуация в комментариях сохраняется), как:

Использование Ты-номинации: «Какое насилие?!!! Тебя первого пора брать в кандалы», «Таких как ты на столбах вешать надо!!», «За то не уЗколобые, в отличие от тебе подобных», «Главпетух — твой папа. И ты — дырявый чёрт». В приведённых примерах обращение на Ты воспринимается как неуважительное и хамское в сторону собеседника;

Негативная номинация адресатов. Открытое неуважение проявляется в тех случаях, когда комментатор выражает свое оценочное отношение к автору комментария или текста: « Идиота кусок», «Кто поджёг, конечно, сволочь !», «Кто-то смотрит этих дебилов ?» « Толстомордая свинья », « Скотина , иди и заработай своему. Чтоб руки у таких отмороженных ОТСОХЛИ». Использование негативных номинаций: «скотина» и «свинья» характеризуют человека как непорядочного, грубого, невежественного с неизменными привычками, «идиот» и «дебил» — глупый и туго соображающий человек, «сволочь» — мерзавец, подлый человек;

Активное использование негативно окрашенной просторечной лексики: «- Горит Сибирь, — Пердак у тебя горит)», «А глаза у него какие мерзкие », «Какой грозный петушара », «Кошмар, что есть ещё такие имбецилы ». Тенденция к жаргонизации и криминализации современного русского языка много раз отмечалась многими исследователями. Приведённые примеры комментариев служат ярким подтверждением этому. Можно предположить, что комментаторы осознают ненормативность используемой ими лексики и употребляют ее намеренно. Когда администрация сайтов запрещает нецензурную лексику, удаляет текст с ее использованием, они прибегают к разного рода приёмам: заменяют одну/две буквы в слове, пропускают одну букву используют знаки препинания вместо букв, латиницу вместо кириллицы и подобное, чтобы слово формально не было запрещенным и в то же время оставалось вполне узнаваемым

Таким образом, вербальная агрессия её мотивы и способы проявления являются объектом судебной лингвистической экспертизы, т. е. это продукты речевой деятельности (от отдельного слова до целого теста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме (в т. ч. устные тексты, записанные с помощью букв) [10]. Продукты речевой деятельности могут оцениваться с точки зрения цели его порождения, выражаемого им смыслом, способы выражения этого смысла и характер его воздействия на адресата или аудитории. Подводя итог всему выше сказанному, к признакам проявления речевой агрессии мы можем отнести: использование Ты-номинации; негативную номинацию адресатов; использование негативно окрашенной просторечной лексики; проявление неуважения по отношению к собеседнику и т. д.

Литература:

  1. Фрустрационная теория агрессии [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрустрационная_теория_агрессии (дата обращения: 03.05.2022г.)
  2. Радченко О. А. Исследование агрессивного дискурса: проблемы и перспективы.
  3. Черкасова М. Н. Речевая агрессия как предмет лингвистической экспертизы (на примере текстов СМИ, содержащих сведения экстремистского характера) // Научные ведомости. 2009г. № 14. С.57.
  4. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. Пособие–М.: Флинта: Наука, 2007.
  5. Петрова Н.Е, Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии — Москва: «Флинта», 2011 — с.5.
  6. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. М., 2000.
  7. Паблик «Рифмы и Панчи» в социальной сети «ВКонтакте» // [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/rhymes (дата обращения: 09.05.2022г.)
  8. Телеграм-канал «Ni Mash» в мессенджере «Telegram» // [Электронный ресурс] // URL: https://t.me/mash_nimash (дата обращения: 10.05.2022)
  9. Стексова Т. И. Речевая агрессия в Интернет- комментариях как проявление социальной напряжённости // Политическая лингвистика. 2013. С. 77–81.
  10. Предмет, объекты и задачи лингвистической экспертизы // [Электронный ресурс] // URL: http://www.sudexpert.ru/possib/lingv.php (дата обращения: 11.05.2022г.)
  11. Черкасова, М. Н. Речевая агрессия как предмет лингвистической экспертизы (на примере текстов СМИ, содержащих сведения экстремистского характера) / М. Н. Черкасова. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-kak-predmet-lingvisticheskoy-ekspertizy-na-primere-tekstov-smi-soderzhaschih-svedeniya-ekstremistskogo-haraktera? (дата обращения: 18.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): речевая агрессия, вербальная агрессия, окрашенная просторечная лексика, Интернет, использование Ты-номинации, негативная номинация адресатов, речевая деятельность, слово, социальная сеть, судебная лингвистическая экспертиза.


Похожие статьи

Экспертиза проявлений вербальной речевой агрессии в интернет-пространстве на примере коммуникации между геймерами

В статье автор изучает практическое применение геймерами проявления речевой агрессии в ходе коммуникативного взаимодействия в специфичной лингвистической среде.

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой инфор-мации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи

В статье рассматривается понятие «социальный стереотип поведения». Анализируются факторы Интернет-зависимости молодежи, как одной из форм стереотипного поведения. Экспериментальным путем доказано, что Интернет-зависимость может привести к аддиктивном...

Абьюзивные отношения в молодежной среде

В статье авторы анализируют результаты опроса 108 молодых людей в возрасте 16–18 лет по выявлению абьюзивных отношений и тех проблем, с которыми они при этом сталкиваются.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования ком...

Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимо-сти, среди молодежи, а так же возможностям школьной педагогики по профилактике данного деструктивного феномена.

Похожие статьи

Экспертиза проявлений вербальной речевой агрессии в интернет-пространстве на примере коммуникации между геймерами

В статье автор изучает практическое применение геймерами проявления речевой агрессии в ходе коммуникативного взаимодействия в специфичной лингвистической среде.

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Дети и подростки как группа риска формирования информационной зависимости

Статья посвящена негативным последствиям влияния средств массовой инфор-мации на психоэмоциональную сферу детей и подростков и необходимости концентрации усилий педагогов для решения указанной проблемы.

Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи

В статье рассматривается понятие «социальный стереотип поведения». Анализируются факторы Интернет-зависимости молодежи, как одной из форм стереотипного поведения. Экспериментальным путем доказано, что Интернет-зависимость может привести к аддиктивном...

Абьюзивные отношения в молодежной среде

В статье авторы анализируют результаты опроса 108 молодых людей в возрасте 16–18 лет по выявлению абьюзивных отношений и тех проблем, с которыми они при этом сталкиваются.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования ком...

Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема

Статья посвящена проблеме формирования и развития информационной зависимо-сти, среди молодежи, а так же возможностям школьной педагогики по профилактике данного деструктивного феномена.

Задать вопрос