Политическая и социальная аллегория на западное общество 1960–70-х годов в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 17.05.2022

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Прохоров, Э. Т. Политическая и социальная аллегория на западное общество 1960–70-х годов в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» / Э. Т. Прохоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91628/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена исследованию фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Цель исследования — сопоставить вымышленную сюжетную линию киноленты с реальными событиями 60–70х гг. двадцатого столетия. Актуальность темы обусловлена тем, что фильм С. Кубрика входит в золотую коллекцию классических лент режиссера. Фильм разобран на цитаты, имеет высокую художественную ценность и до сих считается одной из самых популярных голливудских картин всех времён.

Ключевые слова: политическая аллегория, Заводной апельсин, Стенли Кубрик, художественная ценность.

Кинолента Стэнли Кубрика является одноименной экранизацией культового романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» [1]. В фильме Кубрик показал аллегорию на западное буржуазное общество 60–70-х двадцатого столетия в романе Бёрджесса через призму своего восприятия. Фильм наполнен различными образами и аллегориями, которые бросаются в глаза даже неискушенному зрителю, хотя бы немного знакомому с историей западной культуры 60–70-х годов. Роман был написан в 1962 году, а спустя девять лет он получил полноценную экранизацию от мастера авторского и смелого кино — легендарного Стэнли Кубрика, за плечами которого уже было три выдающихся работы: «Спартак» — 1960, «Лолита» — 1962, «Космическая Одиссея 2001 года» — 1968. Нам предстоит рассмотреть фильм с двух разных сторон: социальной и политической.

Социальная сторона

Начнем с представления главного героя данной кинокартины. Алекс, от лица которого будет вестись все повествование фильма, трудный подросток, который состоит в банде из четырех человек, включая его самого [3, с. 13–14]. Они по ночам бродят по городу, грабят, убивают, врываются в чужие дома, вступают в открытую конфронтацию с другими бандами, ведущими такой же аморальный образ жизни и преступный род деятельности. В начале фильма Алекс и его банда друзей врываются в дом к известному писателю, а затем Кубрик показывает сцену сексуального насилия, которую учинили Алекс и его приятели над женой писателя. Мы можем смело провести параллели с убийством беременной Шерон Тейт, являющейся супругой известного кинорежиссера Романа Полански.

Убийство Шерон Тейт произошло как раз в 1969 году, т. е. за два года до выхода фильма «Заводной апельсин» на экраны. Таким образом, фильм поднимает темы нападок на известных людей, а также проблему резкой волны изнасилований и ограблений в американском обществе 60-х годов. В 1960 году число серьезных преступлений составило около двух миллионов. В 1971 году число зарегистрированных преступлений перевалило отметку в шесть миллионов. Линдон Джонсон, 36-й президент США, выступил в американском Конгрессе, где с прискорбием заявил — каждые 26 минут в Америке совершается одно изнасилование, каждые 5 минут — одно ограбление, каждую минуту — автомобильный угон, а каждые 28 секунд — одна мелкая кража. Вся преступность в стране обходится государству убытками в 27 миллиардов долларов в год.

Когда в фильме Алекс возвращается домой, где его ждут ни о чем не подозревающие родители, он кладет украденные предметы в ящик под кроватью, где лежит уже изрядное количество золотых украшений, наручных часов и прочих ворованных ценностей. Когда отец Алекса спрашивает у жены, куда их сын ходит на работу по вечерам, то мать Алекса дает довольно расплывчатый ответ, что еще раз подтверждает — она сама не знает, чем по ночам занимается ее сын. В 60–70-е годы родители в США часто не замечали того, чем занимаются их дети. Они могли уезжать поздно вечером, оставляя детей одних. Также в западном обществе сложилась такая традиция — когда в семье было более одного ребенка, родители оставляли своих младших детей под ответственность старших. Взрослые американцы могли приезжать поздно ночью домой, или же вообще являться под утро, при этом даже не интересуясь, что их дети делали в отсутствии родителей все это время.

Когда Алекс приходит в магазин пластинок, он встречает двух девушек юного возраста. Когда главный герой обращается к ним с неприличным предложением, девушки улыбаются в ответ и смело соглашаются, идя домой к незнакомому человеку. Америка позиционирует себя в качестве цитадели свободы, толерантности и сексуальной раскрепощённости, чём свидетельствует сексуальная революция в США, которая пришлась на 60-е. Если в 1965 году по статистике 70 процентов тридцатилетних американцев высказывали отвращение и жесткую критику о добрачных половых отношениях, то в 70-х эта цифра постепенно снизилась до 23 %.

Книга Э. Бёрджесса и фильм Кубрика показывают общество, где нет четко очерченных морально-нравственных установок и ориентиров. Оба автора хотят сказать, к чему ведет полная вседозволенность, распущенность и попустительство в воспитании молодого поколения со стороны родителей. Одним из ярких примеров сексуальной революции, отчасти поднимающейся в фильме, становится массовое производство средств контрацепции, которые позволяли удовлетворять свои потребности, не боясь случайного появления потомства. Таким образом, сексуальная революция привела к падению традиционных христианских устоев и тотальному вырождению белого населения Америки уже к концу XX века.

Когда Алекса задержали с поличным на месте преступления, то его отправляют в тюрьму. После жесткого досмотра Алекса провожают в камеру. Следующая сцена фильма показывает нам уроки религиозного воспитания для заключенных тюрьмы. Священник читает проповедь, но почти никто из заключенных не воспринимает наставления священнослужителя всерьез, пытаясь постоянно дразнить и отвлекать проповедника от чтения Священного писания. До сих пор в США действует капелланская служба. Капеллан — священнослужитель, который совмещает церковную службу с иными родами деятельности, носящим светский характер. Почти во всех американских тюрьмах есть капелланы, которые представляют все основные религии и конфессии: от ислама до католичества. Фильм Кубрика наглядно демонстрирует общество, разложившееся не только с точки зрения бытовой морали и нравственности, но и с религиозной стороны. Фильм говорит нам, что было бы, если мораль и религия перестали бы играть главенствующую роль среди широких слоев населения.

Политическая сторона

В фильме, во время посещения тюрьмы новым министром внутренних дел, им объявляется новый эксперимент, который проводит правительство. Эксперимент заключается в том, чтобы выбрать минимум одного заключенного и отправить его в лечебное заведение по полному перевоспитанию. Услышав, что можно покинуть тюрьму раз и навсегда, Алекс вызывается самым первым. По плану, разработанному медиками, любого заключенного, даже самого неисправимого и опасного, можно через каких-то две недели привести в норму, социализировать, сделать совершенно законопослушным и полезным обществу гражданином. Подобная практика действительно имела место быть. Только в отличие от больниц и психиатрических клиник, как в киноленте «Заводной апельсин», использовалась немного иная практика.

В 1970-х гг. были проведены реформы по перевоспитанию и профилактике юных правонарушителей. Всех правонарушителей признали девиантами. Девианты — это люди с отклонениями в поведении, подобные субъекты не признают ничьего авторитета и стараются всячески участвовать в разных видах протестной деятельности. В 1974 г. вступил в силу закон о профилактике девиантных форм поведения у несовершеннолетних правонарушителей. С юными преступниками беседуют разные специалисты, выясняя разные мотивы и причины протестного поведения, затем вырабатывают стратегию по перевоспитанию несовершеннолетних преступников. Но на самом деле в фильме подобная методика носит политический подтекст. Задолго до реформы 1974 года в США существовала секретная операция, носящая название — COINTELPRO.

Данная операция по официальным данным действовала на территории Соединенных Штатов в период от 1956–1976 гг. Суть ее заключалась в том, чтобы выслеживать политические движения и подпольные организации, носящие оппозиционный или просоветский характер. Все мы знаем про термин маккартизм, подразумевающий охоту на коммунистов или людей, выражающих симпатии советскому правительству [5, с. 12]. КОИНТЕЛПРО же носила более иной раз радикальный характер. Телефоны подозреваемых в участии в коммунистических движениях прослушивались американскими спецслужбами. Также осуществлялись незаконные провокации и массовые аресты тех, кого якобы выводили на чистую воду сотрудники ФБР [4, с. 75–76].

В фильме Алекса пытаются «исцелить» от пристрастия к насилию тем, что заставляют смотреть хронику жестоких убийств, изнасилований, и прочих зверств, на которые способен человек. В предпоследней сцене фильма, которая по праву вошла в фонд великих сцен западного кинематографа, Алекса заставляют пройти тест на насилие и на сексуальное влечение. Сначала его избивает мужчина, чтобы взглянуть, ответит ли Алекс насилием на насилие после всех проведённых психологических процедур в клинике. Но Алекс не отвечает на жестокость и прочие издевательства. Тогда комиссия решает вызвать обнаженную девушку, символизирующую похоть и разврат, чтобы вызвать в главном герое острую потребность в плотском наслаждении, но юноша и в этот раз успешно справился с поставленной задачей. Он не смог изнасиловать обнаженную девушку, стоящую перед ним.

Основная сюжетная линия намекает нам о полном восстановлении и излечении Алекса. Клиника превратила его в послушного и полезного обществу человека. Некий вид марионетки, которая будет подчинятся законам, общепринятым нормам поведения, не создавая при этом трудностей государству и правительству. А министерство убедилось, что если на Алексе сработала данная методика, то скоро в стране не останется ни одного преступника. Наступит гармония и законопослушность среди всех слоев населения. Отныне — нет преступности, нет девиантным видам поведения и насилию в любой форме. Да здравствует порядок и мир во всем мире! Но концовка фильма С. Кубрика ставит вскоре все на свои места, когда Алекс не выдерживает такого внутреннего психологического напора и срывается.

Заключение

Фильм Кубрика яркий представитель жанра авторского кино. Он смотрится несколько сумбурно, но это частая проблема не мэйнстримных лент. Кубрик взял крепко сбитый с сюжетной точки зрения первоисточник и наделил его еще большей философией и социально-политическим подтекстом. Даже в переносе на наши сегодняшние реалии фильм не потерял своей актуальности. Недаром работа С. Кубрика прекрасно сочетает в себе остросоциальную и психологическую драму с научно-фантастическим наполнением вымышленной Англии будущего, которая описывается и в романе, получившая превосходное осмысление в кинокартине.

Режиссер показал общество без принципов, ценностей, морали и нравственности. Общество погрязло в хаосе и преступности. Эта лента — пример того, что радикализмом не победить радикализм. Картина наглядно иллюстрирует крылатое выражение — «благими намерениями выложена дорога в ад». Изучая и исследуя ленту, ненароком приходишь к выводу, насколько вымышленный сюжет отразил реалии тех лет, когда был создан. Если книга Э. Берджесса слегка подзабыта более поздними поколениями, то работа С. Кубрика благодаря яркой визуализации будет жить еще очень долго.

Литература:

  1. Берджесс Э. Заводной апельсин: роман / Э. Бёрджесс; [пер. с англ. В. Бошняка]. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 230 с.
  2. Бодров О. В., Ахметшин Р. И. Малкольм Икс как выразитель новых тенденций в афроамериканской политической культуре США 1950–1960-х гг. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2016. № 3. С. 39–43.
  3. Грузевич Н. И. Образ антигероя в романе Э. Бёрджеса «Заводной апельсин» // Вісник Маріупольського державного гуманітарного університету. Сер.: Філологія. 2016. № 14. С. 7–14.
  4. Новиков М. Д. Маккартизм и советская периодическая печать: опыт восприятия и влияние на отечественную историографию // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 4. С. 72–78.
  5. Прохоров К. В. Реликты маккартизма: антикоммунистическое законодательство в США // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. № 3 (48). С. 12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): США, фильм, главный герой, Кубрик, сексуальная революция, фильм Кубрика, COINTELPRO, америка, двадцатое столетие, обнаженная девушка.


Ключевые слова

художественная ценность, политическая аллегория, Заводной апельсин, Стенли Кубрик

Похожие статьи

Проявление цензуры в американском кинематографе 1930–1960-х годов

В статье описаны предпосылки появления самоцензуры в американском кинематографе 1930–1960-х годов, представлена история создания главного ограничительного документа — Кодекса Хейса — и проанализированы его основные постулаты. На примерах американских...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Черты современной литературной сказки в творчестве Эдит Несбит на примере произведения «Пятеро детей и чудище»

В статье рассмотрены предпосылки к созданию современной литературной сказки в романе английской писательницы Эдит Несбит. Данная тема определяется востребованностью литературной сказки как жанра в настоящее время, что доказывается несомненным успехом...

Еда и материальные траты как способ отображения характеристики персонажей в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

Статья посвящена исследованию еды и материальных трат героев в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Актуальность романа не вызывает сомнений. Произведение является важным в творчестве автора, интересует многих учащихся и затрагивает необх...

Интерпретация сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе Теда Чана «Вавилонская башня»

Данная статья посвящена анализу авторской интерпретации классического сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе «Вавилонская башня» (Tower of Babylon, 1990) классика современной англоязычной научной фантастики Теда Чана. В статье рассматривается...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века

Цель исследования «Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века» — изучить влияние западных концепций на изменение основного вектора мысли представителей китайской интеллектуальной элиты в годы начала политик...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)

Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г...

Культурно-специфические особенности гиперболы и Understatement в дискурсе британских инфлюенсеров

Связь между языком и культурой сегодня рассматривается многопланово. Язык, как один из главных атрибутов нации, выражает культуру страны, и его роль невозможно переоценить. Каждая культура индивидуальна и включает в себя ряд особенностей, которые мог...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Похожие статьи

Проявление цензуры в американском кинематографе 1930–1960-х годов

В статье описаны предпосылки появления самоцензуры в американском кинематографе 1930–1960-х годов, представлена история создания главного ограничительного документа — Кодекса Хейса — и проанализированы его основные постулаты. На примерах американских...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Черты современной литературной сказки в творчестве Эдит Несбит на примере произведения «Пятеро детей и чудище»

В статье рассмотрены предпосылки к созданию современной литературной сказки в романе английской писательницы Эдит Несбит. Данная тема определяется востребованностью литературной сказки как жанра в настоящее время, что доказывается несомненным успехом...

Еда и материальные траты как способ отображения характеристики персонажей в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

Статья посвящена исследованию еды и материальных трат героев в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Актуальность романа не вызывает сомнений. Произведение является важным в творчестве автора, интересует многих учащихся и затрагивает необх...

Интерпретация сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе Теда Чана «Вавилонская башня»

Данная статья посвящена анализу авторской интерпретации классического сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе «Вавилонская башня» (Tower of Babylon, 1990) классика современной англоязычной научной фантастики Теда Чана. В статье рассматривается...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века

Цель исследования «Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века» — изучить влияние западных концепций на изменение основного вектора мысли представителей китайской интеллектуальной элиты в годы начала политик...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)

Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г...

Культурно-специфические особенности гиперболы и Understatement в дискурсе британских инфлюенсеров

Связь между языком и культурой сегодня рассматривается многопланово. Язык, как один из главных атрибутов нации, выражает культуру страны, и его роль невозможно переоценить. Каждая культура индивидуальна и включает в себя ряд особенностей, которые мог...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Задать вопрос