Категория рода как переводческий аспект локализации видеоигр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Мошнин, А. С. Категория рода как переводческий аспект локализации видеоигр / А. С. Мошнин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 485-486. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91456/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается как такой грамматический аспект как категория рода может сказываться на качестве перевода при локализации видеоигр.

Ключевые слова : категория рода, локализация видеоигр.

Локализация видеоигр — трудоемкий и комплексный процесс, требующий слаженной работы специалистов из разных областей. Среди этого множества экспертов важная роль выделяется переводчикам, вынужденным работать с огромным количеством аспектов при переводе видеоигр. Одним из таких аспектов является категория рода.

В. А. Виноградов определяет «род» как грамматическую категорию, относящуюся к разным частям речи. Она состоит из распределения слов или форм по двум или же трем классам. Их традиционно соотносят с признаками пола, или их отсутствием. Данные классы именуются мужским, женским, средним [Виноградов 2002: 417].

Если для нас традиционные лексикографическиие пометки «f», «m» служат пояснением, к какому роду относятся те или иные объекты, то англичан они приводят в смятение, так как категория рода отсутствует в английском языке [Даулетов 2014: 169]. Однако, когда дело доходит до перевода видеоигр, созданных на английском языке, в затруднительном положении могут уже оказаться сами локализаторы и переводчики.

С целью рассмотреть, какие ограничения категория рода может накладывать на перевод, обратимся к игре «Detroit: Become Human» выпущенной студией Quantic Dream в 2018 году.

Одной из ведущих тем игры являются взаимоотношения между людьми и андроидами. В прохождении игры имеется важная деталь, по сути являющаяся ключевой в развитии сюжета. Речь идет о местоимении It , которым оперируют люди при обращении к роботам. На протяжении всей игры андроиды борются за право считаться людьми, и то, как происходит смещение от It к He или She в отношениях, является кульминацией сюжета.

Приведем небольшую таблицу (1), чтобы рассмотреть и сравнить как выражаются отношения между персонажами в оригинале и локализованных версиях игры:

Таблица 1

Персонаж в игре

Оригинал

Русскоязычная локализация

Немецкоязычная локализация

1. Спецназовец, человек, выполняющий свои обязанности и равнодушный к андроидам.

«We could easily get it , but they’re on the edge of the balcony. If it falls, she falls.»

«Снайперы бы сняли его , но он же стоит на краю. Если упадет, вместе с ней».

«Wir können ihn ausschalten, Sie sind am Rande Terrasse. Wenn er fällt, fällt auch sie.»

2. Андроид говорит о себе подобном.

«Has it experienced an emotional shock recently?»

«Был ли у него недавно эмоциональный шок?»

«Hat er kürzlich einen emotionalen Schock erlitten?»

3. Девиантный андроид (считающий себя и других роботов людьми) говорит о другом андроиде.

« He took a risk for us. We can’t just leave him here.»

« Он рисковал ради нас, нельзя его бросать».

« Er hat uns geholfen. Wir können ihn nicht hier lassen.»

4. Люди, которые считают андроидов людьми и помогают им.

«We hid him here for a while, but all he wanted to do was cross the border.»

«Мы его тут прятали, но он все смотрел в сторону границы».

«Wir verstecken ihn eine Weile, aber er wollte unbedingt über die Grenze.»

В первых двух строчках английской версии неодушевленное It является местоимением, используемым для обозначения того, что андроиды это вещь, это нечто не живое и лишенное каких-либо чувств. It — необходимый инструмент, позволяющий передать эту разницу восприятия и отношения к роботам. Однако, для тех, кто не разделяет подобную точку зрения и видит в андроидах живых людей, «бездушное» It сменяется на He , а точнее на объектное местоимение him (см. строки 3,4).

Это простой, но действенный прием, оказывающий влияние на игроков, к сожалению, пропадает в локализованных версиях игры. Происходит это не по вине переводчиков, а из-за отсутствия категории рода в английском языке, что приводит к невозможности воспроизвести схожий эффект на игроков при прохождении видеоигры.

В другой игре от тех же разработчиков, выпущенной в 2012 году, Beyond: Two Souls, также есть интересный момент, касающийся категории рода. Одну из героинь в оригинале зовут Tuesday, в российской локализации ее имя заменили на «Суббота», что соответствует женскому роду. Однако, аналогичный прием невозможен в немецкой локализации ввиду того, что все дни в языке относятся к мужскому роду ( der Dienstag (вторник), der Samstag (суббота)). Поэтому немецкие локализаторы решили сохранить оригинальное имя и оставили Tuesday.

Категория рода лишь один из множества аспектов, который важно принимать во внимание переводчику, работающему над локализацией видеоигр. И как мы видим по таблице 1, его вполне может быть достаточно, чтобы вызвать существенные сложности для эквивалентного перевода. Между тем, перевод играет ключевую роль при локализации видеоигр, и его качество напрямую будет влиять на успех итогового продукта на рынке.

Литература:

  1. Ачкасов А. В. Индустрия локализации и подготовка переводчиков // Индустрия перевода. Материалы VIII Международной научной конференции 6–8 июня. Пермь, 2016. С. 13–19.
  2. Виноградов, В. А. Род [Текст] / В. А. Виноградов // Лингвистический энциклопедический словарь; гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. С. 417–418
  3. Водоватова Т. Е., Кинчаров В. А. Видеоигра: текстовая природа, особенности семиотики // Вестник Международного института рынка. 2019. № 2. С. 113–117.
  4. Даулетов А. С. Ономасиологические аспекты выражения категории рода в англоязычном тексте и тексте его русского перевода // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. C. 167–181.
Основные термины (генерируются автоматически): категория рода, английский язык, андроид, видеоигр, игра, локализация, локализованная версия игры.


Ключевые слова

категория рода, локализация видеоигр

Похожие статьи

Сопоставительная характеристика категории рода в русском...

 В русском языке категория рода является одним из основных морфологических признаков имени существительного. Выделяют четыре вида грамматического рода: мужской, женский, средний и общий. Принято полагать, что нет никаких конкретных логических оснований для...

Локализация компьютерных игр и проблема её качества

Ключевые слова:локализация, компьютерные игры, трудности перевода, проблема качества

Предметом статьи является проблема качества перевода при локализации компьютерных игр.

Другой проблемой является род — та самая грамматическая категория, которая всегда...

Развитие глагольных категорий в английском языке

Германские языки были языками синтетического строя. Именные части речи имели категории падежа, рода и числа, глагольные — времени

- в современном английском языке количество глагольных категорий не увеличилось по сравнению с древнеанглийским, но в тоже время...

Функции лабиринта в романе Джеймса Дэшнера «Бегущий по...»

Это «Голодные игры», «Дивергент» и «Бегущий по лабиринту», отличающиеся схожей тематикой, героями и запутанным

Во-вторых, разделились на несколько групп в зависимости от рода деятельности. У них есть садоводы, которые выращивают плоды и следят за питанием...

Трудности лингвистической адаптации программного обеспечения...

 Видеоигра как феномен современного общества существует на грани искусства и технологии, являясь предметом жарких споров не только с морально-этической точки зрения, но и с точки зрения изучения самой видеоигры, как явления.

Дифтерия ротоглотки: эпидемиология, классификация...

Классификация. По локализации выделают следующие формы дифтерии: Дифтерия ротоглотки

Для локализованной формы дифтерии ротоглотки характерным является расположение налетов лишь на миндалинах.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Размещение электронной версии. 4 июня на сайте появится сверстанный номер журнала «Молодой ученый» с Вашей статьей. Вы получите уведомление по электронной почте — и сможете скачать номер в формате PDF и найти вашу статью.

Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса

— AndyRobot — известный чат-бот для изучения английского языка. Он не только отправляет новые слова и упражнения, а может поддерживать

Конечно, он не может заменить реального собеседника, но способен помочь начинающим начать использовать английский язык.

«Говорящая» среда как технология организации образовательного...

Скачать электронную версию. Скачать Часть 1 (pdf).

Языки аналитические и синтетические | Статья в журнале...

В современном английском языке сохраняется только признак подъема, а меняется задняя локализация на переднюю и лабиализация на

В турецком и английском языках, где нет категории грамматического рода, различают пол животных при помощи «пустых слов»...

Похожие статьи

Сопоставительная характеристика категории рода в русском...

 В русском языке категория рода является одним из основных морфологических признаков имени существительного. Выделяют четыре вида грамматического рода: мужской, женский, средний и общий. Принято полагать, что нет никаких конкретных логических оснований для...

Локализация компьютерных игр и проблема её качества

Ключевые слова:локализация, компьютерные игры, трудности перевода, проблема качества

Предметом статьи является проблема качества перевода при локализации компьютерных игр.

Другой проблемой является род — та самая грамматическая категория, которая всегда...

Развитие глагольных категорий в английском языке

Германские языки были языками синтетического строя. Именные части речи имели категории падежа, рода и числа, глагольные — времени

- в современном английском языке количество глагольных категорий не увеличилось по сравнению с древнеанглийским, но в тоже время...

Функции лабиринта в романе Джеймса Дэшнера «Бегущий по...»

Это «Голодные игры», «Дивергент» и «Бегущий по лабиринту», отличающиеся схожей тематикой, героями и запутанным

Во-вторых, разделились на несколько групп в зависимости от рода деятельности. У них есть садоводы, которые выращивают плоды и следят за питанием...

Трудности лингвистической адаптации программного обеспечения...

 Видеоигра как феномен современного общества существует на грани искусства и технологии, являясь предметом жарких споров не только с морально-этической точки зрения, но и с точки зрения изучения самой видеоигры, как явления.

Дифтерия ротоглотки: эпидемиология, классификация...

Классификация. По локализации выделают следующие формы дифтерии: Дифтерия ротоглотки

Для локализованной формы дифтерии ротоглотки характерным является расположение налетов лишь на миндалинах.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №21...

Размещение электронной версии. 4 июня на сайте появится сверстанный номер журнала «Молодой ученый» с Вашей статьей. Вы получите уведомление по электронной почте — и сможете скачать номер в формате PDF и найти вашу статью.

Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса

— AndyRobot — известный чат-бот для изучения английского языка. Он не только отправляет новые слова и упражнения, а может поддерживать

Конечно, он не может заменить реального собеседника, но способен помочь начинающим начать использовать английский язык.

«Говорящая» среда как технология организации образовательного...

Скачать электронную версию. Скачать Часть 1 (pdf).

Языки аналитические и синтетические | Статья в журнале...

В современном английском языке сохраняется только признак подъема, а меняется задняя локализация на переднюю и лабиализация на

В турецком и английском языках, где нет категории грамматического рода, различают пол животных при помощи «пустых слов»...

Задать вопрос