Формирование у детей 6–7 лет представления о математической терминологии с помощью сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Шарипова, М. Р. Формирование у детей 6–7 лет представления о математической терминологии с помощью сказок / М. Р. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91399/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлена теоретическая разработка по формированию у детей 6–7 лет представления о математической терминологии посредством математических сказок.

Ключевые слова: математика, термин, сказка.

История развития методики формирования представления о математической терминологии начинается в XVII–XIX вв. Вопросы содержания и способы обучения детей дошкольного возраста математике и формирования у них представлений об объёмах, мерах измерения, времени и пространстве были изучены Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н Толстым и др. [5].

Гениальный чешский мыслитель-гуманист Я. А. Коменский (1592–1670) в руководстве по воспитанию дошкольников «Материнская школа» (1632) в программу обучения математике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков, сравнение чисел, определение наибольшего и наименьшего из них, сопоставление предметов по выбору, геометрических фигур, изучение общеупотребимых единиц измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт) [5].

Передовые идеи в обучении ребят математике до школы излагал великий русский педагог-демократ, основатель научной педагогики в РФ К. Д. Ушинский (1824–1871). Он предлагал учить дошкольников счету отдельных предметов и групп, действиям сложения и вычитания. В 1872 г. русский писатель Л. Н. Толстой выпустил «Азбуку», одной из частей которой является «Счет» [5].

Способы формирования у детей представления о количестве, форме показали свою результативность и имели последующее развитие в системе сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782–1852) и итальянского педагога М. Монтессори (1870–1952). В традиционных системах сенсорного воспитания рассматривались вопросы ознакомления дошкольников с геометрическими формами, величинами, изучения счету, измерениям, сопоставлению предметов по объему, весу и т. д. [2].

По мнению Е. И. Тихеевой, «естественный» путь развития понимался как единственный, ведущий к нормальному развитию числовых и в целом математических представлений у детей: соответствующий возрастным и индивидуальным возможностям, запросам каждого ребенка, сложившейся ситуации и непосредственно в ней возникшему интересу к сравнению, измерению, счету, составлению арифметических примеров и задач, делению предмета на доли» [2].

Для дошкольника одним из средств развития математических умений является сказка.

«Математическая сказка являет собой некоторое сказочное повествование, помогающее ребенку раскрыть удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление» [4].

Сказки «Колобок» (К. Ушинского), «Волк и козлята» (А. Н. Толстого), «Кот, петух и лиса» (Боголюбской), «Лиса и заяц» (В.Даля), «Теремок» (Чарушина), «Три поросенка» (Михалков), «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Телефон» (К. Чуковский), «Дюймовочка» (Х.-К. Андерсен), «Три ржаных колоска» (А. Любарская), «Старик-годовик» (В. Даль) были первыми, которые были использованы в развитии математических представлений.

Виды математических сказок:

– понятийные сказки — включают главные и математические определения и понятия;

– геометрические сказки — ознакомление с главными геометрическими фигурами;

– цифровые сказки — ознакомление с цифрами;

– комплексные сказки [4].

В своей работе Н. Я. Большунова пишет: «Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т. д». [1].

Нужно обозначить, собственно, что сказка на всем протяжении изучения обязана оставаться для детей художественным произведением и ни в коем случае не обязана редуцироваться в особо дидактическое средство. Таких упущений удается избежать, в случае если воспитатель выступает на занятии, как сказитель, артист и режиссер сказочного действа. Собственно, что касается содержания обучения дошкольников составляющим арифметики, наши дошкольники далеко превзошли классические программы детского сада. Уже в 6 лет все дошкольники овладевают счетом до 20, изучают счет десятками, сложение и вычитание в пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, приступают к изучению умножения и деления, хорошо ориентируются по часам во времени, буквально у всех ребят имеется преодоление феноменов Ж. Пиаже и т. д. Ключевым итогом опыта считается повышенная степень развития познавательной мотивации и креативных возможностей детей дошкольного возраста [1].

«Математическая терминология присутствует во многих названиях сказок, таких как «Два Ивана солдатских сына», «Семь симеонов», «Двенадцать месяцев», «Белоснежка и семь гномов» и др.». [3].

Таким образом, математические сказки хорошо влияют на детей, они помогают запоминать математические термины без усилий.

Литература:

  1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. — 2012. — № 2. — С.76–81.
  2. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. — СПб.: Питер, 2013. — С. 317–318.
  3. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2011. — 326 с.
  4. Кулагина Л. М. Математика в детском саду. — Новокузнецк, 1996. — 166 с.
  5. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, математическая терминология, дошкольный возраст, ребенок, сенсорное воспитание.


Ключевые слова

термин, сказка, математика

Похожие статьи

Сказка как средство развития количественных представлений...

Сказка для математического развития, отмечает Л. М. Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Издательство Академии педагогических

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно...

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

Основные термины (генерируются автоматически): закрепление представлений, ребенок, игра, сказка, закрепление умения, занятие

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания... Развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о...

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, занятие, ребенок, детский сад, дидактический материал, цвет предметов.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания... Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей.

Использование занимательного материала в процессе...

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного

Дети дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников...

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ

 Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве). Наблюдая за малышами в группе, я убедилась, что знания, полученные...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М. Гурович, А. В. Запорожец), сопереживать с ними, становясь как бы участником описываемых и...

Похожие статьи

Сказка как средство развития количественных представлений...

Сказка для математического развития, отмечает Л. М. Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Издательство Академии педагогических

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно...

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по...

Основные термины (генерируются автоматически): закрепление представлений, ребенок, игра, сказка, закрепление умения, занятие

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания... Развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о...

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, занятие, ребенок, детский сад, дидактический материал, цвет предметов.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания... Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей.

Использование занимательного материала в процессе...

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного

Дети дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников...

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ

 Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве). Наблюдая за малышами в группе, я убедилась, что знания, полученные...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М. Гурович, А. В. Запорожец), сопереживать с ними, становясь как бы участником описываемых и...

Задать вопрос