Бедность населения как индикатор национальной экономической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 07.05.2022

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Кузьмицкая, К. А. Бедность населения как индикатор национальной экономической безопасности / К. А. Кузьмицкая, Е. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91220/ (дата обращения: 16.12.2024).



На экономику Российской Федерации в настоящий момент времени оказывает влияние ряд отрицательных факторов, которые существенно снижают темпы ее роста. Введенные санкции со стороны западных стран, мировой экономический кризис, вызванный влиянием пандемии, обесценивание рубля по отношению к доллару и евро, повышение геополитического напряжения. Все эти аспекты затрудняют развитие конкурентоспособности отечественной экономики. Что приводит к возникновению значительных рисков в сфере экономической безопасности страны.

Акулин Ф. В. и Гончаренко Л. П. предлагают следующую трактовку данного понятия: «Экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [1].

В свою очередь Сенчагов В. К. и Иванов Е. А. дают следующее определение «Национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал» [2].

На основе представленных определений можно заключить, что экономическая безопасность государства представляет собой одной из направлений национальной безопасности государства, перед которым стоит задача обеспечить независимость экономических интересов граждан страны.

Одним из ключевых индикаторов, характеризующих систему экономической безопасности государства, является показатель бедности. Необходимо отметить, что бедность населения вызывает значительные риски для экономической безопасности страны. Так как увеличение бедных граждан, приводит к повышению социальной напряженности в обществе и развитию преступности. Высокий уровень бедности, является предпосылкой для общественных выступлений против действующего правительства государства. Одним из факторов, способствующих увеличению бедности, является повышение уровня безработицы. В том случае, если люди не могу найти себе работу, это неизменно приводит к обнищанию населения. Также высокий уровень бедности наблюдается в странах, где происходит несправедливое распределение производимого общественного продукта.

Рассмотрим показатели, характеризующие составляющие индикатор бедности. На рисунке 1 представлена динамика уровня безработицы в России в период 2017–2019 гг.

Уровень безработицы в России, в период 2017–2020 гг. [3]

Рис. 1. Уровень безработицы в России, в период 2017–2020 гг. [3]

На представленном рисунке видно, что в период 2017–2019 безработица находилась на уровне 5,5 %. При этом в 2020 году, было отмечено повышение рассматриваемого показателя, что обусловлено кризисными процессами в экономике страны. Значительная часть отечественных предприятий, были вынужден остановить или сократить свою деятельность, по причине ограничений, связанных с пандемией. В современной научной литературе считается, что приемлемым для страны является уровень 3–5 %. Таким образом можно отметить, что безработица не оказывает отрицательного воздействия уровень бедности в Российской Федерации. Практические все желающие, могут найти себе работу.

Далее рассмотрим показатель количества населения, с доходами ниже прожиточного минимума. Данные представлены на рисунке 2.

Население с доходами ниже прожиточного минимума в Российской Федерации, в период 2017–2020 гг. [3]

Рис. 2. Население с доходами ниже прожиточного минимума в Российской Федерации, в период 2017–2020 гг. [3]

На представленном рисунке видно, что количество населения с доходами ниже прожиточного минимума, за период 2017–2020 гг., сократилось с 18,9 млн. чел. до 17,8 млн. чел. Данный факт оказал положительное влияние на проблему бедности в стране, так как количество людей, получающих крайне низкие доходы, сократилось. При этом стоит отметить, что 12 % населения страны, получает доходы ниже прожиточного минимума. Данный факт отрицательно характеризует ситуацию с уровнем бедности в Российской Федерации.

Далее проведем рассмотрение показателя соотношения минимальной и средней заработной платы в стране. Данные представлены на рисунке 3.

Соотношение минимальной и средней заработной платы в Российской Федерации, в период 2017–2020 гг. [3]

Рис. 3. Соотношение минимальной и средней заработной платы в Российской Федерации, в период 2017–2020 гг. [3]

На представленном рисунке видно, что средняя заработная плата в стране, на более чем 300 % превышает уровень минимальной оплаты труда. При этом данный показатель стабильно увеличивался в период 2017–2019 гг., что положительно влияло на уровень бедности в стране. Однако в 2020 году рассматриваемый показатель снизился, под влиянием кризисных процессов в экономике страны. Данный факт отрицательно отразился на проблеме бедности в Российской Федерации.

Далее проведем рассмотрение показателя соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных граждан Российской Федерации. Данные представлены на рисунке 4.

Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных граждан Российской Федерации [3]

Рис. 4. Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных граждан Российской Федерации [3]

На представленном рисунке видно, что диспропорция между 10 % самых богатых и 10 % самых бедных людей стабильно снижалась в Российской Федерации, в период 2018–2020 гг. Данный факт, оказал положительное влияние на решение проблемы бедности в стране. Необходимо отметить, что увеличение данной диспропорции свидетельствует об ухудшении рассматриваемого индикатора. Что вызывает риски для экономической безопасности страны.

По результатам проведенного рассмотрения показателей, необходимо заключить следующее. В период 2017–2019 гг. в Российской Федерации снижался показатель индикатора бедности населения, что положительно отразилось на состоянии экономической безопасности государства. При этом, кризис 2020 года, вызванный пандемией, оказал отрицательно влияние на значение рассматриваемого показателя. В стране увеличилась безработица, а также снизилось значение показателя соотношения минимальной и средней заработной платы.

С целью снижения уровня бедности в стране, Правительство Российской Федерации, в мае 2019 года, приняло программу для достижения данной цели [4]. В принятой программе, закреплены следующие конкретные задачи:

— Федеральный МРОТ будет ежегодно устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года.

— Размер страховых пенсий по старости неработающим пенсионерам будут ежегодно повышаться выше уровня инфляции. В перечне мер государственной политики.

— Зарплаты бюджетников (врачей, учителей, научных сотрудников и др.) должны будут поддерживаться на достигнутом уровне, то есть составлять 100 или 200 % от среднерегионального трудового дохода в зависимости от категории.

Представленные мероприятия, несомненно будут способствовать снижению бедности в Российской Федерации. Однако в текущих условиях введения санкций со стороны западных стран, экономика страны находится крайне тяжелых условиях, что может отразиться на увеличении индикатора бедности и соответственно приведет к возникновению рисков в сфере экономической безопасности.

В данной ситуации целесообразно реализовывать программу создания дополнительных рабочих мест в стране, с помощью создания новых предприятий. Уход с отечественного рынка зарубежных компаний, неизбежно приведет к увеличению количества безработных граждан. При этом будут созданы условия, для заполнения освободившейся ниши отечественными продуктами, которые будут производиться на вновь созданных предприятиях. Источником для инвестиций данных проектов, целесообразно выбрать фонд национального благосостояния.

Также необходимо проводить системный контроль над уровнем безработицы, количества малоимущих семей и недееспособных граждан, путем большего финансирования компетентных госструктур и тотальный контроль за распределением средств.

Приведенные мероприятия, создадут необходимые предпосылки для снижения уровня бедности в Российской Федерации, что поможет нивелировать риски в сфере экономической безопасности государства.

Литература:

  1. Гончаренко Л. П., Акулинин Ф. В. Экономическая безопасность. Учебник для вузов: Учебник. — М.: Юрайт, 2018– 478 с.
  2. Сенчагов В. К., Иванов Е. А. Структура механизма мониторинга экономической безопасности России: Монография. — М.: Институт экономики РАН, 2015. — 341 с.
  3. https://rosstat.gov.ru — сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
  4. https://www.rbc.ru — новостной портал.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прожиточный минимум, заработная плата, представленный рисунок, экономическая безопасность государства, рассматриваемый показатель, уровень бедности, экономика страны, экономическая безопасность страны, отечественная экономика.


Задать вопрос