Правовые проблемы размещения отходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 06.05.2022

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Пестова, А. Н. Правовые проблемы размещения отходов / А. Н. Пестова, А. В. Чернышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91145/ (дата обращения: 23.04.2024).



Одним из важнейших конституционных прав человека является закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, от эффективной реализации которого зависит качество жизни и здоровье населения страны, а также экономическая ситуация в государстве [1]. Для создания гарантий соблюдения указанного права необходима тщательно продуманная государственная политика в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также использования природных ресурсов, и одной из составляющих частей этой политики является создание качественного нормативно-правового регулирования деятельности, связанной с использованием природных ресурсов.

Как отмечает М. В. Пономарев, сейчас весьма актуально стоит вопрос, связанный с утилизацией и переработкой отходов, а также их запуском во вторничный оборот [2, с.3]. М. Г. Гимбатов и И. В. Орловская также подчеркивают важность решения проблемы обращения с отходами производства, продиктованную развитием сельского хозяйства и промышленности, а также указывают на необходимость контроля и регулирования борьбы с несанкционированными свалками [3, с.91].

Сейчас основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы обращения с отходами, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон), где содержатся определения таких ключевых понятий, как отходы производства и потребления, обращение с ними, хранение и размещение отходов, их захоронение, утилизация, обезвреживание и т. д. [4] Следует согласиться с Н. Г. Курамшиной, Г. С. Носовой и Н. В. Кострюковой, отмечающими, что в качестве одного из объектов захоронения отходов Федеральный закон называет подземное сооружение, однако легальное определение данного понятия в российском законодательстве отсутствует, что может создать затруднения на практике [5, с.235]. Авторы также указывают, что в соответствии с положением ч. 2 ст.51 Федерального закона установлен запрет на сброс отходов в недра, водные объекты, а также на почву, в то время как само понятие «сброс отходов» в этом нормативном акте не определяется, соответственно, остается неясным, что понимать под таким сбросом.

Еще одной проблемой нормативного регулирования размещения отходов следует назвать несоответствие ряда положений законодательства в области экологии и правовых актов, содержащих нормы о санитарной безопасности. Мы уже указывали, что в ст. 1 Федерального закона содержится определение объекта размещения отходов, а также приведен их открытый перечень (полигон, шламовый амбар, хвостохранилище и т. д.). В то же время, в соответствии с приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. № 49, которым утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, установлен закрытый перечень таких объектов и их кодов, необходимых для машинной обработки: в частности, объектами размещения отходов согласно Правилам являются полигоны для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов [6]. В действующем СанПиН 2.1.3684–21 говорится о требованиях к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов [7], а в СНиП 2.01.28–85 — о полигонах по обезвреживанию токсичных промышленных отходов [8]. В то же время, в Федеральном законе, как и в других нормативных актах, не содержится определения понятия промышленных отходов, а есть лишь трактовка твердых коммунальных отходов.

При анализе содержания государственного реестра размещения отходов в Нижегородской области можно увидеть, что на территории данного региона действуют полигоны захоронения твердых коммунальных отходов, полигоны промышленных отходов, полигоны твердых бытовых отходов и ряд иных объектов размещения отходов [9]. Как видно, не все объекты, исходя из их названия, подпадают под действие вышеуказанных СанПиН и СНиП, поэтому на данный момент остается открытым вопрос о том, должен ли полигон твердых бытовых отходов соответствовать гигиеническим требованиям, установленным СанПиН 2.1.7.1038–01.2.1.7, а также быть спроектирован согласно положениям СНиП 2.01.28–85.

Еще одним законодательным упущением является то, что в Федеральном законе говорится об отходах производства и потребления, в то время как санитарные правила и нормы указывают в основном на бытовые и промышленные отходы. Несмотря на наличие возможности проведения параллелей между указанными понятиями, целесообразнее было бы использование единых терминов во всех законодательных актах, касающихся обращения со отходами.

Ю. Э. Ким и В. А. Синицина правовой проблемой, связанной с размещением отходов, называют также противоречивость регионального законодательства в части установления целевых показателей проведения так называемой «мусорной реформы», начавшейся в 2019 году и связанной с внесением в Федеральный закон ряда изменений, касающихся организации обращения с твердыми коммунальными отходами, что повлекло также необходимость принятия нормативных актов субъектами РФ. Авторы считают, что субъектам РФ трудно определить точные данные, которых необходимо достигнуть в результате проводимых мероприятий, приводя в пример расхождение значений целевых показателей обращения с отходами производства и потребления в территориальной схеме Свердловской области и в государственной программе в сфере на территории Свердловской области, принятой на период 2019–2030 гг. [10, с.557–558]

Проведенный нами анализ целевых показателей, обозначенных в Региональной программе в области обращения с отходами на территории Нижегородской области на период 2019–2024 годов, показывает, что доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, должна составлять 35,5 %, а доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов — 60 % [11]. В то же время, в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 № 843, какие-либо численные показатели и вовсе отсутствуют, хотя данный документ, исходя из его содержания, направлен на реализацию норм Федерального закона [12].

Ю. Э. Ким и В. А. Синицина также обращают внимание на необходимость качественного нормативно-правового обеспечения вопросов раздельного накопления отходов, в том числе, на региональном уровне, путем регламентации порядка взаимодействия регионального оператора с государственными и муниципальными органами. Данную проблему М. В. Пономарев в диссертационном исследовании обоснованно называет одной из главных причин отставания нашего государства от международного сообщества в реализации и процессов обработки и дальнейшей утилизации отходов [2, с.3].

В целом перечень проблем правового регулирования вопросов размещения отходов весьма широк. Можно выделить такую проблему, как отсутствие законодательного определения понятия объекта утилизации отходов, а также требований к его проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и размещению, что создает правовую неопределенность при выборе земельного участка, где будет размещен такой объект. В законодательстве требуется также закрепить определение экотехнопарка то есть комплекса зданий, сооружений, технологического и лабораторного оборудования, предназначенного для обработки, утилизации и обезвреживания отходов, их последующей переработки и запуска в производство на основании достижений науки и техники. Еще одним серьезным, на наш взгляд, упущением законодателя, является отсутствие для производителей и импортеров продукции или упаковки из вторично используемых материалов льгот по уплате экологического сбора, хотя такие льготы могли бы оказать значительный стимулирующий эффект на указанных лиц.

В заключение отметим, что в правовом регулировании вопросов размещения отходов существует достаточно много проблем и противоречий, которые в основном связаны с рассогласованностью положений разных нормативных актов в части закрепления видов отходов и объектов их размещения. Кроме этого, на региональном уровне имеются сложности с определением и нормативным установлением целевых показателей реформы в области обращения отходов, а также с организацией раздельного накопления отходов. Внимания заслуживает также наличие ряда понятий, определения которых отсутствуют в нормативно-правовых актах, однако имеют большое значение в практике обращения с отходами. Решение всех выявленных проблем позволит повысить эффективность экологической политики государства, что способно минимизировать вред, причиняемый здоровью человека и окружающей среде, а также вовлечь максимальное число отходов в хозяйственный оборот.

Литература:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Пономарев, М. В. Правовое регулирование охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления: специальность 12.00.06 «Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Пономарев Михаил Вячеславович; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — Москва, 2019. — 33 с.
  3. Гимбатов М. Г., Орловская И. В. Проблемы правового регулирования функционирования объектов размещения отходов / М. Г. Гимбатов, И. В. Орловская — Текст: непосредственный // Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики (серия «Юридические науки»). — № 1(4). — 2014. — С. 91–94.
  4. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления [Текст]: федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ: [принят Государственной думой 22 мая 1998 года: одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года] // Собрание законодательства РФ. — № 26. — 1998. — Ст. 3009.
  5. Курамшина, Н. Г. Проблемы правовой трактовки в сфере размещения отходов в РФ / Н. Г. Курамшина, Г. С. Носова, Н. В. Кострюкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 234–236.
  6. Российская Федерация. Министерство природных ресурсов и экологии. Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов [Текст]: приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — № 26. — 28.06.2010.
  7. Российская Федерация. Главный государственный санитарный врач. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684–21 [Текст]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
  8. Российская Федерация. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Об утверждении СП 127.13330.2017 «СНиП 2.01.28–85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» [Текст]: приказ Минстроя России от 14.11.2017 № 1533/пр// Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. — № 4. — 2018.
  9. Государственный реестр объектов размещения отходов. Нижегородская область [сайт] Умная экология. — URL: https://clevereco.ru/groro/nizhegorodskaja-oblast?CODE=nizhegorodskaja-oblast (дата обращения: 29.04.2022).
  10. Киль Ю. Э., Синицына В. А. «Мусорная реформа» в Российской Федерации: правовое регулирование и проблемы реализации / Ю. Э. Киль, В. А. Синицина — Текст: непосредственный // Вопросы российской юстиции. 2019. — № 4. — С.544–567. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musornaya-reforma-v-rossiyskoy-federatsii-pravovoe-regulirovanie-i-problemy-realizatsii (дата обращения: 29.04.2022).
  11. Нижегородская область. Правительство. Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области на период 2019–2024 годов [Текст]: постановление Правительства Нижегородской области от 17.07.2019 № 446// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. — 17.07.2019.
  12. Нижегородская область. Правительство. Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области [Текст]: постановление Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 № 843// Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. — 25.11.2019.
Основные термины (генерируются автоматически): размещение отходов, отход, отход производства, Нижегородская область, общий объем, правовое регулирование, раздельное накопление отходов, региональный уровень, Свердловская область, субъект РФ.


Похожие статьи

Правовое регулирование обращения с отходами производства...

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ с изменениями и дополнениями. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с...

Проблемы правовой трактовки в сфере размещения отходов в РФ

Однако противоречиво то, что отходы в недрах — это не неразрешённая деятельность, а размещение отходов в недрах — это строго запрещённая деятельность. Такая неоднозначная трактовка может привести к значительным трудностям во время правоприменительной практике.

К вопросу о требованиях, предъявляемых к объектам размещения...

Требования к объектам размещения отходов установлены в ст.12 Закона об отходах производства и потребления. В части второй данной статьи установлено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных...

Обращение с отходами: правовое регулирование, проблемные...

Ключевые слова: отходы производства и потребления, обращение с отходами, тарифная

Например, при размещении отходов коэффициент не превышает 5000 рублей.

В РФ около 7 процентов всех отходов поступает на заводы, остальной объем вывозится на полигоны ТБО...

Правовой учет и контроль деятельности субъектов при...

Цифровизация деятельности по обработке и утилизации отходов производства позволит наладить более эффективное правовое

С созданием указанной выше ГИС тесно связана разработка федеральной системы обращения с отходами производства и организация...

Правовое положение регионального оператора в сфере...

отход, область обращения, окружающая среда, КНР... Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Основы обращения с жидкими отходами в российском...

Кроме отсутствия общего понятия «жидкие отходы» (далее — ЖО, ЖБО, ЖПО), также отсутствуют разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления жидких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения...

Развитие правового регулирования деятельности по обращению...

отход, Российская Федерация, область обращения, окружающая среда, отход производства, вид отходов, правовое регулирование, упаковка товаров, нормативный акт, Федеральный классификационный каталог.

Правовые аспекты утилизации отходов металлургического...

Правовое разграничение понятий отходы и вторичные ресурсы, законодательное закрепление нового термина обеспечит развитие отрасли по обработке и утилизации отходов, в том числе металлургического производства, и реализацию поставленных законодателем задач в...

Похожие статьи

Правовое регулирование обращения с отходами производства...

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ с изменениями и дополнениями. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с...

Проблемы правовой трактовки в сфере размещения отходов в РФ

Однако противоречиво то, что отходы в недрах — это не неразрешённая деятельность, а размещение отходов в недрах — это строго запрещённая деятельность. Такая неоднозначная трактовка может привести к значительным трудностям во время правоприменительной практике.

К вопросу о требованиях, предъявляемых к объектам размещения...

Требования к объектам размещения отходов установлены в ст.12 Закона об отходах производства и потребления. В части второй данной статьи установлено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных...

Обращение с отходами: правовое регулирование, проблемные...

Ключевые слова: отходы производства и потребления, обращение с отходами, тарифная

Например, при размещении отходов коэффициент не превышает 5000 рублей.

В РФ около 7 процентов всех отходов поступает на заводы, остальной объем вывозится на полигоны ТБО...

Правовой учет и контроль деятельности субъектов при...

Цифровизация деятельности по обработке и утилизации отходов производства позволит наладить более эффективное правовое

С созданием указанной выше ГИС тесно связана разработка федеральной системы обращения с отходами производства и организация...

Правовое положение регионального оператора в сфере...

отход, область обращения, окружающая среда, КНР... Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Основы обращения с жидкими отходами в российском...

Кроме отсутствия общего понятия «жидкие отходы» (далее — ЖО, ЖБО, ЖПО), также отсутствуют разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления жидких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения...

Развитие правового регулирования деятельности по обращению...

отход, Российская Федерация, область обращения, окружающая среда, отход производства, вид отходов, правовое регулирование, упаковка товаров, нормативный акт, Федеральный классификационный каталог.

Правовые аспекты утилизации отходов металлургического...

Правовое разграничение понятий отходы и вторичные ресурсы, законодательное закрепление нового термина обеспечит развитие отрасли по обработке и утилизации отходов, в том числе металлургического производства, и реализацию поставленных законодателем задач в...

Задать вопрос