Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 06.05.2022

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Сапарбаев, А. З. Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики / А. З. Сапарбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91096/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма. Приводятся некоторые теории и высказывания учёных.

Ключевые слов а: одаренность, коммуникативность, компетентность, коммуникативная одаренность, профессиональная коммуникативность, сотрудник правоохранительных органов.

Ясность — главное достоинство речи.

Аристотель

Способность к коммуникации заложена у всех людей, но у разных людей выражена в разной степени. Люди различаются по музыкальной, математической и другим видам одаренности, они различаются и по коммуникативной одаренности. Есть музыкальные гении — Моцарт, Чайковский, Бетховен. Есть математические гении — Лобачевский, Пуанкаре, Перельман, есть и гении общения. А что делать, если нет природной коммуникативной одаренности? Какую значимость имеет коммуникативная компетентность в будущей профессиональной деятельности? Что надо сделать для повышения коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел?

Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно четко выявляется при организации подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма [9].

Перед тем как начать рассматривать данный вопрос, следует учесть тот факт, что у каждого человека с рождения заложена способность к коммуникации с окружающими ему людьми. Так же некоторые люди имеют коммуникативную одарённость от природы. Исходя из этого, нам следовало бы рассмотреть термин «одаренность». При существовании различных точек зрения, относительно понятия «одарённость», мы придерживаемся легального определения одарённости — «как развивающегося в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [15].

Разобрав вышеуказанный термин, следует понимать, что одарённость к той или иной сфере появляется с рождения и является частичкой психического образования, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие сферы психики. Соответственно каждый человек одарён по-своему. Кто-то в спортивной деятельности, в познавательной деятельности, в художественной деятельности и в коммуникативной деятельности. В каждой из этой деятельности есть свои представители, которые смогли стать успешными личностями благодаря своей одарённости. Проанализировав данный вопрос, возникает следующая мысль того, «что же делать людям, которые не имеют коммуникативную одарённость от природы?» Одним из решающих условий высококачественной профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования является вовлечение в активную познавательную деятельность каждого обучающегося, использование им полученных знаний на практике и чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены им после окончания специального вуза [7].

Существует огромное количество методов по повышению коммуникативной компетентности. Во-первых, перед тем как перейти непосредственно к методам хотелось бы отметить, что коммуникация определяет формирование личности каждого человека и культуры любого общества, поскольку личность развивается только в социуме, а культура формируется и передается посредством коммуникации. Так, одним из способов для повышения коммуникативной компетенции является практика в группах [5].

Считаем, что во многом эта профессия зависит и от активной и плотной работы с людьми, и этот аспект является совершенно неотъемлемым в трудовой деятельности сотрудника. Поэтому обладание такими качествами как терпение, сдержанность, коммуникабельность и деликатность — обязательное требование к сотруднику правоохранительных органов [6].

Особенно совершенствование навыков студентов и правоприменительная практика, по работе и взаимодействию с населением и со средством массовой информации [8].

Использование интерактивных методов «Радуга» такого формата позволяет развивать у студентов красноречие, умение быстро ориентироваться в новом для них материале, четко работать в установленных рамках времени. Такая форма публичных выступлений, в отличие от классических докладов, дает возможность вовлечь в активную работу студентов всей группы, а не только выступающих. Поэтому студенты лучше запоминают разнообразные вопросы, ориентируются в различных позициях сторон [10].

То есть это работа в специально созданных группах, направленных на получение знаний, создание непосредственного жизненного опыта для обучения и социального развития. Групповые методы особенно важны при внедрении командного метода работы, который является очень эффективным в тех случаях, когда студенту или же работнику приходится проходить период адаптации в новой социальной группе. Следующим немало эффективным способом в повышении коммуникативных способностей является игровые методы [5].

Игра сама по себе является событием, которое привлекает внимание и ребенка, и взрослого. Обобщающим признаком игрового метода является то, что для полного понимания личности участника воздействуют не только мысленно, но и чувственно и активно действенно, включаясь в реальные события. По мнению советского психолога Даниила Борисовича Эльконина «...содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек» [17].

Групповая дискуссия проявляется в том, что этот метод организовывает общение участников группы и сопоставляет противоположные позиции. Что в свою очередь порождает спор в обсуждении тех или иных вопросов. И это является тем самым звеном данного метода, которая необходима в развитии коммуникации. Различие данного метода состоит в том, что дискуссия придаёт поиск решений, осуществляемых на основе уточнения высказываемых участниками своих идей. К примеру, можно отнести то, что благодаря спорам каждый участник дискуссии имеет возможность выстоять свою позицию в том вопросе, который ему знаков при этом преодолевая социальные барьеры.

Обобщая вышеизложенное, мы можем заключить, что коммуникативная компетентность является важным аспектом каждой личности, так как она служит ключом к адаптации к новой социальной среде и построении диалога с окружающими людьми.

На этом мы рассмотрели виды повышения коммуникативных навыков у тех личностей, которые не одарены были данным навыком от природы. Но, как указано выше в логическом казусе исходит второй вопрос, которая изложена таким образом: «Является ли коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел важным аспектом в их профессиональной деятельности»? Проанализировав данный логический вопрос, следует понимать, что в следующей части нашей самостоятельной работы мы рассмотрим значимость коммуникативных навыков среди сотрудников органов внутренних дел. Но, перед этим стоит отметить то, что в положении. О Министерстве Внутренних Дел Республики Узбекистан в главе второй, где закреплены основные задачи и функции министерства есть подпункт, где говорится, что организация и осуществление приема физических лиц и представителей юридических лиц, обеспечение рассмотрения и разрешения их обращений в порядке, осуществляется установленным законодательством [1].

Данная задача является наглядным примером того, что сотрудникам органов внутренних дел в своей профессиональной деятельности приходится взаимодействовать с физическими и юридическими лицами. Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел относится к личностным свойствам, что позволяет сотруднику выполнять свои обязанности и решать коммуникативные задачи, то есть устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными категориями граждан, уметь внимательно слушать, доходчиво и понятно объяснять, структурировать и объективно оценивать полученную информацию, способность располагать к себе людей. Это говорит о том, что по роду службы сотруднику органов внутренних дел приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении людьми, для которых характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность. В таких ситуациях проявляется значимость коммуникационных навыков. Однако как показывает практика в ходе оперативно-служебной деятельности каждодневный контакт сотрудников друг с другом, казалось бы, должно было складывать профессионально-важные качества психологии. Но, тем не менее, сотрудников умеющих складывать данную деятельность, совсем мало. Данная проблема всегда остается актуальной, вызывая тем самым нужду в повышении компетентности сотрудников. На сегодняшний день государством создаются разные способы по подготовке и повышению квалификации сотрудников. Об этом так же говорится в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию порядка работы с кадрами органов внутренних дел и организации их службы», где в свою очередь закреплено, что получение квалификации происходит в высших образовательных учреждениях МВД РУз [2].

Одним из главных примеров является то, что для выпуска квалифицированных сотрудников от 2017 года были открыты академические лицеи МВД Узбекистана.

В лицеях особое внимание уделялось обучению начальным профессиональным знаниям и навыкам, куда входило и повышение коммуникативной компетентности. Ещё одним примером является высшее образовательное учреждение, Специализированный филиал Ташкентского государственного юридического университета, где так же идёт подготовка высококвалифицированных кадров в сфере профилактики правонарушений. В данном учреждении так же имеются модули по развитию коммуникативной компетентности, где, применяя современные методы, повышают навык социального общения будущих сотрудников. Так же одним из способов по повышению компетентности сотрудников являются собрания, которые назначаются со стороны управления органами внутренних дел. Где в свою очередь присутствуют специалисты по культуре речи, которые проводят активные тренинги по повышению коммуникативной компетентности.

Резюмируя всё вышеизложенное, необходимо отметить, что для формирования коммуникативной компетентности необходимо наличие профессиональной подготовки, то есть овладение новыми знаниями посредством самообразования и самодисциплины. Ведь для каждого сотрудника органа внутренних дел коммуникативные и психологические знания являются значимыми.

Литература:

  1. Нормативно-правовые акты Республики Узбекистан Lex.uz
  2. Постановление Президента Р.Уз «Об Организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел» — ПП-2883 12.04.2017
  3. Постановление Президента Р.Уз «О мерах по коренному совершенствованию порядка работы кадрами органов внутренних дел и организации их службы» — ПП-3413 29.11.2017
  4. Постановление Президента Р.Уз «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел» ПП-3216 от 16.08.2017
  5. Аболина Н. С. «Практикуп по развитию коммуникации»- г.Екатеренбург, 2012. С 28–37
  6. Абдуллаева Ф., Ахмедова Х. «Может ли культура речи сотрудника по профилактике правонарушений стать его визитной карточкой в обществе?» Журнал //Science and Education. — 2021. — Т. 2. — №. 7. — С. 318–324.
  7. Ахмедова, Х. О. Профессионально-ориентированное обучение языкам сотрудников правоохранительных органов — конкурентоспособность и профессионализм будущего Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 143–144. — https://moluch.ru
  8. Ахмедова, Х. О. Узость общения и незнание профессиональных терминов — причина неуспеваемости Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 234–236. — https://moluch.ru
  9. Ахмедова, Х. О. Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 144–146. — https://moluch.ru
  10. Ахмедова Х. «Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения» Общество и инновации. — 2021. — Т. 2. — №. 3. — С. 114–119. https://inscience.uz/index.php/socinov/index
  11. Akhmedova Khulkar Olimjonovna «The language communicative skills development in forming a communication culture of law enforcement agencies». European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 8.12 (2020).
  12. Ахмедова, Х. О. «Терминологические особенности правовых текстов» Молодой ученый — 2022. — № 1 (396) https://moluch.ru
  13. Akhmedovna, A. M., Olimjonovna, A. K., & Khamidovna, D. K. (2020). Enhancing student's writing through pre-writing activities. European Journal of Molecular and Clinical Medicine, 7(2), 3118–3130.
  14. Ахмедова Х. О. Халикова А. «Речевая культура поведения — значимая профессиональная обязанность каждого инспектора профилактики правонарушений» «Общество и инновации». 3, 2/S (апр. 2022), 239–245. DOI: https://doi.org/10.47689/2181–1415-vol3-iss2- С.239–245 https://inscience.uz/index.php/socinov/index
  15. Емельянова И. Е. «Понятие «одарённость» в психоло-педагогической литературе» — г.Челябинск, 2011. — С.63
  16. Lola Yunusovna Akramova, Khulkar Olimzhonovna Akhmedova, Feruza Khashimova. (2020). The problems of distance education in the conditions of the pandemic. PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 17(7), 8577–8583. Retrieved from https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/3642
  17. Эльконин Д. Б. «Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии». М.: Изд-во Междунар. пед. акад., 1995. С. 70.
  18. http://www.lex.uz
  19. http://www.iiv.uz
  20. https://library.tsul.uz
  21. http://cyberleninka.ru
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, дело, коммуникативная компетентность сотрудников органов, коммуникативная компетенция, сотрудник органов, коммуникативная одаренность, организация подготовки будущих сотрудников, основной показатель профессионализма, профессиональная деятельность, профессиональная коммуникативная компетенция.


Ключевые слова

компетентность, коммуникативность, одаренность, сотрудник правоохранительных органов, коммуникативная одаренность, профессиональная коммуникативность

Похожие статьи

Роль коммуникативной компетентности...

Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек-человек». Коммуникативная компетентность рассматривается, как...

Владение словом — важнейший элемент профессионализма...

Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно четко выявляется при организации подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и компонентный состав, в который входит ряд таких компетенций как лингвистическая, стратегическая, дискурсивная, социокультурная, речевая, а также разграничиваются понятия...

Профессиональное общение как составляющая...

На взгляд автора, стоит различать коммуникативную деятельность и коммуникативную компетентность. Как и любая деятельность коммуникативная содержит в себе мотивационный, когнитивный и регулятивный или рефлексивный компонент, определяется...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения.

Уровни развития коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной

Так как процесс формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных

Собственный подход Е. Д. Божович состоит в выделении двух основных компонентов языковой компетенции: знания о языке и речевого опыта.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся социальной действительности. Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и...

Похожие статьи

Роль коммуникативной компетентности...

Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек-человек». Коммуникативная компетентность рассматривается, как...

Владение словом — важнейший элемент профессионализма...

Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно четко выявляется при организации подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных...

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

2) коммуникативная компетенция – это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и компонентный состав, в который входит ряд таких компетенций как лингвистическая, стратегическая, дискурсивная, социокультурная, речевая, а также разграничиваются понятия...

Профессиональное общение как составляющая...

На взгляд автора, стоит различать коммуникативную деятельность и коммуникативную компетентность. Как и любая деятельность коммуникативная содержит в себе мотивационный, когнитивный и регулятивный или рефлексивный компонент, определяется...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

Коммуникативная компетентность- это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, и в ее состав, как правило, включают совокупность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность общения.

Уровни развития коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной

Так как процесс формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать...

Современные теоретические представления о коммуникативных...

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных

Собственный подход Е. Д. Божович состоит в выделении двух основных компонентов языковой компетенции: знания о языке и речевого опыта.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся социальной действительности. Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и...

Задать вопрос