Антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Красноярский рабочий» за 1930 год (по материалам контент-анализа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 04.05.2022

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Карагулян, К. Г. Антирелигиозная пропаганда на страницах газеты «Красноярский рабочий» за 1930 год (по материалам контент-анализа) / К. Г. Карагулян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/413/90988/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье предпринимается попытка изучения советской антирелигиозной пропаганды через призму региональной периодической печати. На основе сведений, полученных при помощи контент-анализа, сделаны выводы, о трансформации религиозной политики СССР в зависимости от изменений политического курса руководства страны.

Ключевые слова: контент-анализ, газета «Красноярский рабочий», религиозная политика, антирелигиозная пропаганда, РПЦ.

The article attempts to study the Soviet anti-religious propaganda through the prism of the regional periodical press. Based on the information obtained using content analysis, conclusions were drawn about the transformation of the religious policy of the USSR, depending on the changes in the political course of the country's government.

Keywords: content analysis, «Krasnoyarskiy rabochiy» newspaper, religious policy, anti-religious propaganda, the Russian Orthodox Church.

Курс на избавление от религии был взят еще после Октябрьской революции. Советским руководством был проведен ряд мероприятий, нацеленных на отделение церкви от государства [1, С. 57–60], отчуждение церковных земель и изъятие ценностей [2, С. 381–382], вскрытие мощей. [5, С. 70–82] В середине 20-х антирелигиозная политика носила умеренный характер, но в конце десятилетия, гонения на церковь обрушились с новой силой. [6, С. 126] Антирелигиозную деятельность Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И. В. Сталин напрямую связал с теорией обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму. [6, С. 126] 1929 г. ознаменован изданием Президиумом ВЦИК постановления «О религиозных объединениях» от 8 апреля. Это постановление состояло из 68 статей, основной идеей которых был запрет общественной деятельности для церквей.

Контент-анализ газеты «Красноярский рабочий» за 1930 г. позволил выявить, в каких именно направлениях выражалась антирелигиозная борьба в местных периодических изданиях. Нами был выделен ряд базовых категорий, которые объединяли понятия, описывающие различные явления религиозной политики советского государства. Годовая подборка газеты составила 272 номера, из них в 50 номерах содержатся статьи, раскрывающие тему религии.

Контент-анализ газеты «Красноярский рабочий» позволил выявить в каких именно направлениях развивалась советская антирелигиозная политика в 1930 г. Одними из наиболее частых публикаций, являются статьи, содержащие такие слова-индикаторы, как «воинствующие безбожники», «борьба с религией», «церковный дурман», «антипасхальная кампания», «долой поповские праздники» и т. д. Эти материалы мы объединили в тематический блок под названием «критика религии». Здесь встречается большое количество антирелигиозных мероприятий. В «Красноярском рабочем» можно проследить тенденцию активизации борьбы с религией, именно накануне православных праздников. Так, например, был организован антирождественский воскресник, а 7,8 и 9 января были объявлены днями работ в лесу. [4, № 289] Второй по частоте упоминаний является тема «критика советской религиозной политики за рубежом». В нее вошли публикации, содержащие маркеры «антисоветский», «крестовый поход», «папа», «агенты-церковники», «капиталисты». Также, в некоторых публикациях встречаются такие слова-индикаторы как «кулак», «поп», «рабочий». Их мы объединили в следующую тематическую группу под названием «классовая борьба». Здесь представители духовенства упоминаются наравне с кулаками. Подчеркивается неблагоприятное влияние священников на население: «вырвать крестьянку из-под влияния кулака и попа», «поповская семейка в среде рабочих» и т. д. В статье под заглавием «Союз попа, кулака и эсера» духовенство называют классовыми врагами. [4, № 92] В еще один тематический блок под названием «экспроприация церковного имущества» мы объединили публикации, содержащие маркеры «закрыть церкви», «снять колокола», «против богов». Тема экспроприации церковного имущества раскрывается в статьях, с требованиями населения снять колокола, открыть на месте церкви дет ясли, закрыть церкви. Такие слова-индикаторы как «обман», «отречение», «церковный дурман» оформлены в группу, под названием «разоблачение религии», он содержит признания бывших церковнослужителей в том, что религия вымысел. Так, бывший священник Липенко говорит «я не имею решительно ни одного факта, на основании которого мог бы доказать, что бог действительно существует… бога нет и религия — сплошной вымысел». Губернская и уездная печать всячески поддерживала «отречения от сана», постоянно печатая сообщения о таких случаях. В еще один блок под названием «вредительство» объединились статьи, уличающие представителей духовенства и верующих людей в преступлениях против государственных мероприятий. Так, например, священнослужителей обвинили в том, что они проводят разъяснительные работы с прихожанами по поводу коллективизации, тем самым подрывая ее.

Таким образом, мы видим, что «Красноярский рабочий» [4] за 1930 г. представляла РПЦ в векторе политики руководства страны. Часто, данные приведенные, в статьях не соответствовали действительности [3, C. 148]. Газета не упоминала о сопротивлении со стороны верующего населения, занижала его численность, сглаживала углы антирелигиозного гнета. Содержание этого периодического издания отражает смену приоритетов, курса руководства страны, которые мы можем проследить в номерах за другие периоды. Мы видим, что мероприятия, проводимые советским правительством на религиозном фронте, были определены такими процессами как коллективизация, индустриализация и процессом признания СССР на международной арене. Если оценивать отношение советского государства к религии в этот период, то в 1929–1930 гг. образ РПЦ, представленный «Красноярским рабочим», наглядно иллюстрировал усиливающийся контроль государства над церковью.

Литература:

  1. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Свод законов РСФСР. М., 1988 г. Т. 1. С. 57–60.
  2. Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», 23 февраля 1922 г. // Собрание узаконений и постановлений. М., 1950. № 19. Ст. 217. С. 381–382.
  3. Карманова Г. Н. Жизнь православных верующих по сводкам ОГПУ 1930 года // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28. С. 148.
  4. Красноярский рабочий. № 1–272. 1930 г.
  5. Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов // Революция и церковь. 1920. № 9–12. С. 70–82.
  6. Слезин А. А. Антирелигиозное наступление советского государства в 1927 -1929 гг. // Социодинамика. 2013. № 5. С. 126.
Основные термины (генерируются автоматически): USSR, контент-анализ газеты, рабочий, религиозная политика, религия, советское государство, тематический блок, церковное имущество, церковь.


Ключевые слова

контент-анализ, религиозная политика, газета «Красноярский рабочий», антирелигиозная пропаганда, РПЦ

Похожие статьи

Советское государство и атеизм: попытка создания новой...

Библиографическое описание: Гончаренко, Е. В. Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии и новая антирелигиозная война

В советской государственно-конфессиональной политике в конце 1950-х годов наметился новый этап. Он был связан со...

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху. Автор: Горкунова Полина Игоревна.

Около 70 лет власти большевиков советского периода государства российского представляли собой некий своеобразный эксперимент по тотальному уничтожению религии.

Модернизация советского законодательства о религиозных...

Социальная деятельность религиозных объединений была запрещена законодательно. «Запрет объяснялся тем, что подобная деятельность не имеет отношения к удовлетворению религиозных потребностей; кроме того, декларировалось, что Советское государство...

Религиозная политика Московского государства и Речи...

Религиозная политика — система целенаправленных действий государства в сфере государственно-конфессиональных отношений

Огромную роль сыграла Московская православная церковь в деле подрыва авторитета католической церкви в Речи Посполитой...

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего времени...

века, Советская эпоха церковно-государственных отношений являют исторические примеры

Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет

46 Богословско-канонический анализ писем и обращений епископа Анадырского и...

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Руководство советского государства сознавало, что уничтожить Церковь как идеологического противника, не вписавшегося в учение

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху. «Святейший Патриарх Алексий II взошел на первосвятительский престол, когда кризис...

История становления российского законодательства...

Ключевые слова: государство, религия, законодательство. Религия на протяжении многих

В 1917 г. вероисповедная политика российского государства переходит на новый этап своего

Уже первые декреты советского государства разорвали былой союз между церковью и...

Конфессиональная политика государства в отношении...

К этим религиозным группам, принадлежала значительная часть населения империи.

Значительное влияние на политику государства в отношении сектантства, оказывала и

Политика церкви была направлена, с одной стороны на тесное сотрудничество, с местными...

Похожие статьи

Советское государство и атеизм: попытка создания новой...

Библиографическое описание: Гончаренко, Е. В. Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии и новая антирелигиозная война

В советской государственно-конфессиональной политике в конце 1950-х годов наметился новый этап. Он был связан со...

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху. Автор: Горкунова Полина Игоревна.

Около 70 лет власти большевиков советского периода государства российского представляли собой некий своеобразный эксперимент по тотальному уничтожению религии.

Модернизация советского законодательства о религиозных...

Социальная деятельность религиозных объединений была запрещена законодательно. «Запрет объяснялся тем, что подобная деятельность не имеет отношения к удовлетворению религиозных потребностей; кроме того, декларировалось, что Советское государство...

Религиозная политика Московского государства и Речи...

Религиозная политика — система целенаправленных действий государства в сфере государственно-конфессиональных отношений

Огромную роль сыграла Московская православная церковь в деле подрыва авторитета католической церкви в Речи Посполитой...

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего времени...

века, Советская эпоха церковно-государственных отношений являют исторические примеры

Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет

46 Богословско-канонический анализ писем и обращений епископа Анадырского и...

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Руководство советского государства сознавало, что уничтожить Церковь как идеологического противника, не вписавшегося в учение

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху. «Святейший Патриарх Алексий II взошел на первосвятительский престол, когда кризис...

История становления российского законодательства...

Ключевые слова: государство, религия, законодательство. Религия на протяжении многих

В 1917 г. вероисповедная политика российского государства переходит на новый этап своего

Уже первые декреты советского государства разорвали былой союз между церковью и...

Конфессиональная политика государства в отношении...

К этим религиозным группам, принадлежала значительная часть населения империи.

Значительное влияние на политику государства в отношении сектантства, оказывала и

Политика церкви была направлена, с одной стороны на тесное сотрудничество, с местными...

Задать вопрос