Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 апреля, печатный экземпляр отправим 9 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Володюшкина, Н. А. Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» / Н. А. Володюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90955/ (дата обращения: 26.03.2025).



В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Ключевые слова: наглядно-образное мышление, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, образовательная область «художественно-эстетическое развитие».

В настоящее время проблеме коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) уделяется значительное внимание, так как по данным Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна сформированность наглядно-образного мышления обуславливает успешность ребенка в процессе обучения в школе, но у детей с ЗПР наглядно-образное мышление отстает в развитии, отмечаются трудности в развитии мыслительных операций и без специального обучения с трудом идет процесс развития образов-представлений. По данным Н. А. Бондиной, К. В. Васильевой, изобразительная, конструктивная, театральная и музыкальная деятельность способствует развитию всех психических функций у детей с задержкой психического развития. И. В. Вальтер, Ю.В Гущина, Р. В. Демьянчук, Т. В. Тумашик определяют условия развития мыслительных процессов детей с ЗПР через театрализованную игру, изобразительную и конструктивную деятельность. О. А. Бокова, В. Говорухина, Н. В. Микляева рассматривают особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр на занятиях по художественно-эстетическому развитию.

Теоретические аспекты изучаемой проблемы исследования, отраженные выше указанными авторами, стали основанием для проведения практической работы по коррекции наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на базе МКДОУ г. Новосибирск «Детский сад 8 «Земляничка»» в период с октября 2021 г. по март 2022 г. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основании теоретических данных таких авторов как О. А. Бокова [1], Л. Ф. Фатикова [2], И. В. Чиркова [3], раскрывающие критерии и показатели наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет, были выбраны диагностических методики исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР: методики Н. И. Гуткиной «Найди отличия» (изучаемые критерий: полнота и расчлененность образных представлений), «Нарисуй целое» (критерий: стойкость и подвижность образных представлений) и «Группировка картинок по цвету и форме» (критерий: сложность/простота структуры образных представлений); методика Л. Ф. Фатиховой «Разрезные картинки» (критерий: способности к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения); методика А. Л. Венгера «Образец и правило» (критерий: восприятие образа и его воспроизведение, возможности к перцептивному моделированию).

Результаты констатирующего исследования позволили выявить, что у 70 % дошкольников с ЗПР преобладает низкий уровень развития наглядно-образного мышления: сложности в восприятии целостного образа объектов и недостаточный уровень возможностей к перцептивному моделированию, в связи с чем воспроизведение геометрических фигур по точкам не соответствуют образцам, а при сложении картинок из 4 и более частей необходим наглядный образ и трафарет, что указывает на сложности к соотнесению частей и целого образа и их пространственного расположения; при продолжении рисунка упускаются общие и характерные признаки предметов, что также указывает на недостаточный уровень умения увидеть стойкие отличия предмета на основании представлений о нем, включая отличительные элементы; детям лучше дается разделение образа на части, то есть легче вычленять частные случаи из объектов, а полнота и расчлененность, стойкость и подвижность, сложность и простота структуры образных представлений развиты недостаточно, в связи с чем им геометрические фигуры сложно распределить и классифицировать, выявить общий признак. У 30 % детей диагностирован средний уровень развития наглядно-образного мышления: у данных детей лучше развиты восприятие целостного образа и его признаков, умение увидеть стойкие отличия предмета, но наблюдаются сложности восприятия и воспроизведения образов объектов, целостный образ складывается при манипуляциях с частыми картинки, методом проб. Всем дошкольникам с ЗПР необходима направляющая помощь, подсказки. Высокий уровень не диагностирован.

На основании полученных данных была проведена работа по коррекции наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Данная практика учитывала индивидуальные особенности развития ребенка и тип ЗПР, процесс развития наглядно-образного мышления детей включал развитие всех его компонентов (полнота, стойкость, сложность структуры образных представлений, способность к соотнесению схемы и реальной ситуации) и был взаимосвязан с развитием их внимания, восприятия, речью, памяти, учитывал специфику организации театральной, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности в ДОО с детьми данной категории.

Коррекционная работа состояла из 42 занятий, которые реализовывались в первой половине дня, имели продолжительность от 30 до 35 минут. В неделю проходило 2 занятия: на первом занятии проходило развитие восприятия образа как целого и формирование представлений по теме недели, второе было направлено на закрепление и преобразование образа, выделение данных направлений является условным так как система построена так что коррекция всех структур наглядно-образного мышления на всех занятиях, однако выделяются направления, на которые больше направлено данное занятие. Структура занятия включает определённые блоки:

1-й блок — организационный. В него включены традиционные приветствия с целью обеспечения положительного настроя каждому ребенку, например, «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.

2-й блок — познавательный. В данный блок были включены различные виды игр (дидактические, словесные, сенсорные), беседы и специальные задания, которые направлены на коррекцию наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с задержкой психического развития. Содержание этого блока направлено на ознакомление с окружающим миром согласно тематике недели: игрушками, мебелью, объектами живой природы и т. д. На данном этапе проводилось 2–3 игры и упражнения, направленных на восприятие образа как целого и мысленное преобразование образа. Основная цель, проводимых игр и упражнений формирование следующих структур наглядно-образного мышления: развитие и расширение представлений об окружающем мире у детей с ЗПР, развитие полноты и расчлененности образных представлений, формирование стойкости и подвижности образных представлений, отражение в сознание детей сложности структуры образных представлений. На данном этапе дети с ЗПР учились воспринимать целостность образа и его признаков, определять сходства и различия, далее основываясь на полученных представлениях, учились видя образ в целом разделять его на части, определять стойкие отличия предмета и воспроизводить его на основании представлений о нем.

3-й блок — музыкальный. В этом блоке осуществляется прослушивание и подпевание музыкальных отрывков по теме занятия, проводились музыкально-подвижные игры, посредством которых передавались характерные образы изучаемых объектов.

4-й блок — продуктивный. Содержанием этого блока является закрепление полученных знаний в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Учитывая временные рамки занятия, использовалась работа по трафарету, с помощью оттеска, рисование предметов по точкам, обводка по контуру, выкладывание формы на пластилиновой основе, дорисовывание, достраивание предмета, коллективная и индивидуальная продуктивная деятельность: создание аппликаций, рисунков, конструирование, лепка. Данная работа проводилась с целью закрепления и воссоздания, а также преобразования образа. На данном этапе дети с ЗПР основываясь на полученные представления, учились соотносить схемы и реальные объекты, соотносили части образа и целого, моделировали.

5-й блок — релаксационный. В нём использовались различные упражнения на снятие напряжения, подводились итоги, рефлексия.

Примеры игр и упражнений, используемых в ходе работы.

1. Восприятие образа как целого и мысленное его преобразование (формируемые структуры наглядно-образного мышления: полнота и расчлененность, стойкость и подвижность образных представлений, сложность и простота структуры образных представлений).

— «Целое». Цель: закрепление образа-представления через воссоздание картинки (разрезанной, недорисованной).

— «Отгадай и нарисуй/вылепи». Цель: закрепление образа-представления через рисование/лепку предмета по загадке.

— «Продолжи образ». Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

— «Что общего между?»... Цель: формирование образа, что у разных предметов имеются общие черты.

2. Закрепление и мысленное преобразование образа (формируемые структуры наглядно-образного мышления: способность к соотнесению схемы и реальной ситуации (соотнесение частей и целого, их пространственного расположения, воспроизведение образа, перцептивное моделирование).

— «Давай порисуем». Цель: опираясь на представления, учить создавать образ, полученных посредством вытягивания нитки, смоченной краской, между двумя листами.

— «Что это может быть?». Цель: развивать восприятие образа и его воспроизведение, возможностей к перцептивному моделированию.

— «Волшебные картинки». Цель: формирование умения воссоздавать знакомые образы на основе геометрических фигур.

Анализ данных повторной диагностики показал эффективность проведенной работы по коррекции наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР посредством художественно-эстетического развития, что подтверждено как методом математической статистики посредством расчета U-критерия Манна-Уитни, так и качественными результатами исследования: дошкольники стали лучше воспринимать целостный образ объектов и разделять его по признакам на части при необходимости для уточнения образа, стали видеть стойкие отличия предмета и воспроизводить его образ на основании представлений о нем, включая элементы, соотносить части и целое образа и их пространственное расположение, определена возможностей к перцептивному моделированию.

Литература:

1. Бокова О. А., Рыбин Д. Н. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр: результаты опытно-экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 2 (87). — С. 260–264.

2. Фатикова Л. Ф. Диагностика наглядного мышления дошкольников // Научный поиск. — 2016. — № 8. — С. 93–99

3. Чикова И. В., Диль-Илларионова Т. В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — Ч. 5. — № 4 (17). — С. 340–343.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, наглядно-образное мышление детей, образовательная область, психическое развитие, ребенок, восприятие образа, музыкальная деятельность, реальная ситуация, старший дошкольный возраст, целостный образ.


Ключевые слова

задержка психического развития, старший дошкольный возраст, наглядно-образное мышление, образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Похожие статьи

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Система дефектологического сопровождения детей с задержкой психического развития

В статье описан пример системы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной организации. Предложена модель взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем. Особое внимание посвящено работе с ...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению и применению сенсорной интеграции с целью коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

В статье рассматривается метод сенсорной интеграции как средство коррекции общего недоразвития речи. Представлены результаты эмпирического исследования по определению особенностей состояния функций сенсорной интеграции у детей старшего дошкольного во...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технолог...

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах. Исследованы основные проблемы педагогичес...

Похожие статьи

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Система дефектологического сопровождения детей с задержкой психического развития

В статье описан пример системы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной организации. Предложена модель взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем. Особое внимание посвящено работе с ...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению и применению сенсорной интеграции с целью коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

В статье рассматривается метод сенсорной интеграции как средство коррекции общего недоразвития речи. Представлены результаты эмпирического исследования по определению особенностей состояния функций сенсорной интеграции у детей старшего дошкольного во...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технолог...

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах. Исследованы основные проблемы педагогичес...

Задать вопрос