Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 03.05.2022

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Володюшкина, Н. А. Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» / Н. А. Володюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90955/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье отражены результаты диагностики особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет с ЗПР, раскрывается опыт практической работы дефектолога по его коррекции в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Ключевые слова: наглядно-образное мышление, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, образовательная область «художественно-эстетическое развитие».

В настоящее время проблеме коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) уделяется значительное внимание, так как по данным Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна сформированность наглядно-образного мышления обуславливает успешность ребенка в процессе обучения в школе, но у детей с ЗПР наглядно-образное мышление отстает в развитии, отмечаются трудности в развитии мыслительных операций и без специального обучения с трудом идет процесс развития образов-представлений. По данным Н. А. Бондиной, К. В. Васильевой, изобразительная, конструктивная, театральная и музыкальная деятельность способствует развитию всех психических функций у детей с задержкой психического развития. И. В. Вальтер, Ю.В Гущина, Р. В. Демьянчук, Т. В. Тумашик определяют условия развития мыслительных процессов детей с ЗПР через театрализованную игру, изобразительную и конструктивную деятельность. О. А. Бокова, В. Говорухина, Н. В. Микляева рассматривают особенности развития наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр на занятиях по художественно-эстетическому развитию.

Теоретические аспекты изучаемой проблемы исследования, отраженные выше указанными авторами, стали основанием для проведения практической работы по коррекции наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» на базе МКДОУ г. Новосибирск «Детский сад 8 «Земляничка»» в период с октября 2021 г. по март 2022 г. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основании теоретических данных таких авторов как О. А. Бокова [1], Л. Ф. Фатикова [2], И. В. Чиркова [3], раскрывающие критерии и показатели наглядно-образного мышления у детей 6–7 лет, были выбраны диагностических методики исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР: методики Н. И. Гуткиной «Найди отличия» (изучаемые критерий: полнота и расчлененность образных представлений), «Нарисуй целое» (критерий: стойкость и подвижность образных представлений) и «Группировка картинок по цвету и форме» (критерий: сложность/простота структуры образных представлений); методика Л. Ф. Фатиховой «Разрезные картинки» (критерий: способности к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения); методика А. Л. Венгера «Образец и правило» (критерий: восприятие образа и его воспроизведение, возможности к перцептивному моделированию).

Результаты констатирующего исследования позволили выявить, что у 70 % дошкольников с ЗПР преобладает низкий уровень развития наглядно-образного мышления: сложности в восприятии целостного образа объектов и недостаточный уровень возможностей к перцептивному моделированию, в связи с чем воспроизведение геометрических фигур по точкам не соответствуют образцам, а при сложении картинок из 4 и более частей необходим наглядный образ и трафарет, что указывает на сложности к соотнесению частей и целого образа и их пространственного расположения; при продолжении рисунка упускаются общие и характерные признаки предметов, что также указывает на недостаточный уровень умения увидеть стойкие отличия предмета на основании представлений о нем, включая отличительные элементы; детям лучше дается разделение образа на части, то есть легче вычленять частные случаи из объектов, а полнота и расчлененность, стойкость и подвижность, сложность и простота структуры образных представлений развиты недостаточно, в связи с чем им геометрические фигуры сложно распределить и классифицировать, выявить общий признак. У 30 % детей диагностирован средний уровень развития наглядно-образного мышления: у данных детей лучше развиты восприятие целостного образа и его признаков, умение увидеть стойкие отличия предмета, но наблюдаются сложности восприятия и воспроизведения образов объектов, целостный образ складывается при манипуляциях с частыми картинки, методом проб. Всем дошкольникам с ЗПР необходима направляющая помощь, подсказки. Высокий уровень не диагностирован.

На основании полученных данных была проведена работа по коррекции наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Данная практика учитывала индивидуальные особенности развития ребенка и тип ЗПР, процесс развития наглядно-образного мышления детей включал развитие всех его компонентов (полнота, стойкость, сложность структуры образных представлений, способность к соотнесению схемы и реальной ситуации) и был взаимосвязан с развитием их внимания, восприятия, речью, памяти, учитывал специфику организации театральной, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности в ДОО с детьми данной категории.

Коррекционная работа состояла из 42 занятий, которые реализовывались в первой половине дня, имели продолжительность от 30 до 35 минут. В неделю проходило 2 занятия: на первом занятии проходило развитие восприятия образа как целого и формирование представлений по теме недели, второе было направлено на закрепление и преобразование образа, выделение данных направлений является условным так как система построена так что коррекция всех структур наглядно-образного мышления на всех занятиях, однако выделяются направления, на которые больше направлено данное занятие. Структура занятия включает определённые блоки:

1-й блок — организационный. В него включены традиционные приветствия с целью обеспечения положительного настроя каждому ребенку, например, «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.

2-й блок — познавательный. В данный блок были включены различные виды игр (дидактические, словесные, сенсорные), беседы и специальные задания, которые направлены на коррекцию наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с задержкой психического развития. Содержание этого блока направлено на ознакомление с окружающим миром согласно тематике недели: игрушками, мебелью, объектами живой природы и т. д. На данном этапе проводилось 2–3 игры и упражнения, направленных на восприятие образа как целого и мысленное преобразование образа. Основная цель, проводимых игр и упражнений формирование следующих структур наглядно-образного мышления: развитие и расширение представлений об окружающем мире у детей с ЗПР, развитие полноты и расчлененности образных представлений, формирование стойкости и подвижности образных представлений, отражение в сознание детей сложности структуры образных представлений. На данном этапе дети с ЗПР учились воспринимать целостность образа и его признаков, определять сходства и различия, далее основываясь на полученных представлениях, учились видя образ в целом разделять его на части, определять стойкие отличия предмета и воспроизводить его на основании представлений о нем.

3-й блок — музыкальный. В этом блоке осуществляется прослушивание и подпевание музыкальных отрывков по теме занятия, проводились музыкально-подвижные игры, посредством которых передавались характерные образы изучаемых объектов.

4-й блок — продуктивный. Содержанием этого блока является закрепление полученных знаний в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Учитывая временные рамки занятия, использовалась работа по трафарету, с помощью оттеска, рисование предметов по точкам, обводка по контуру, выкладывание формы на пластилиновой основе, дорисовывание, достраивание предмета, коллективная и индивидуальная продуктивная деятельность: создание аппликаций, рисунков, конструирование, лепка. Данная работа проводилась с целью закрепления и воссоздания, а также преобразования образа. На данном этапе дети с ЗПР основываясь на полученные представления, учились соотносить схемы и реальные объекты, соотносили части образа и целого, моделировали.

5-й блок — релаксационный. В нём использовались различные упражнения на снятие напряжения, подводились итоги, рефлексия.

Примеры игр и упражнений, используемых в ходе работы.

1. Восприятие образа как целого и мысленное его преобразование (формируемые структуры наглядно-образного мышления: полнота и расчлененность, стойкость и подвижность образных представлений, сложность и простота структуры образных представлений).

— «Целое». Цель: закрепление образа-представления через воссоздание картинки (разрезанной, недорисованной).

— «Отгадай и нарисуй/вылепи». Цель: закрепление образа-представления через рисование/лепку предмета по загадке.

— «Продолжи образ». Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

— «Что общего между?»... Цель: формирование образа, что у разных предметов имеются общие черты.

2. Закрепление и мысленное преобразование образа (формируемые структуры наглядно-образного мышления: способность к соотнесению схемы и реальной ситуации (соотнесение частей и целого, их пространственного расположения, воспроизведение образа, перцептивное моделирование).

— «Давай порисуем». Цель: опираясь на представления, учить создавать образ, полученных посредством вытягивания нитки, смоченной краской, между двумя листами.

— «Что это может быть?». Цель: развивать восприятие образа и его воспроизведение, возможностей к перцептивному моделированию.

— «Волшебные картинки». Цель: формирование умения воссоздавать знакомые образы на основе геометрических фигур.

Анализ данных повторной диагностики показал эффективность проведенной работы по коррекции наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР посредством художественно-эстетического развития, что подтверждено как методом математической статистики посредством расчета U-критерия Манна-Уитни, так и качественными результатами исследования: дошкольники стали лучше воспринимать целостный образ объектов и разделять его по признакам на части при необходимости для уточнения образа, стали видеть стойкие отличия предмета и воспроизводить его образ на основании представлений о нем, включая элементы, соотносить части и целое образа и их пространственное расположение, определена возможностей к перцептивному моделированию.

Литература:

1. Бокова О. А., Рыбин Д. Н. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр: результаты опытно-экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 2 (87). — С. 260–264.

2. Фатикова Л. Ф. Диагностика наглядного мышления дошкольников // Научный поиск. — 2016. — № 8. — С. 93–99

3. Чикова И. В., Диль-Илларионова Т. В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — Ч. 5. — № 4 (17). — С. 340–343.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, наглядно-образное мышление детей, образовательная область, психическое развитие, ребенок, восприятие образа, музыкальная деятельность, реальная ситуация, старший дошкольный возраст, целостный образ.


Ключевые слова

задержка психического развития, старший дошкольный возраст, наглядно-образное мышление, образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Похожие статьи

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технолог...

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах. Исследованы основные проблемы педагогичес...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников

Обосновываются личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников. Представлена Модель художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

Похожие статьи

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обоснована необходимость проведения бинарных уроков и применение технолог...

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически запущенных детей в общеобразовательной школе

В статье дается анализ понятия «педагогическая запущенность», рассматриваются факторы возникновения педагогической запущенности, особенности проявления педагогической запущенности на разных возрастных этапах. Исследованы основные проблемы педагогичес...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников

Обосновываются личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников. Представлена Модель художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

Задать вопрос