Изучение экологии в школе и СПО как основной фактор формирования экологической культуры у школьников и студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Исаева, Ю. Д. Изучение экологии в школе и СПО как основной фактор формирования экологической культуры у школьников и студентов / Ю. Д. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90901/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются принципы формирования экологической культуры в целях создания эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, рационального природопользования, изучения взаимодействий системы «человек-природа».

Ключевые слова: экологическая культура, экология, образование.

Экологическую культуру необходимо воспитывать в человеке с самого раннего возраста. Школьники и студенты должны получать экологические знания в процессе обучения. В № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что целях формирования экологической культуры в обществе и воспитания бережного отношения к природе, необходимо реализовывать экологическое просвещение, которое осуществляется путем распространения знаний о состоянии окружающей среды. Формирование экологического мировоззрения должно способствовать не только приобретению навыков научного анализа явлений природы, но и осмыслению взаимодействия общества и природы, а так же сформировать общие знания по экологии. Экологизация начинает происходить на начальном этапе образования при изучении предмета «окружающий мир» в начальной школе. В дальнейшем знания приобретаются путем изучения химии, биологии и географии в средней и старшей школе, а так же профильных дисциплин в учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы. Смешанная модель экологического образования предполагает изучение основ экологии в рамках самостоятельного учебного предмета и одновременно насыщает экологическими понятиями содержание всех других школьных предметов. Все эти аспекты являются показателями ориентации образования на процессы формирования экологической культуры.

Экологическое образование в России берет свое начало с изучения естествознания примерно в XVIII веке. В 90-х годах создавались новые методические принципы обучения. В настоящее время экологическое образование рассматривают как единую систему, в которую входят дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее образование, а также обучение взрослого населения. Сейчас экологическая культура становится не чем-то желательным в образовательной организации, а обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Эффективность экологического образования определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, которая означает способность решать профессиональные задачи и проблемы. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы для синтеза научных знаний и социального опыта. Цель экологического образования: формирование у школьников и студентов основ экологической культуры, развитие интереса и любви к природе. Процесс развития экологического мировоззрения затрагивает личность учащегося, при обучении необходимо сформировать систему умений и навыков, таких как умение объяснять полученные знания, конструировать экологические модели естественных систем, проигрывать возможные варианты экологических ситуаций, объяснять практические явления экологического характера [1] .

В школе содержание экологического воспитания отражается в следующих составляющих: общенаучный аспект, т. е. формирование учебно-познавательного отношения к природной среде; ценностный — определение значимости природы в существовании человека; нормативный — освоение системой нравственных и правовых норм; деятельностный — развитие познавательных и практических навыков и способов деятельности экологического характера [2]. В модели построения уроков экологии центральной идеей экологического мировоззрения является идея коэволюции т. е. совместного взаимодействия живых систем и окружающего мира. Теоретическими постулатами этой идеи являются знания об особенностях функционирования естественных и социальных систем [3]. При изучении стратегий формирования ценностного отношения к окружающему нас миру, необходимо учитывать особенности психологического развития детей школьного возраста. В этот период у детей приобретается опыт взаимодействия с природой и формируется отношение к ней. Как самостоятельная область научного знания теория и методика обучения экологии имеют собственный объект и предмет исследования, обладают собственной методологией и терминологическим аппаратом.

В теории обучения экологии установлены закономерности и принципы обучения и воспитания учащихся. Для изучения экологии в рамках школы нужно мотивировать школьников участвовать в различных экодвижениях; призывать детей участвовать в школьных и городских субботниках; приглашать лекторов, представителей экологических организаций, преподавателей; создавать в рамках школы акции по сбору вторсырья, батареек, крышечек, макулатуры; устраивать экскурсии в заповедники, парки; читать лекции об энергопотреблении, загрязнениях, рисках глобального потепления и т. д. Внеклассная деятельность учащихся позволяет систематизировать и расширить сферу экологических знаний и умений. Дополнительной мотивацией для старшеклассников может служить право на поступление вне конкурса на естественно-научные направления при победе в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Среди исследователей процесса экологического воспитания школьников находятся вопросы формирования и развития экологического сознания, мировоззрения, поведения, экологического образования, а также эколого-аксиологические аспекты, при которых процесс обучения строится на основе аксиологической технологии развития экологической культуры, поэтапно изучаются эколого-ценностные составляющие все более высокого уровня, реализуется совокупность взаимосвязанных педагогических условий: ценностных, целевых, содержательных, учебно-процессуальных, методических и т. д.

Структуру взаимосвязей и отношений между компонентами исследуемого объекта можно поделить на следующие элементы: мотивационный — эмоциональное принятие ценностей; диагностический, т. е. исследование уровней сформированности экологической культуры учащегося; содержательный — отбор теоретических знаний о сущности экологической культуры, умений, навыков; процессуальный — способы и технологии образовательной деятельности, направленные на достижение целей педагогического эксперимента; результативный — отражает результаты экспериментальной деятельности по воспитанию экологической культуры.

Роль экологии в жизни и деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации, вызванной ростом населения и обострением социальных противоречий. Дальнейшее существование планеты возможно только в гармонии общества с окружающей средой. Это требует наличия знаний и соблюдения биологических закономерностей. Для устранения экологических проблем необходимо воспитать новое поколение с развитым экологическим мировоззрением. Экологическое образование призвано решить такие вопросы, как экономия природных ресурсов, предотвращение неоправданного загрязнения, сохранение естественных экосистем, формирование сознательной готовности к активному личному участию в природоохранных мероприятиях.

Требования к экологической образованности студента СПО предполагают разработку разнообразных путей экологизации образования на интегрированной, междисциплинарной и проблемной основе [4]. Особенностью процесса обучения в колледже является профессиональная направленность, при этом необходимо учитывать возрастные особенности студентов. Экологические знания должны сформировать научную картину взаимодействия человека и природы с помощью методологических подходов к практической деятельности в экологической области. Формирование экологической культуры — педагогический процесс, направленный на расширение теоретических знаний о взаимосвязи профессиональной и природоохранной деятельности. Развитие личности студента СПО обеспечивается через формирование совместных учебных действий преподавателя и обучающихся. Экологическое образование обеспечивает накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций и получение специальных знаний в сфере природопользования.

Методами экологического воспитания являются: методы анализа и коррекции сложившейся экологической ориентации; методы, стимулирующие самостоятельную деятельность; методы теоретического обоснования экологических проблем. Экологическая компетентность является важным показателем приобретения специфических знаний и рассматривается как комплекс знаний, включающих гармоничное развитие человека и природы. Уровнями достижения целей экологического образования являются: экологическая грамотность (на эмпирическом уровне); экологическая образованность (на теоретическом уровне); экологическая компетентность (как созидательная деятельность). [5] Принципами экологического образования выступают: всеобщность, непрерывность, гуманизация, ориентация на развитие экологического мышления.

Эффективность формирования экологической культуры обеспечивает комплекс педагогических условий: интеграция на основе междисциплинарного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов профессиональных и экологических знаний, разработка методических рекомендаций, реализация педагогических методов. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей и является желательным результатом экологического образования. Экологическое образование дает возможность оптимизации дальнейшей жизненной перспективы и выводит личность студента на другой уровень жизни, расширяет ее возможности. Сформированная экологическая воспитанность проявляется в: наличии интересов и знаний, понимании ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, формировании системы экологических убеждений и ценностей, способности использовать знания на практике.

Курс экологических дисциплин помогает студентам в естественно-научном восприятии природных явлений, поскольку основные ее концепции базируются на общих законах развития. Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации [6].

Литература:

  1. Алиханова Р. А., Караханова Г. А. Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2017. № 3.
  2. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова, И. В. Снитко, И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
  3. Мириленко А. П. «Школа 3.0»: концепция альтернативного среднего образования // Школьные технологии. 2020. № 3.
  4. Евсеева Мария Федоровна Формирование экологической культуры студентов в условиях учреждений среднего профессионального образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № S2.
  5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. М. Образование и экология, 2011 г.
  6. Андреева Н. Д. А655 Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с. ISBN 978–5-7695–5942–6.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическое образование, знание, окружающая среда, формирование, экологическое мировоззрение, профессиональная деятельность, экологическая компетентность, экологический характер, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Формирование экологической культуры и компетентности...

экологическая культура, экологическое сознание, окружающая среда, природа, экологическая деятельность, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Лещинская В. В. Экологическая культура: несколько шагов к пониманию понятия. Роль библиотек России в формировании экологической

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Механизм формирования экологического мировоззрения

Механизм формирования экологического мировоззрения. Автор: Ещенко Светлана Михайловна. Рубрика: Юриспруденция.

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое...

При этом учитывается, что экологическая культура - это многоаспектное понятие, поскольку она органически связана не только с сущностью личности в целом, но и с ее различными сторонами и качествами [16, с.135]. Обращаясь к проблеме формирования экологической...

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен...

Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников: сб. науч

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя

окружающая среда, экологическое образование, знание, экологическая культура...

Некоторые аспекты формирования экологической культуры...

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, студент вузов, экологический

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире...

Воспитание экологического сознания и экологической...

 В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи

Экологическая культура — это сохранение природы, не причиняя ей вреда, глубоко осознавая закономерности развития природы и ее сохранения.

Формирование экологического воспитания и культуры...

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Формирование экологической культуры и компетентности...

экологическая культура, экологическое сознание, окружающая среда, природа, экологическая деятельность, природная среда, профессиональная готовность, профессиональная подготовка, устойчивое развитие...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как...

Роль и значение экологического образования в формировании...

Лещинская В. В. Экологическая культура: несколько шагов к пониманию понятия. Роль библиотек России в формировании экологической

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Механизм формирования экологического мировоззрения

Механизм формирования экологического мировоззрения. Автор: Ещенко Светлана Михайловна. Рубрика: Юриспруденция.

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое...

При этом учитывается, что экологическая культура - это многоаспектное понятие, поскольку она органически связана не только с сущностью личности в целом, но и с ее различными сторонами и качествами [16, с.135]. Обращаясь к проблеме формирования экологической...

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен...

Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников: сб. науч

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя

окружающая среда, экологическое образование, знание, экологическая культура...

Некоторые аспекты формирования экологической культуры...

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, студент вузов, экологический

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире...

Воспитание экологического сознания и экологической...

 В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи

Экологическая культура — это сохранение природы, не причиняя ей вреда, глубоко осознавая закономерности развития природы и ее сохранения.

Формирование экологического воспитания и культуры...

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства...

Задать вопрос