В настоящей статье рассматриваются причины, основные точки преобразований научно-исследовательского и социального слоев общественной жизни, в том числе типа научной рациональности, а также следствия четвертой научной революции конца двадцатого века.
Ключевые слова: научная революция, наука, научная рациональность, постнеклассический этап развития научного знания, исследовательский процесс.
This article examines the causes, the main points of transformation of the research and social strata of public life, including the type of scientific rationality, as well as the consequences of the fourth scientific revolution of the late twentieth century.
Keywords: scientific revolution, science, scientific rationality, post-non-classical stage of development of scientific knowledge, research process.
Наука является особенным направлением человеческой деятельности, главной целью которого является получение достоверных знаний об окружающей действительности. Однако наука, как специфическое направление, на пути своего исторического развития нередко сталкивается с коренными преобразованиями. В силу формирования новых способов познания, превосходящих существующие по качественным показателям и более простых в практическом применении, наука сталкивается с революционными периодами развития.
Конец двадцатого века стал переломным периодом истории развития научного знания как такового. Появление множественных подходов к организации научного процесса, а также технологий производства стало одним из основополагающих толчков к дальнейшим изменениям общественной жизни.
Немаловажным фактором, повлиявшим на бурное развитие науки и рассматривающих её базисом отраслей жизни человека, стало появление также нового направления в представлении и работе с информационными ресурсами — медиасферы. Стремление человека к распространению информации и ставшие доступными для практического применения технологические инструменты, слившись воедино, стали устойчивой основой для развития данных идей [6, с. 2].
Однако основополагающим компонентом для названных причин произошедшей научной революции стал, в первую очередь, процесс формирования нового восприятия картины научного знания в целом. Под данным процессом следует рассматривать, в частности, переход научного сообщества к изучению междисциплинарных аспектов человеческого бытия и, соответственно, формирование комплекса мультидисциплинарных наук. Кроме того, вопросы, вызывающие научный интерес, стали проблемно-ориентированными, что позволило как сделать множество новых открытий, так и, фактически, перевернуло представление научного сообщества о принципах организации исследовательских процессов [4, с. 217].
Вследствие описанных изменений в восприятии научно-исследовательской деятельности как таковой, в ходе четвертой научной революции конца двадцатого века была сформирована так называемая «постнеклассическая» наука, которая представляет собой слияние теоретического и практико-экспериментального аспектов организации научной деятельности.
В ходе описываемого периода развитии мировой науки произошло, фактически, изменение восприятия обществом картины мира. Природа стала рассматриваться как единая, высокоорганизованная (и, вследствие этого, саморегулирующаяся) система. Представление о мире в корне было направлено на системно-ориентированный подход, чему способствовало, например, изучение молекул ДНК, открытие волновых свойств материи, создание теории относительности и прочие открытия описываемой направленности [4, с. 102].
Сформированное направление научного знания вызвало также появление нового вида научной рациональности, характерной для описываемого периода. Так, в постнеклассической эпохе развития науки, появившейся вследствие произошедших событий четвертой научной революции, стали преобладать паранепротиворечивые и «нечеткие», а также вычислительные логики. В отношении научных теорий следует отметить их статистико-вычислительный характер. Подобно неклассическому типу научной рациональности, на первом месте остался политеоризм — предполагается, что различное знание может иметь несколько обоснованных теорий. Из этого убеждения вытекает также характерная черта постнеклассического типа научной рациональности — он предполагает полную зависимость содержания знания от субъективной стороны познающего.
Фактически, любое явление с точки зрения сформировавшегося типа научной рациональности рассматривается как открытая самоорганизующаяся система. При этом представители научного сообщества убеждены в весомой роли случайности и хаоса в развитии данных систем. Важно также отметить весомую роль принципа историзма в понимании процесса познания, что сводится к вышеописанному предположению о зависимости любого знания от познающего его субъекта [1, с. 68].
Произошедшая четвертая научная революция, пришедшаяся на конец двадцатого века, послужила основой для развития большого числа междисциплинарных научных направлений, а также совершения беспрецедентного числа открытий. Так, на смену статистическим методам организации рабочего процесса пришла возможность применения высокомощных вычислительных комплексов, что сделало возможным, в свою очередь, организовать быстрый и качественный процесс исследования в медицине, космосе, области искусственного интеллекта.
Человечество на практике испытало и продолжает испытывать последствия произошедшей перестройки научно-исследовательского сообщества и его принципов. Так, после изобретения кремниевого чипа, стало возможным проводить большее число логических операций под полным контролем автоматики, что нашло свое отражение в проектировании и дальнейшей реализации новых космических программ, организации медицинского обеспечения населения, повышении государственной и научной стабильности в мире, переходе к новым типам вооружений и принципов функционирования различных государств в мире [3, с. 2].
Кроме того, из последствий четвертой научной революции вытекает формирование нового информационного пространства — пространства медиа, что повлекло за собой повышение доступности применения электронных устройств в массовых реалиях. Повысились и расширились не только уровни мощности и области применения новых технологических решений, но и степень их вовлеченности в социальные процессы [5, с. 3].
Электронные устройства прочно вошли в жизнь человека, создав представления о единой мобильной и интернет-связи, базирующихся на них сервисов и программах. Данное направление развития технологий не просто нашло широкое распространение в обществе, но и стало главным (превосходящим) конкурентом уже существующих способов передачи информации — например, телевидения.
Литература:
- Миронов В. В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. // В. В. Миронов. М.: Гардарики, 2006. — 639 с.
- Никитич Л. А. История и философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. // Л. А. Никитич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 335 с.
- Сточик Андрей Михайлович, Затравкин С. Н. Научная революция в медицине последней четверти ХIХ — первой половины ХХ века. Сообщение 2. Начало пересмотра медицинской науки // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-revolyutsiya-v-meditsine-posledney-chetverti-hih-pervoy-poloviny-hh-veka-soobschenie-2-nachalo-peresmotra-meditsinskoy-nauki (дата обращения: 17.03.2022).
- Торосян В. Г. История и философия науки: учебник для вузов. // В. Г. Торосян. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 368 с.
- Узилевский Геннадий Яковлевич Четвертая научно-техническая революция: особенности, признаки, сверхзадачи // Вестник экспертного совета. 2017. № 2 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chetvertaya-nauchno-tehnicheskaya-revolyutsiya-osobennosti-priznaki-sverhzadachi (дата обращения: 17.03.2022).
- Яницкий Олег Николаевич Четвертая научно-техническая революция, глобализация и институты // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chetvertaya-nauchno-tehnicheskaya-revolyutsiya-globalizatsiya-i-instituty (дата обращения: 17.03.2022).