Анализ основных проблем в системе здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Бахчёва, П. В. Анализ основных проблем в системе здравоохранения / П. В. Бахчёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90871/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор анализирует основные пробелы в нормативно-правовых актах и проблемы Министерства здравоохранения.

Ключевые слова: Российская Федерация,единая система здравоохранения, медицинская помощь, медицинский персонал, частная система здравоохранения, система, недостаточная квалификация, социальное развитие.

В настоящее время в сфере деятельности Министерства здравоохранения используются различные системы, предназначенные для хранения, поиска и обработки информации и базы данных, которые содержат в себе содержащие значительные объемы информации о здоровье, социальном развитии, труде и занятости, собранные организациями, подчиненными Минздраву России. Был накоплен большой опыт внедрения и поддержки этих систем. Наличие различий в информационных системах обусловлено различными подходами к их созданию и поддержке. Информационные системы, созданные ранее, в основном тесно сфокусированы и сосредоточены на предоставлении конкретных функций и задач. Их разработка на предприятии не только принесла ощутимые результаты, но и вызвала серьезные проблемы. Основываясь на принципе снизу вверх, благодаря постоянному созданию и связыванию старых и новых технологий, существующие информационные системы представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. Организационно-технологические решения, программные, жестко привязанные к моменту создания систем организационной структуры министерства и нижестоящих организаций.

В частности, следует отметить следующие проблемы:

  1. Существующие информационные системы частично перекрываются реализованными функциями, слабо связаны структурно, поддерживают различные форматы данных и не могут быть интегрированы в единую систему без существенной реструктуризации;
  2. Не существует единой инфраструктуры для сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в области здравоохранения, социального развития, труда и занятости;
  3. Существующие информационные системы не предназначены для работы в едином информационном пространстве, а используемые методы обработки данных не способны обеспечить обновление данных с требуемым временным интервалом;

Исправление таких решений не может быть осуществлено путем простой адаптации существующих информационных систем и их взаимодействия между собой. За последний год деятельность Министерства здравоохранения настолько явно сравнивалась с возложенными на них задачами, что просто стало невозможно не обратить на это внимания.

В этой связи вызывает удивление и сожаление тот факт, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], который должен был стать основным законом, вытекающим из концепции, был внесен в Госдуму без широкого обсуждения для его скорейшего принятия. По этому документу есть множество замечаний и предложений, которые не отражены в этом законопроекте. Главное стремление россиян — гарантии бесплатной медицинской помощи — размыто и неконкретно в законе. В то же время регулирование платных услуг предписано таким образом, что вы можете почти бесконтрольно взимать деньги с населения даже за жизненно важные лекарства и процедуры. Законопроект противоречит ряду статей Российской Конституции, многим международным конвенциям, не подкреплен экспертными мнениями, исторической, социологической и экономической информацией. Законопроект не учитывает контекст социально-экономического развития страны в целом. В частности, неуклонное увеличение социального неравенства между отдельными социальными группами и регионами, процессы депопуляции, негативные тенденции в развитии семьи, положение на работе и занятости.

Также можно выделить проблему в упралении системой здравоохранения. Это прежде всего проявляется в отсутствии стратегического планирования и ответственности руководителей всех уровней за достижение результатов.

Это связано прежде всего с тем, что в в Российской Федерации не существует системы оценки деятельности руководителей здравоохранения всех уровней (включая ежегодные отчеты) по показателям, принятым в развитых странах, например, по качеству и безопасности медицинской помощи, эффективности деятельности и т. д. Существующие отчеты об эффективности исполнительной власти (в сфере здравоохранения) не отражают реальной картины в регионах, поскольку сравнение проводится по устаревшим (в советские времена) и недифференцированным стандартам, например, без разделения коек по интенсивности и врачей на врачей первичного звена и специалистов. Во-вторых, неэффективное управление проявляется в нерациональном распределении государственных средств. Таким образом, основное внимание в государственных программах уделяется неоднозначно.

Еще одна проблема — дефицит и дисбаланс в структуре медицинского персонала. Нет врачей — нет доступной медицинской помощи.

Отсюда вытекает следующая проблема: недостаточная квалификация медицинского персонала и, как следствие, неудовлетворительное качество медицинской помощи. Нет врача — плохо, но не квалифицированный врач — еще хуже. Недостаточная квалификация медицинского персонала проявляется в низком качестве медицинской помощи по сравнению с развитыми странами.

В нашем законодательстве имется ряд пробелов. Таким образом, Конституция Российской Федерации, обозначающая системы здравоохранения, прямо не указывает на существование в Российской Федерации единой системы здравоохранения, составными частями которой должны быть государственные, муниципальные и частные системы здравоохранения. Непризнание конституционного существования единой системы здравоохранения означает отсутствие прямой конституционной обязанности поддерживать и развивать соответствующую систему здравоохранения на своих территориях в целом при отсутствии соответствующего правового регулирования, которого нет у федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом анализ статей, несмотря на отсутствие прямых указаний на них, дает косвенные основания считать систему здравоохранения в РФ конституционным институтом, поскольку социальный характер государства Конституцией приписывается основам конституционной системы. Из содержания конституционных норм определяется необходимость единой системы здравоохранения, объединяющей различные формы государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения в определенной области. О необходимости единой системы здравоохранения в Российской Федерации также свидетельствует концепция развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации.

Эффективным методом решенияя этой проблемы является конкретизизация в подписках пути достижения указанных в Конституции целей, в частности:

а) организационную структуру и компетентность управленческого компонента системы здравоохранения любого уровня, не исключая возможности участия представителей государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения;

б) обязательное принятие нормативных актов и отдельных актов вышестоящей подсистемы управления для ее уровня и подчиненных подсистем должно быть обеспечено конкретными мерами ответственности за неисполнение этих актов.

Также во время пандемии коронавирусной инфекции стали видны такие острые пробелы, как закон о биологической безопасности. Российская Федерация проявила себя достаточно быстро и четко, в сравнении с другими странами, но не смотря на это нашей системе все же нужны изменения.

На данном этапе у нас нет опреденного органа управления. Рассмотрим очень простой пример: Увеличение производства средств индивидальной защиты (маски). Каждое ведомство действует самостоятельно, за это отвечает Министерство здравоохранения, Министерство промышленности и торговли, Роспотребнодзор, Роздравнадзор.

Обращая внимание можно сделать вывод, что конечно сфера здравоохранения находится в состоянии неопределенности, а связано это прежде всего с эпидемиологической обстановкой во всем мире. По-этому в целом возращение к старым методам работы невозможно, так как в системе здравоохранения осуществляется разработка и принятия мер, с поддеркой которой обеспечивается реализация определенных государственных гарантий по охране здоровья,именно здесь и нужно обновление, ведь в системе здравоохранения назрел ряд перемен, которые потребуют внесения поправок и добавлений в функционирующие право по охране здоровья.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  3. Кизилов В. В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кизилов Вячеслав Владимирович. Ростов-на-Дону, 2006. 28 с.
  4. Терехина Е. О. Государственное регулирование системы здравоохранения в субъекте Российской Федерации: магистерская диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пенза, 2018. 119 с.
Основные термины (генерируются автоматически): российская Федерация, единая система здравоохранения, медицинская помощь, медицинский персонал, система здравоохранения, частная система здравоохранения, недостаточная квалификация, система, социальное развитие, охрана здоровья.


Ключевые слова

система, медицинская помощь, социальное развитие, медицинский персонал, Российская Федерация, единая система здравоохранения, частная система здравоохранения, недостаточная квалификация

Похожие статьи

Основные приоритеты развития национального проекта...

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, здравоохранение, развитие национального проекта, стратегия развития, гражданская безопасность по охране труда, правовые основы охраны труда, приоритеты развития здравоохранения, Российская Федерация.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

Освещены проблемы в системе здравоохранения: недостаточность финансирования программ по оказанию услуг и предоставлению

В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации.

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает совершенствование системы охраны здоровья работающего населения, выявления и профилактики профессиональных заболеваний, законодательства в сфере...

Особенности государственного управления в области...

В настоящее время система здравоохранения в стране продолжает находиться в состоянии реформирования. Главная движущая сила реформы национальной системы здравоохранения — актуальные проблемы в этой сфере, к числу которых относится проблема невысокой...

История развития законодательства, регулирующего сферу...

После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и нормативно-правовые акты претерпели значительные изменения. Теперь данная система была полностью сконцентрирована в руках государства. Все медицинские учреждения стали государственными...

Развитие системы здравоохранения России зависит от...

Как известно, здравоохранения это социальная система, регулирование деятельности такой системы выполняется межсекторально. Это значит, что деятельность составляющей всей системы может зависеть от управляющего решения различных министерств и ведомств...

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи...

 Реализация Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусматривает совершенствование обеспеченности и доступности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению. В подпрограмме № 1...

Совершенствование управления системой здравоохранения

Совершенствование управления системой здравоохранения. Автор: Сотникова Елена Владимировна.

В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики.

Здравоохранение как региональная социально-экономическая...

Как социально-экономическая система регион включает в себя элементы, которые

Заметим, что подсистема здравоохранения состоит из элементов (это медицинские учреждения и

Социально-экономическая политика, основанная на приоритетах и ценностях развития...

Похожие статьи

Основные приоритеты развития национального проекта...

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, здравоохранение, развитие национального проекта, стратегия развития, гражданская безопасность по охране труда, правовые основы охраны труда, приоритеты развития здравоохранения, Российская Федерация.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

Освещены проблемы в системе здравоохранения: недостаточность финансирования программ по оказанию услуг и предоставлению

В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации.

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает совершенствование системы охраны здоровья работающего населения, выявления и профилактики профессиональных заболеваний, законодательства в сфере...

Особенности государственного управления в области...

В настоящее время система здравоохранения в стране продолжает находиться в состоянии реформирования. Главная движущая сила реформы национальной системы здравоохранения — актуальные проблемы в этой сфере, к числу которых относится проблема невысокой...

История развития законодательства, регулирующего сферу...

После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и нормативно-правовые акты претерпели значительные изменения. Теперь данная система была полностью сконцентрирована в руках государства. Все медицинские учреждения стали государственными...

Развитие системы здравоохранения России зависит от...

Как известно, здравоохранения это социальная система, регулирование деятельности такой системы выполняется межсекторально. Это значит, что деятельность составляющей всей системы может зависеть от управляющего решения различных министерств и ведомств...

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи...

 Реализация Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусматривает совершенствование обеспеченности и доступности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению. В подпрограмме № 1...

Совершенствование управления системой здравоохранения

Совершенствование управления системой здравоохранения. Автор: Сотникова Елена Владимировна.

В современном мире система здравоохранения является одной из наиболее приоритетных областей государственной экономической политики.

Здравоохранение как региональная социально-экономическая...

Как социально-экономическая система регион включает в себя элементы, которые

Заметим, что подсистема здравоохранения состоит из элементов (это медицинские учреждения и

Социально-экономическая политика, основанная на приоритетах и ценностях развития...

Задать вопрос